Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Маркелова Надежда Викторовна

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса  УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя   общеобразовательная школа № 2 г. Дубны Московской области»

Утверждаю

                                                         Директор школы № 2                  

                                                                                                                   

                                                                            _________________  

                                              Н. П. Халяпина    

                                                                           Приказ     № ______

от  « ____» _______2017 г.                                        

 

Рабочая программа

учебного курса

«Окружающий мир»,

изучаемого на базовом уровне

в 4 классе

68 часов (2 часа в неделю)

Маркелова Надежда Викторовна,

учитель первой квалификационной категории,

срок действия до 15.10.2021 г.

Срок реализации программы сентябрь 2017 г. - май 2018 г.

2017 год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Окружающий мир»  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального  общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4  классы» (2011) образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной школы. В двух частях.   Часть 1. М.: Просвещение, 2016.

2.  Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2016. Учебник с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.

3.  А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2017.

           Изучение курса «Окружающий мир» в 4  классе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса в 4 классе являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, городу Дубна Московской области, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

4) адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;

5) прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

6) распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

7) проводить наблюдения природных тел и явлений;

8) в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

9) приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

10) соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

11) приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

12) приводить примеры народов России;

13) самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

14) применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

15) владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

         II.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 4 м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
  • правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
  • адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
  • прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир».

Личностные результаты:

У выпускника будут сформированы:

∙ основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

∙ умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих

представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о

государственном устройстве Российской Федерации;

∙ чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

∙ осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской

гражданственности «Единство в многообразии»;

∙ понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное

наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;

∙ целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и

сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

∙ уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

∙ начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том

числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её

современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;

осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с

нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и

личностный смысл учения;

∙ самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов

природы, будущее России*;

∙ эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного

края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в

различные периоды истории;

∙ этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,

понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества,

образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические

периоды;

∙ навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при

выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;

∙ установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии

России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

∙ мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и

духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России,

вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной

страны и родного края.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Выпускник научится:

∙ понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

∙ сохранять учебную задачу в течение всего урока;

∙ ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

∙ выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по

изучаемой теме;

∙ планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для

раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

∙ планировать свои действия;

∙ фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

∙ самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые

коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

∙ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

∙ контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

∙ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

∙ использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

∙ понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными

знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для

передачи информации;

∙ осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека,

Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

∙ выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов

(художественных и познавательных);

∙ использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения

учебных задач;

∙ понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную

информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

∙ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

∙ осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

∙ устанавливать причинно-следственные связи;

∙ строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

∙ строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными

нормами;

∙ проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов,

оформлении итогов проектных работ и пр.;

∙ ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач,

владеть общими приёмами решения учебных задач;

∙ моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

∙ включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и

вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать

вопросы;

∙ формулировать ответы на вопросы;

∙ слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове,

вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

∙ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

∙ формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

∙ аргументировать свою позицию;

∙ понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на

позицию партнера в общении;

∙ признавать свои ошибки, озвучивать их;

∙ употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

∙ понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении

заданий;

∙ строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом

возрастных особенностей, норм);

∙ готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

∙ составлять рассказ на заданную тему;

∙ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

∙ продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

∙ строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

∙ использовать речь для регуляции своего действия;

∙ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

∙ достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Предметные результаты

Выпускник научится:

∙ понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

∙ находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской

Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

∙ называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

∙ называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

∙ понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и

государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

∙ объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них —

Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные

примеры прав ребёнка;

∙ раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных

символов других стран;

∙ называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

∙ рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

∙ проводить несложные астрономические наблюдения;

∙ изготавливать модели планет и созвездий;

∙ использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

∙ анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

∙ приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;

∙ находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

∙ объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

∙ приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

∙ выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

∙ оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие

экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и

национальных парков России;

∙ давать краткую характеристику своего края;

∙ различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

∙ давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

∙ выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

∙ оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

∙ рассказывать об охране природы в своём крае;

∙ различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

∙ приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники

информации о прошлом;

∙ соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

∙ читать историческую карту;

∙ перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко

характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

∙ с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

∙ описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по

иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

∙ показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

∙ рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях

истории России;

∙ соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

∙ составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

∙ описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их

достопримечательности;

∙ называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

∙ находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

∙ раскрывать связь современной России с её историей;

∙ использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и

подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни

общества в прошлом и настоящем.

∙ находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

∙ раскрывать связь современной России с её историей;

∙ использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и

подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни

общества в прошлом и настоящем.

III.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

 Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения  отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных  зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.

Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села),

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

                     IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА        ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Тип/форма

урока

Дата

проведения

по

плану

по

Факту

1

ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Мир глазами астронома.

9

1

Урок открытия нового знания

2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

1

Урок открытия нового знания

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

1

Урок открытия нового знания

4

Мир глазами географа.

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

1

Урок открытия нового знания

 

5

Мир глазами историка

1

Урок открытия нового знания

6

Когда и где?

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

1

Урок открытия нового знания

7

Мир глазами эколога

1

Урок открытия нового знания

8

Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1

1

Урок открытия нового знания

9

Сокровища Земли под охраной человечества.Международная Красная книга. Тест № 1

1

Урок развивающего контроля

10

ПРИРОДА РОССИИ

Равнины и горы России.

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

10

1

Урок открытия нового знания

11

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1

Урок открытия нового знания

12

Природные зоны России.

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

1

Урок открытия нового знания

13

Зона арктических пустынь.

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

1

Урок открытия нового знания

14

Тундра.

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

1

Урок открытия нового знания

15

Леса России.

Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

1

Урок открытия нового знания

16

Лес и человек.

Проверочная работа №1

1

Урок развивающего контроля

17

Зона степей.

Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»  

1

Урок открытия нового знания

18

Пустыни.

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

1

Урок открытия нового знания

19

У Чёрного моря.

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

Тест № 2  

1

Урок открытия нового знания

20

РОДНОЙ КРАЙ-ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ

Родной край – часть большой страны.  Экскурсия №3

15

1

Урок открытия нового знания

21

Наш край.

Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»

1

Урок систематизации знаний

22

Поверхность нашего края

1

Урок систематизации знаний

23

Водные богатства нашего края

1

Урок открытия нового знания

24

Наши подземные богатства.

Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

1

Урок открытия нового знания

25

Земля - кормилица

1

Урок открытия нового знания

26-27

Жизнь леса.

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

1

Урок систематизации знаний

28-29

Жизнь луга.

Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

2

Урок систематизации знаний

30

Жизнь в пресных водах.

Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

1

Урок систематизации знаний

31

Растениеводство в нашем крае.

Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

1

Урок открытия нового знания

32

Проверим себя и оценим свои достижения.

Промежуточная диагностическая работа

1

Урок развивающего контроля

33

Животноводство в нашем крае

1

Урок открытия нового знания

34

Презентация проектов.

Тест № 3

1

Урок развивающего контроля  

35

СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ РОССИИ

Начало истории человечества

5

1

Урок открытия нового знания

36

Мир древности: далёкий и близкий

1

Урок открытия нового знания

37

Средние века: время рыцарей и замков

1

Урок открытия нового знания

38

Новое время: встреча Европы и Америки

1

Урок открытия нового знания

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Тест № 4

1

Урок развивающего контроля

40

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ

Жизнь древних славян

20

1

Урок открытия нового знания

41

Во времена Древней Руси

1

Урок открытия нового знания

42

Страна городов

1

Урок систематизации знаний

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

Урок открытия нового знания

44

Трудные времена на Русской земле

1

Урок открытия нового знания

45

Русь расправляет крылья

1

Урок систематизации знаний

46

Куликовская битва

1

Урок открытия нового знания

47

Иван Третий

1

Урок открытия нового знания

48

Мастера печатных дел

1

Урок открытия нового знания

49

Патриоты России

1

Урок открытия нового знания

50

Пётр Великий

1

Урок открытия нового знания

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

Урок открытия нового знания

52

Екатерина Великая.

Проверочная работа №2

1

Урок развивающего контроля

53

Отечественная война 1812 года

1

Урок открытия нового знания

54

Страницы истории XIX века

1

Урок открытия нового знания

55

Россия вступает в XX век

1

Урок открытия нового знания

56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

Урок открытия нового знания

57

Великая война и великая Победа

1

Урок открытия нового знания

58

Великая война и великая Победа

1

Урок открытия нового знания

59

Страна, открывшая путь в космос.

Тест № 5

1

Урок  развивающего контроля

60

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

Основной закон России и права человека

9

1

Урок открытия нового знания

61

Мы – граждане России

1

Урок открытия нового знания

62

Славные символы России

1

Урок систематизации знаний

63

Такие разные праздники

1

Урок систематизации знаний

64

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. 

Итоговая диагностическая работа 

1

Урок развивающего контроля

65

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1

Урок рефлексии

Урок-путешествие

66

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России)

1

Урок рефлексии

Урок-путешествие

67

Путешествие по России

(по Волге, по югу России)

1

Урок рефлексии

Урок-путешествие

68

Презентация проектов

1

Урок рефлексии

Урок-конференция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему мирудля 4 класса по системе " Начальная школа 21 века"

В "Программу" включены такие разделы, как: " Пояснительная записка", Принципы, положенные в основу построения курса", " Средства обучения", " Формы и средства контроля", " Виды контроля", "...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....