Урок окружающего мира в 4 классе "Улица полна неожиданностей. Знаете ли вы правила дорожного движения? Сигналы регулировщика"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Денисова Любовь Сергеевна

Педагогическая

цель

Создать условия для объяснения того, какая существует угроза жизни и здоровью детей на дорогах, для закрепления знаний правил дорожного движения

Тип урока

Отработка умений и рефлексия

Планируемые

результаты

(предметные)

Узнают правила дорожного движения, научатся предотвращать опасные ситуации на дорогах

Личностные

результаты

Осознают личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих; проявляют уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: осуществляют анализ, установление причинно-следственных связей, «чтение» информации, отраженной на иллюстрациях, представление графической информации в виде текста, представление информации в «свернутом» виде, «чтение» информации, выраженной в графическом виде, подбор подписей к рисункам; составляют рассказ-рассуждение.

Регулятивные: осуществляют оценку жизненных ситуаций, контроль выполнения учебных задач.

Коммуникативные: осуществляют контроль выполнения роли в сюжетно-ролевой игре

Основное содержание темы, понятия и термины

Опасности на дорогах и улицах. Ситуации, опасные для жизни и здоровья

Образовательные

ресурсы

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushch...

Оборудование

Плакат «Сигналы регулировщика», жезл

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе. 

Тема: Улица полна неожиданностей. Знаете ли вы правила дорожного движения? Сигналы регулировщика

Педагогическая

цель

Создать условия для объяснения того, какая существует угроза жизни и здоровью детей на дорогах, для закрепления знаний правил дорожного движения

Тип урока

Отработка умений и рефлексия

Планируемые

результаты

(предметные)

Узнают правила дорожного движения, научатся предотвращать опасные ситуации на дорогах

Личностные

результаты

Осознают личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих; проявляют уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: осуществляют анализ, установление причинно-следственных связей, «чтение» информации, отраженной на иллюстрациях, представление графической информации в виде текста, представление информации в «свернутом» виде, «чтение» информации, выраженной в графическом виде, подбор подписей к рисункам; составляют рассказ-рассуждение.

Регулятивные: осуществляют оценку жизненных ситуаций, контроль выполнения учебных задач.

Коммуникативные: осуществляют контроль выполнения роли в сюжетно-ролевой игре

Основное содержание темы, понятия и термины

Опасности на дорогах и улицах. Ситуации, опасные для жизни и здоровья

Образовательные

ресурсы

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-ekskursiya-po-pdd-puteshestvie-v-stranu-svetoforiya

Оборудование

Плакат «Сигналы регулировщика», жезл


Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная форма работы. Словесный метод

(рассказ)

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает их на учебную деятельность; проверяет готовность класса и оборудования

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге  с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Проявляют эмоциональную отзывчивость. Умеют организовывать рабочее место

Наблюдение учителя

II. Проверка домашнего   задания

Фронтальная форма работы. Словесный метод (отгадывание   загадок). Индивидуальная форма работы

(подбор загадок)

Проводит конкурс загадок на тему «Освещение, огонь, тепло»

Представляют свои загадки

Владеют навыками самоорганизации, саморегуляции, самопроверки

Наблюдение

II. Постановка учебной  задачи

Фронтальная форма работы. Словесный метод (отгадывание   загадок)

СЛАЙД 2

– Посмотрите видеофрагмент и предположите тему урока.

* Социальный ролик о безопасности на дорогах        СЛАЙД 3

- Как вы думаете, дети, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

- Проверьте свои предположения. Вставьте пропущенные буквы гласных звуков.

СЛАЙД 4

Тема урока: «Улица полна неожиданностей»         СЛАЙД 5

- Ребята, для чего нам нужно изучать эту тему?

-Какие задачи мы перед собой поставим на этот урок? (Вспомним правила дорожного движения; выясним причины несчастных случаев на дорогах; ознакомимся с сигналами регулировщика)       СЛАЙД 6

- Мы будем искать мудрые пути, чтобы, соблюдая правила движения, безопасно дойти до школы и обратно. Ведь жизнь и здоровье человека бесценны. Значит, чтобы их сохранить, надо изучать правила дорожного движения.

Формулирую тему и  цель урока.

Формулируют учебную

задачу

Беседа, отгадывание загадок

IV. Изучение нового материала.

Работа

по тексту

учебника

(с. 84–87).

Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа). Практический метод (работа с текстом учебника)

– Почему нередко случаются дорожные происшествия, жертвами которых становятся дети? (высказывания детей)

– К какому источнику мы можем обратиться, чтобы проверить свои предположения и получить достоверную информацию? (интернет, телевидение, энциклопедии, справочники, а на уроке это - учебник)

- Сначала обратимся к самому доступному сейчас для вас источнику – учебнику.  По содержанию учебника найдите текст «Улица полна неожиданностей». (с.84)   Прочитайте.

