Конспект урока "Природные зоны России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Низовцева Елена Леонидовна

Обобщающий урок по теме природные зоны России. В конце урока составляется ментальная карта по всем природным зонам, необходимая при подготовке к ВПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Природные зоны России72.18 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой, снятие напряжения учащихся.

- Прозвенел звонок, начинается урок.

СЛАЙД 1

 Снова пришёл долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

 - Садитесь, пожалуйста.

- Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.  Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу. С хорошим настроением мы начинаем наш урок.

А теперь я предлагаю нам (поиграть).

Если вы согласны со мной, то хлопайте в ладоши один раз:

* У меня сегодня хорошее настроение.

* У меня в классе много друзей.

* Я берегу и охраняю родную природу

* Я люблю смотреть телевизор.

* Я люблю помогать взрослым.

* Я люблю природу.

* Я люблю уроки окружающего мира

- Я тоже люблю природу и люблю уроки окружающего мира. Ведь это - это уроки общения, уроки встречи с растениями и животными , уроки - открытия: мы всегда узнаём что - то новое.

Начинается наше занятие.

       Будет, думаю, оно увлекательным.

       По природе родной будем шагать

       Рассуждать , анализировать, обобщать.

ЧЁРНЫЙ СЛАЙД

2. Актуализация знаний, появление темы, целей урока.

Ребята посмотрите пожалуйста на слайд и скажите.

   Слайд №3. 

«Дружный хоровод» - белый медведь, северный олень, белка, дрофа, верблюд, дельфин.лиса, волк.

- Могут ли все эти животные собраться вместе в дикой природе? (Нет)

- Почему? (Они обитают в разных природных зонах)

А что же такое природная зона? (Появляется на доске карточка ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ)

Давайте попробуем назвать тему урока.

Природные зоны России

- Слайд 5

Сколько мы с вами знаем природных зон? (6)

Мы с вами изучили все природные зоны? (да)

Так давайте же вспомним какие природные зоны мы с вами знаем.

СЛАЙД ЧЕРНЫЙ

Я вам сейчас зачитаю описание природной зоны, а вы постарайтесь её назвать.

1.- Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)

2.- Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)

3.- Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)

4.- Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)

5.- Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето  продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)

4.- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)

На доске вокруг таблички природные зоны появляются названия (Арктика, Тундра, Зона лесов, Степь, Пустыня, Черноморское побережье Кавказа)

 Арктика                                                                   Пустыня

Тундра                                                                       Зона лесов

                   Степь              Черноморское побережье Кавказа

_Ребята , а в каком направлении происходит смена природных зон?

-Расположите по порядочку природные зоны с севера на юг.

Арктика, тундра, Лес, степь, пустыня, Черноморское побережье

Какую же задачу мы поставим перед собой сегодня на урок?

СЛАЙД 6

Задачи:

Повторить природные зоны;

Обобщить знания о природных зонах;

Создать опорную карту для подготовки к ВПР.

Верно ребята. Сегодня  нам  необходимо  подвести  итог  нашей  исследовательской  работе,  которую  мы  с  вами проделали,  изучая  раздел  « Природа  России». Каждому  надо  определиться  в  своём  отношении  к природе  и  взаимодействию  с  ней.

     - Работать вы  будете  в  группах ( все  учащиеся  перед  началом  урока  делятся  на  5 групп). Помните  об  этике  общения: (Вспомнить правила работы в группе)

СЛАЙД 7

 -  умейте  выслушать  собеседника  до  конца;

 -  не  перебивайте  друг  друга;

  - с  уважением относитесь к  мнению  окружающих.

СЛАЙД 8 ЧЁРНЫЙ

-Каждая группа будет обобщать материал по своей природной зоне, а вот по какой вы сейчас должны определиться:

5 группа- вы собираете пазл и определяете свою природную зону.(Арктика)

3группа собирают пазл (пустыня)

2 группа-вам предстоит отгадать кроссворд и по ключевому слову определить природную зону.

Л

О

Е

Л

Л

С

Т

Е

П

Ь

О

Я

Н

У

Д

С

Г

Ь

С

А

Н

А

Т

А

Ы

Н

Я

1.Хвойное дерево наших лесов.

