Взаимосвязи растений и животных в природе
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Венера Геннадьевна Якупова

Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются, и поэтому даже те, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Очень может быть, что за последние недели с лица Земли исчезло ещё одно животное, ещё одна птица или растение. Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо. Вдруг мы его больше не увидим на Земле?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yakupova_v.g._vzaimosv._rasteniy_i_zhivotnyh.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ КРУЖКА

«ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Тема: Взаимосвязи растений и животных в природе

(2 класс)

Форма проведения: заочное путешествие в лес, на луг, к водоёму

Форма работы: групповая

Задача:  Продолжить углубление знаний о растениях и животных различных     природных сообществ на основе характеристики их взаимосвязей.

Цели: Конкретно охарактеризовать и раскрыть взаимосвязи некоторых животных и растений; показать, что нарушение этих связей сопровождается существенными изменениями в любом природном сообществе; развивать представление детей о том, как может измениться природная обстановка в результате исчезновения даже одного звена; развитие творческого потенциала детей, внимания, памяти, воображения.

Ход занятия:

I  Организационный момент   (дети поделились на группы)

Кадр из м/ф «Паровозик из Ромашково»

Учитель: Паровозик приехал к нам на занятие кружка  и хочет пригласить в путешествие.

Согласны? Тогда в путь!

Посетив станции, будем прицеплять по одному вагончику со словами, и в конце занятия составим и прочитаем предложение, которое должно стать правилом для любого человека.

(Воспитательный момент в конце занятия)

II  Знакомство с картой путешествия

- Прочитаем название станций:

Угадайка

Лесная

Луговая

Речная

Экологический светофор

Тестовая

 (слайд 1)

-   Как вы думаете, что мы можем увидеть и кого встретить на этих станциях?

- На каждой станции ваша группа   может заработать баллы своими знаниями, вниманием, сообразительностью! За каждый правильный ответ или дополнение – 1 балл.

(эти баллы будете получать в виде листиков дерева)     слайд 2

  • При подведении итогов группа представляет лист самооценки работы - дерево с наклеенными «листиками-баллами»

III  Работа над  материалом занятия

      Путешествие по станциям

  • Угадайка  (звучит песенка паровозика) слайд 3

- Приветствую вас на станции «Угадайка». Здесь приготовлен кроссворд с терминами, которые встретятся на нашем занятии. Чтобы вы не растерялись, подробнее о них поговорим.

ф

в

л

е

с

с

о

о

б

щ

е

с

Т

в

о

д

р

л

Э

к

о

л

о

г

и

я

ф

а

у

н

а

ё

г

м

слайды 4, 5

  1. Растительный мир нашей планеты – мир растений (флора)
  2. Животный мир нашей планеты – мир животных (фауна)
  3. Как называют растения и животных одного района? (природное сообщество)
  4. Обширная местность, занятая деревьями, кустарниками и травами  (лес)
  5. Большие участки, занятые травянистыми растениями. Тянутся по берегам рек и озёр, могут быть заливными, суходольными, покосными (луг)
  6. Как назвать одним словом ручей, речку, море, даже океан. Может быть природным и искусственным (водоём)
  7. Наука сложная и важная. Очень нужная в наше время – о взаимосвязях в природе, об отношении человека и окружающей среде  (экология)

+ прицепили вагончик (со словом БЕРЕГИ)

  • Лесная  (звучит песенка) слайд 6

- Нас встречают представители этого сообщества. Кто они? Узнаем, отгадав загадки:

«Никто не пугает, а вся дрожит» (осина)

«Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет»  (волк)

«Что это за зверь лесной встал, как столбик под сосной, и стоит среди травы – уши больше головы?»  (заяц)

слайд 7

(Заранее подготовленные дети надевают маски и приветствуют всех собравшихся)


- Представители данного сообщества приготовили для вас свои задания.