– Из-за чего происходят несчастные случаи на дорогах? (по вине детей, из-за рассеянности, невнимательности)

- Как избежать беды? (нужно внимательно смотреть по сторонам и уметь оценивать ситуацию: например, …)

Читают текст и отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют знание и незнание, затруднения.

Работают с текстом.

Беседа по вопросам, наблюдение.

Физкультминутка

Изучение нового материала.

Работа в парах.

Повторение изученного материала.

Физкультминутка «Дорожная». СЛАЙД 7

(Дети читают стихотворение и выполняют соответствующие движения)

   Дорога не тропинка, дорога не канава…

   Сперва смотри налево. Потом смотри направо.

   Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,

   Топни правою ногой: раз – два - три,

   Покачай головой: раз – два – три.

   Руки вверх ты подними и похлопай: раз – два – три.

* видеофрагмент «Беспечные пешеходы становятся жертвами ДТП»      СЛАЙД 8

- Ребята, чему может вас может научить этот ролик? (никогда не переходить улицу в неположенном месте; даже на пешеходном переходе быть осторожными; носить фликеры)

– Выполните задание на с. 85.

– Назовите, какие правила дорожного движения нарушили дети?

- Ребята, какую задачу урока мы уже выполнили? (выяснили причины несчастных случаев на дорогах)   СЛАЙД 9

- А сейчас я хочу вам напомнить несколько важных правил дорожного движения.

   СЛАЙД 10-12

   СЛАЙД 13

- Кто может рассказать, как правильно переходить дорогу на пешеходном переходе?

   СЛАЙД 14

- Ребята, какую задачу урока мы уже выполнили? (повторили ПДД)   СЛАЙД 15

Выполняют движения

Анализируют интернет-источник информации

Работают в парах.

Принимают и сохраняют учебную задачу

Осознают личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих

Осуществляют «чтение» информации, отраженной на иллюстрациях, составляют рассказ-рассуждение.

Наблюдение учителя

V. Практическая деятельность.

1. Выполнение задания

в учебнике,

с. 85.

Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа). Индивидуальная форма работы. Практический метод (игра)

Организует составление правил поведения на улице.

– Какое самое опасное место на дороге? СЛАЙД 16

– Почему?  СЛАЙД 16

- Что помогает водителям безаварийно проезжать перекрестки; что показывает, кому, куда и когда можно ехать?

– Скажите, светофор есть только для водителей, для пешеходов – нет?

– Представьте ситуацию: светофор вдруг сломался! Всё, проехать по перекрестку нельзя, произойдет путаница – никто не будет знать, кому ехать первым. Кто же в этой ситуации регулирует движение на перекрестке? СЛАЙД 17

    Когда регулировщик появляется на дороге, все водители и пешеходы должны выполнять только его требования. Регулировщик – строгий хозяин, все его слушаются. А не послушаешься – он засвистит в свисток и взмахнёт полосатым жезлом вверх: остановись, пожалуйста, вернись на тротуар.

СЛАЙД 18

Регулировщик вышел на перекресток, чтобы помогать водителям и пешеходам.

– Что бы вы хотели узнать у регулировщика? (что означают его сигналы)

СЛАЙД 19

– Изучите самостоятельно сигналы регулировщика. У.с.86-87

Выполняют задания.

Работают по заданию в учебнике

Задания, наблюдение, дидактическая игра

2. Первичное закрепление знаний «Сигналы регулировщика»

Работа в группах

Показывает сигналы регулировщика

СЛАЙД 20-23

- Назовите сигнал регулировщика.

(на каждый слайд)

Работа в группах.

Проверка работы по СЛАЙД 24-27

Прочитайте главную мысль текста.

- Ребята, какую задачу урока мы еще выполнили? (ознакомились с сигналами регулировщика)   СЛАЙД 28

Объясняют значение сигналов

Учащиеся объединяются в пары, обсуждают предложенную ситуацию, приходят к единому мнению, показывают на своих листах соответствующий сигнал. (Задания на листах)

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Фронтальная форма работы. Словесный метод

(беседа)

- Какие задачи ставили в начале урока? Достигли?

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Игра «Да-нетки»

  1. На дороге можно быть невнимательным.
  2. На дороге нужно уметь оценивать ситуацию.
  3. Улицу,  где нет пешеходного перехода, можно переходить  от одного угла тротуара к другому.
  4. Скользкая дорога увеличивает тормозной путь машины.
  5. Регулировщик «разговаривает» с  пешеходами и водителями жестами. 
  6. Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком и их сигналы противоречат один другому, то подчиняться нужно светофору.
  7. Если регулировщик обращён к пешеходам грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены, движение пешеходов разрешено.
  8. Регулировщик поднял руку вверх. Это разрешающий сигнал. Он означает, что движение транспорта и пешеходов разрешается.
  9. Регулировщик обращён к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены. Пешеходам разрешается пересекать проезжую часть в любом направлении.
  10. Вся информация, что вы получили,

         Служит тому, чтобы вы не забыли:

          Правила движенья очень важны,

Их изучать повсюду должны!