2.Родственница белки, но умеет не только прыгать, но и летать.

3. Снега копытами касаясь

Ходит по тундре красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

4.В этой природной зоне летние дневные температуры поднимаются до +70 градусов на солнце и + 40 в тени.

5.Арктика царство снега и …..

4группа . Отгадайте загадку и определите природную зону.

Бескрайние равнины, где «леса по колено» (карликовые березы, ивы), прилегающие к земле. 

1 группа- Вам пришло письмо от жителя природной зоны, а вот какой предстоит вам отгадать.

Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Ветви сосны и ели часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас с Серёжей одна забота – сохранить это богатство от огня.” 

Отгадав природную зону, ребята выставляют на стол карточку с названием природной зоны.

-Как прекрасен и многообразен мир живой природы на планете, на территории Российской Федерации! Из каких источников люди об этом узнают?
(из СМИ, от журналистов, путешественников, из экспедиций…)

-Что же такое экспедиция? 

СЛАЙД 9

Экспедиция — путешествие со специально определенной целью — научной или военной. 

Сегодня каждая группа отправится в экспедицию.

С какой же целью отправимся мы в экспедицию? (Собрать материал по своей природной зоне)

СЛАЙД 10 ЧЁРНЫЙ

Вы отправляетесь группой в экспедицию в природную зону. Ваша задача: собрать материал (доказательства) о природной зоне и рассказать о ней так, чтобы слушатели заинтересовались, захотели съездить, посмотреть, почитать о вашей природной зоне.

 Каждая экспедиция ведет короткие записи, которые помогут вам при сообщениях о природной зоне.

1группа работает по плану

2  группа составляет  ментальную карту

3-4 группа восстанавливает деформированный текст.

5 группа  даёт характеристику по карте природных зон.

1 группа Зона лесов ПЛАН:     1. Географическое  положение  зоны  (работа с картой).

                 2.Климатические  условия.

                 3.Растительный  и  животный  мир.

                 4.Деятельность  человека.

                 5. Причины  возникновения  экологических  проблем.    

2 группаhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/212236/img1.jpg

3 группа                                                     Зона пустынь.

Эта зона расположена на юго-западе страны, на берегах ___________________моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена __________________цветом. Лето здесь________________, длится 5 месяцев. Поверхность зоны равнинная с валами из ________________. Эти песочные валы –называются________________. Растения приспособились к жизни в условиях недостатка____________. Растения имеют очень_______________ корни и достают ___________ с большой ____________________.

4 группа                                                 Зона тундры.

Суров климат этой зоны: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень _________и ______________.  Круглый год дуют _______________ветры, а зимой свирепствует ____________. А под снегом – замёрзшая _____________.  Даже летом она оттаивает только на 10-15 см, а ниже сохраняется ____________________. Большие растения здесь расти не могут, все они __________________. Они стараются _____________________ к земле, там теплее, а зимой _____________ закроет их полностью и __________________ от морозов.

5 группа Арктика   Характеристика зоны лесов по рабочему листу.

5 группа                                             АРКТИКА

Географическое положение

Южнее зоны тундры;

Район земли примыкающий к Северному полюсу, включает  Северный ледовитый океан и острова расположенные в нём;

Южнее лесных зон.

Климатические

условия

Короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, глубокие снега;

Лето тёплое, зима короче и мягче чем в тундре.

Лето очень жаркое до +70 градусов, ночи прохладные, осадков очень мало.

Растительный  

мир

Хвойные деревья, смешанные леса, широколиственные леса;

На камнях островов встречаются лишайники, растут мхи, полярный мак.

Скудный растительный покров: верблюжья колючка,  колосняк, джузгун.

Животный

мир

Много птиц и зверей: кедровка, сокол, ястреб, синица, белка, лось, заяц лиса;

Больше всего птиц: чайки, кайры, гагарки. Животные: тюлени, белые медведи, моржи, рыба.

Много насекомых. Летом журавли, гуси, лебеди. Постоянно обитает: белая куропатка, белая сова. Лемминги, песцы, северный олень, волк.