Заяц

-Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)

-Куда зайцу удобнее бежать – с горы или в гору? (в гору, задние лапы развиты сильнее)

-Все ли зайцы зимой белы? (беляки – белеют, русаки остаются серыми)

-Зачем зайцу большие уши? (чтобы не перегреться, он ими потеет)

Осина

-Кто из животных любит полакомиться осиновыми веточками?  (зайцы, олени, лоси, бобры строят из осиновых веток свои «дворцы»)

-Из древесины какого дерева делают спички? (для спичек нет лучше дерева, чем осина)

-Чего боится осинка?  (молодые осинки часто погибают от жары и жажды)

«Дрожит как осиновый лист» - часто говорят люди. Виноваты в этом черешни листьев – длинные и тонкие. Поэтому листья очень неустойчивые и дрожат.

- Растения и животные в лесу тоже учатся – у своих родителей – как выжить, как научиться добывать корм, строить жильё.

И задачи у них свои. Давайте решим задачи, которые задаст волк.

Экологические задачи.

  1. Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая из дома в дом. Представьте, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Могут ли они это сделать?  (нет, у них разная среда обитания)
  2. В одном лесу вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал погибать, чахнуть. Почему?  (птицам негде устраивать гнёзда, они покинут лес, жуки-короеды будут размножаться)
  3. Почему клеста, лося, бурого медведя, волка и дятла называют лесными пленниками?  (их среда обитания – лес)

- Попрощаемся с жителями леса.

  • Как связаны растения и животные в лесу? (пищевыми цепочками)
  • С чего обычно начинаются цепи питания? Почему? (с растений)
  • Что произойдёт с цепью, если мы уберём одно звено? (зайца убрать из пищевой цепи) – цепь питания прервётся

- Составьте 2 цепи питания, сложившиеся в лесу.      

  • С какой целью посетили природное сообщество и составляли цепи питания?

Вывод: в природе всё взаимосвязано     слайд 8

+ вагончик (СВОЮ ПЛАНЕТУ, )

  • Луговая (звучит мелодия)   слайд 9

-Нас встречают представители этого сообщества.

Кто они?

«Травянистые растения с яркими лепестками» (цветы)

«С ветки на тропинку, с травки на былинку,

Прыгает пружинка – зелёная спинка» (кузнечик)

«Она, как змейка, в траве мелькнёт,

Хвостом виляет, хвост оторвёт – другой наживёт» (ящерица)  слайд 10

(Заранее подготовленные дети надевают маски.)

  • Давайте выполним задания представителей этого сообщества.

Ящерица

  • Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (нет, только, если ей больно)
  • Умеет ли ящерица плавать? (да)
  • Дружат ли ящерицы со змеями? (нет, они их боятся, особенно любят поедать ящериц гадюки)

Кузнечик

  • Где у кузнечика ухо? (на голенях передней пары ног)
  • Умываются ли кузнечики? (да, расправившись с добычей, обкусывают и чистят передние лапки)
  • Летают ли кузнечики? (да, но очень низко над землёй)

Цветок (экологические задачи)

  1. К чему приведёт полное исчезновение лягушек? (водоплавающие птицы останутся без еды)
  2. Почему нельзя жечь прошлогоднюю траву на лугу? (там могут быть насекомые)
  3. Как должна двигаться сенокосилка на лугу?
  • от краёв к центру (правильный ответ)
  • от центра к краю

- Прощаемся с ними.

  • Какие растения можно встретить на лугу?
  • Чем привлекают растения насекомых? (яркой окраской лепестков, ароматом)

- Составление цепей питания, которые сложились на лугу

После проверки - вагончик прицепили    (ВЕДЬ ДРУГОЙ)

  • Речная (звучит песня) слайд 11

- Приветствую вас на станции «Речная». А вот и встречающие.

«Какая птица не имеет голоса?» (аист)

«Как бульк в воду» (лягушка)

«В мае месяце появляется не рак, не птица, не зверь, не человек. Нос долог, голос тонок, летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьёт – свою кровь прольёт» (комар)

Дети одели маски.              слайд 12

  • Какие задания нас ожидают на этой станции?