Отвечают на вопросы учителя

Осуществляют оценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Домашнее

задание

Фронтальная форма работы. Словесный метод

(объяснение)

Нарисовать знаки дорожного движения.

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего   задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение  учителя. Задают вопросы. Делают соответствующие записи

Принимают учебное  задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Денисова Л.С, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ Абатская СОШ № 1

Слайд 2

Вот наша улица. По её проезжей части мчатся автомобили, проходят троллейбусы и трамваи. На тротуарах много пешеходов. И все они спешат, торопятся по своим делам.

Слайд 5

Тема урока

Слайд 6

Задачи урока

Слайд 7

Физкультминутка «Дорожная» Дорога не тропинка, дорога не канава… Сперва смотри налево. Потом смотри направо. Ты налево повернись, другу рядом улыбнись, Топни правою ногой: раз – два - три, Покачай головой: раз – два – три. Руки вверх ты подними и похлопай: раз – два – три.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Задачи урока

Слайд 3

Для того чтобы на улицах было безопасно, надо соблюдать особые правила. Эти правила должны знать не только водители но и пешеходы. Должен знать их и ты!

Слайд 4

Выйдя на улицу, ты должен знать , где дорога для автотранспорта, а где для пешехода.

Слайд 5

Дорогу выбирай самую безопасную, по которой надо реже переходить улицу или дорогу.

Слайд 6

Переходи улицу только по пешеходному переходу!

Слайд 7

Улицу, где нет пешеходного перехода, переходи от одного угла тротуара к другому. Так безопасней.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи урока

Слайд 2

Перекрёсток это самое опасное место. На перекрёстке большое движение. Пешеход здесь должен быть особенно внимателен и осторожен .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сигналы регулировщика Запомните : если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком и их сигналы противоречат один другому, то подчиняться нужно регулировщику.

Слайд 3

Регулировщик обращён к пешеходам грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены. Движение пешеходов запрещается. Регулировщик стоящий спиной и грудью с опущенным жезлом (напоминает закрытую дверь) - красный сигнал. Сигналы регулировщика

Слайд 4

Регулировщик поднял руку вверх. Это предупреждающий сигнал. Он означает, что движение транспорта и пешеходов запрещается. Сигналы регулировщика


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Регулировщик обращён к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены. Пешеходам разрешается пересекать проезжую часть. Регулировщик стоящий боком с опущенным жезлом (открытая дверь – проходите) – зелёный сигнал. Сигналы регулировщика

Слайд 2

Правая рука регулировщика вытянута вперед. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть только сзади регулировщика, за его спиной, а спереди, слева и справа путь закрыт. Сигналы регулировщика

Слайд 3

Никто на свете так не может Одним движением руки Остановить поток прохожих И остановить грузовики. Какое из двух положений регулировщика соответствует содержанию стихотворения?

Слайд 4

Кто из пешеходов нарушает правила перехода перекрёстка при данном положении регулировщика? Обведи их.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обведи пешеходов, которые могут переходить перекрёсток. Покажи стрелкой направление их движения.

Слайд 2

Обведи пешеходов, которые могут переходить перекрёсток. Покажи стрелкой направление их движения.

Слайд 3

Задачи урока

Слайд 4

ДА НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Предварительный просмотр:

  Работа в группах.

  1. Кто из пешеходов нарушает правила перехода перекрёстка при данном положении регулировщика?  Обведи их.

 

  1. Обведи пешеходов, которые могут переходить перекрёсток. Покажи стрелкой направление их движения. задания 2 и3.png



Предварительный просмотр:

Работа в парах.

Прочитай стихотворение.

      Какое из двух положений регулировщика соответствует содержанию стихотворения?

      Выбранное положение регулировщика обведи.

               Никто на свете так не может

               Одним движением руки

               Остановить поток прохожих

               И остановить грузовики.

 

Работа в парах.

Прочитай стихотворение.

      Какое из двух положений регулировщика соответствует содержанию стихотворения?

      Выбранное положение регулировщика обведи.

               Никто на свете так не может

               Одним движением руки

               Остановить поток прохожих

               И остановить грузовики.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Конспект урока окружающего мира 1 класс «Полна природа удивленья»

Данный урок является  первым в изучении раздела «Природа в жизни человека» в 1 классе. У обучающихся уже имеются определенные теоретические знания.Создание  условий для формирования первонач...

Методическая разработка урока окружающего мира "Русский лес, полный сказок и чудес"

Методическая разработка урока окружающего мира "Русский лес, полный сказок и чудес" была представлена на районный конкурс "Мой лучший урок" в 2012-2013 учебном году. На сегодняшний день она по структу...

Урок окружающего мира по теме "Правила поведения на дорогах, дорожные знаки." Школа 21 века, 1 класс.

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Правила поведения на дорогах, дорожные знаки." Школа 21 века, 1 класс....

Знаете ли вы правила дорожного движения? Викторина

Знаете ли вы правила дорожного движения?...