Занятие

населения

Оленеводство, охота. Добыча полезных ископаемых;

Охота, рыболовство, научные исследования;

Обширное полеводство в связи с плодородием почв, охота, животноводство.

Экологические проблемы

Браконьерство, истребление моржей, тюленей, белых медведей. Загрязнение берегов и морей, хищнический отлов рыбы.

Вырубка лесов, браконьерство, безответственное отношение человека к лесу: засорение, пожары от костров.

Неумеренное орошение вызывает засоление почв и гибель растений, , перевыпас животных.

На работу отводится 7 минут. Можно пользоваться учебником.

Физкультминутка

Ты по тундре стал шагать (шагаем)
Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)
Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи (прыжок)
Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)
А зимою – не дрожи (похлопывают себя)
Сядем в нарты, и опять
Дальше тундру изучать (сели на место)

По окончанию работы представитель каждой группы даёт характеристику зоны у доски, заполняя ментальную карту природные зоны на доске, а ребята у себя на местах.

СЛАЙДЫ по порядку по выступлениям

Природная зона

Географическое положение

Климатические условия

Растительный

мир

Животный мир

Занятие населения

Экологические проблемы

Арктика

Тундра

Леса

Степь

Пустыня

Черноморское побережье

(учитель по ходу рассказа выставляет карточки на доску)

В какую природную зону не добралась наша экспедиция? Давайте коллективно по плану составим характеристику зоны Черноморское побережье Кавказа.

Слайд чёрный

Ребята эта ментальная карта обязательно поможет нам при подготовке к ВПР. Кто не успел доделать, вы закончите это после уроков.

Ребята давайте проанализируем экологические проблемы каждой природной зоны.

Какая проблема существует во всех природных зонах? (браконьерство)

Браконьерство – это добыча или уничтожение животных с нарушением правил охоты, рыболовства и других требований законодательства об охране животного мира. ( Охота без надлежащего разрешения, в запрещённых местах, в запрещённые сроки или запрещёнными орудиями и способами). 

- К сожалению, из-за безответственности, бесхозяйственности, а порой из-за безразличия человека страдает окружающая нас природа. Нет ни одной природной зоны, в которой бы не возникли сложные экологические проблемы. Вы , ваши дети, внуки- будущее нашей страны и от того какими вы вырастите, зависит жизнь на всей планете.

Посмотрите на эти слайды, какой может  стать наша планета?

Слайды погубленой природы ГИПЕРССЫЛКА НА ЧЁРНОМ СЛАЙДЕ

Трудно себе представить, что вокруг ничего не было бы из того, о чем мы сегодня говорили. Живя на планете Земля, мы всегда должны помнить:

 СЛАЙД 18

В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке,
Не причини Природе зла.
Ведь ты и сам ее частица,
Она всегда щедра к тебе.
Все, что несешь ей, отразится
В твоей душе, в твоей судьбе.
Иди к земле хорошим другом,
Ее защитником иди,
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб мир  и солнце – впереди!

Слайды природы нашего края. ГИПЕРССЫЛКА НА СЛАЙДЕ

СЛАЙД 19

Какая же перед нами стояла цель? Достигли ли мы этой цели?

Испытывали ли вы затруднения при выполнении заданий?  

В чем были ваши трудности?

Что для этого нужно сделать?

Ребята а в какой природной зоне хотели бы жить вы? Почему?

Закончите предложения:

1. На уроке я работал…

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался…

4.За урок я….

5.Мое настроение…

6.Материал урока мне был…

Обобщение.

- Общение с природой будит наши мысли и чувства. Но все ваши, даже самые высокие мысли, самые вдохновенные чувства будут бесплодны, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо постоянно творить его. Мы должны принимать посильное участие в том, чтобы сделать наше село, наш край, а значит и большую Родину, богаче и прекраснее. Мы не безучастны к делам и заботам своей Родины и так как сейчас остро встал вопрос по охране природы, мы не должны оставаться в стороне.

СЛАЙД 20 Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь

Разработка урока с презентацией  к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....

Конспект урока окружающего мира"Обобщение по теме"Путешествие по природным зонам России"

Это обобщающий урок по теме "Путешествие по природным зонам России" УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России" 4 класс...