Комар

  • Кто кусает самец или самка комара? (самка)
  • Чем питаются самцы? (нектаром и соками растений)
  • Чем комар может быть полезен? (может опылять растения)

Лягушка

  • Чем лягушачья икра отличается от жабьей? (лягушачья свободно плавает в воде, а жабья прикреплена к подводным травам)
  • Какие ноги вырастают у головастиков раньше – передние или задние? (задние)
  • Куда исчезают на зиму лягушки? (под камни, в ямы, в тину, под мох, иногда в погреба)
  • Что будет с лягушкой, если её откопать из-под снега и поднести к огню? (от быстрого изменения температуры она погибнет)

Аист

Экологические задачи:

  1. К чему это приведёт?
  • выловили всех раков (станет много больных рыб)
  • озеро начало зарастать камышом, рогозом, тростником (начинается образование болота)
  • выловили все ракушки  (водоём лишится «чистильщиков»)
  1. После вырубки деревьев по берегам, река начала мелеть. Почему это произошло? (деревья своими корнями удерживали влагу)
  2. Сравни 2 водоёма. В одном светлая вода, хорошо развиваются растения, много рыб и других водных обитателей. В другом водоёме вода мутная, большое загрязнение и рыб мало. Почему? (главная причина – загрязнение водоёма)

- Цепи питания, сложившиеся в этом природном сообществе.

+ вагончик со словами  (НА СВЕТЕ)

ИТОГИ:

Посетив сообщества, выделим  главное:

В окружающем мире все явления живой и неживой природы взаимосвязаны:

тепло лучей солнца и влага дождя

дают возможность расти и развиваться растениям

насекомые

питаются растительноядные                     птицы

хищники

слайд 13

  • Экологический светофор (+песенка)

-На этой станции узнаем, насколько вы грамотны и воспитаны с точки зрения экологии. Поможет нам светофор, он ясно укажет, как можно помочь природе, а не навредить ей. Выберите правильный ответ:

(У детей светофорики для обратной информации)

Зелёный – помогаете природе

Красный – ясно, что вредите ей             слайд 14

-А вместе все кружочки покажут «кочки», которые мешают природе и детям подружиться.

  1. Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:                              (Нельзя рвать цветы, т. к.

Красный, белый, синий цвет…         растения не смогут

Замечательный букет!                          размножаться)

  1. Зайку серого найду – принесу его домой.

        Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут)

3.        Лес наш сказочно богат. Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,

Катеньку – малиной, а Васю – хворостиной!

  • Почему лес всех ребят угостил, а Васю наказал?

4.         Посадили деревце у себя во дворе,

        Пусть растёт лист резной.

Поливаем деревце часто-часто мы,  

Чтоб оно со временем дало нам плоды.

- А нужно ли сажать деревья, которые не дают людям никаких плодов – тополь, берёзу, клён? Почему?

5.     Бережливым будь с водой,

Шевели опять рукой,

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

- Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана?                                                                  

(Если вода капает – 1-2 ведра в сутки, струйкой – 100л в сутки)

  1. Какой вред приносит дым из фабричных труб?

(Кислотные дожди, аллергия, заболевания дыхательной системы)

  1. В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный.

Все мы любим пить чистую, холодную, родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не пасти рядом скот, не обрабатывать поля ядохимикатами)

  1. О чём поют все птицы в последний день зимы?
  • Мы выжили!
  • Мы дожили!
  • Мы живы! Живы мы!

Как можно помочь выжить птицам зимой?

(Кормушки развешивать по деревьям, чистить их и подсыпать корм)

  1. Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось деревьев?

(собирать и сдавать макулатуру, чтобы из неё могли сделать бумагу, а деревья сохранились бы)

  1.  Почему в парке, на даче желательно повесить скворечники и другие домики для птиц?
  2.  Пусть живет лягушка в доме. Здесь ей лучше, чем на воле.

Правильно ли такое утверждение? Докажите.

(Нет, не верно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных и птиц. Нарушение цепей питания ведёт к гибели целой группы животных)

  1.  Воду носят все из лужи, выливают в реку вновь.

Что за шутки? Что им нужно? Что за рыбий огород?

 (Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Люди возвращают мальков в реки, чтобы они не погибли)

  1. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?

(Дерево теряет соки, в ранки попадают спору трутовика, древесина разрушается)

+ Творческое задание:

Озвучить картинки, используя рифмы:  I В. – рубили - забыли

                                                                              вокруг - друг

          II В. – пели – улетели

маг (магнитофон) - враг

слайд 15

+ вагончик (НЕТ!)

  • Тестовая  + (песенка паровозика)   слайд 16

   Тесты  у каждого  ученика. Самостоятельное выполнение.

Тест по теме «Взаимосвязи растений и животных в природе»

  1. С чего чаще всего начинается цепь питания?  ______________________
  2. Что произойдёт с этой цепью, если исчезнет любое звено?  __________
  3. Если пищи достаточно, будет ли меняться природное сообщество? ______
  4. Что можно назвать природным сообществом?
  • такого нет в природе
  • Все животные и растения одного района
  • Это может быть и у людей, которые живут дружно
  1. Что может нарушить природное равновесие в сообществе?
  • болезни животных или растений
  • привезли новое животное
  • загрязнение окружающей среды человеком
  • природное равновесие нарушить нельзя
  1. К чему может привести лесной пожар (дополни):

Пожар – губит ………… - уменьшает количество ……………

  1. К чему ведёт неумеренный вылов рыбы?
  • в магазине будет больше рыбных консервов
  • рыба не в состоянии увеличивать свою численность
  • лучше будут расти водоросли
  1. Найди ошибки в цепи питания. Составь эти цепи правильно.

Сосна – дятел – жук-короед

_________________________

Цапля – комар – лягушка

_________________________

  1. Дополни схемы:

Яйцо - …………… - взрослая птица

Икринки - ……………. – взрослая лягушка

……………… - малёк – взрослая рыба

яйцо – личинка  - ……………. - бабочка

Проверка – фронтальный опрос, самооценка.

Итоги: 8-9 ++ - «5»

            7-8 ++ - «4»         слайд 17

Тем, кто получил меньше 5 ++, нужно ещё поработать, почитать по нашей теме дополнительную литературу.

(Обращение к выставке книг)

IV Подведение итогов занятия.

Чтение предложения: (вагончики)

БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ, ВЕДЬ ДРУГОЙ НА СВЕТЕ НЕТУ!       слайд 18

Объяснение смысла.

Учитель: Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются, и поэтому даже те, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Очень может быть, что за последние недели с лица Земли исчезло ещё одно животное, ещё одна птица или растение. Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо. Вдруг мы его больше не увидим на Земле?

  • Как называют место, где сохраняют растения и животных? (заповедники)
  • Какой заповедник есть в пригороде Казани? (Раифский)
  • Как названа книга, в которую вносят названия редких и исчезающих растений и животных? (Красная)
  • Почему именно этот цвет выбрали для названия? (Красный – цвет опасности, предупреждения)
  • Что изображено на знаке, символизирующем охрану природы? (панда)

+  Итоги по «листикам-баллам» . Оценивание работы групп (деревья с густой кроной – победители)

  • Почему именно этот паровозик выбрала для сегодняшнего урока?

Досмотрим м/ф.

Дополнительное задание к следующему занятию кружка : нарисовать 2-3 цепи питания, сложившиеся в природных сообществах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме:"Сохраним удивительный мир растений и животных". Охрана природы».

Тема урока: «Сохраним удивительный мир растений и животных. Охрана природы». Задачи урока:повторение и систематизация знаний о растениях, животных; анализ умений учащихся классифицировать предметы ...

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «Зона Арктических пустынь. Особенности природы. Виды растений и животных, внесённых в Красную книгу»

Цель урока: сформировать  у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь; познакомить с особенностями природы( условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе...

Растения и животные пустыни, как они приспособлены к условиям жизни в пустыне, знать, что природа пустыни нуждается в бережном отношении.

Задачи урока:   предметные - формировать представление о природной зоне пустынь; ознакомить с  географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, дея...

Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей»

Исследовательский проект "Растения и животные в природе и жизни людей"Урок по окружающему миру для 2 класса...

План-конспект внеурочного занятия (ФГОС) «Экологические связи неживой и живой природы. Растения и животные нашего края»

Систематизировать и расширять знания учащихся о природе родного края. Формирование интереса к изучению флоры и фауны региона и её значения в жизни человека, формирование экологической культуры...