Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Государственный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Бобнева Оксана Александровна

Конспект урока окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока окружающего мира41.16 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить с понятиями: государственный бюджет, расходы и доходы, налоги и осознать значимость  изучения темы.

Задачи:

Личностные: уметь применять полученные знания в реальной жизненной ситуации; владеть культурой экономических взаимоотношений, навыками и способами планирования государственного бюджета, воспитание   ответственного  и  законопослушного гражданина.

Метапредметные: демонстрировать коммуникативные, организаторские качества личности; умение строить диалог и достигать взаимопонимания с людьми; уметь принимать альтернативные решения, комбинировать известные способы деятельности с новыми; определять проблемы и способы их решения; применять навыки исследовательской деятельности.

Коммуникативные - развитие устной речи учащихся, расширение словарного запаса,  построение речевых высказываний

Регулятивные -   формирование навыков самоконтроля, самооценки, умения ставить цель.

Предметные: знать составляющие государственного  бюджета; основные источники доходов и расходов государства и уметь оперировать этими понятиями; уметь варьировать средствами государственного бюджета, извлечение из памяти сохраненной информации;  формирование умения наблюдать,  анализировать, делать выводы и использовать полученные   знания;  развитие  познавательного интереса.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Ход учебного занятия

1. Организационное начало

Учитель (У.):

    Урок мы  с вами начинаем,

    И в экономику вникаем.

    Какая тема – назовете сами.

    Мы будем вместе обсуждать,

    Искать ответы на вопросы,

    Мы будем знанья расширять,

     И в жизни нашей применять.

2. Актуализация знаний.

У.: На прошлом уроке мы изучали тему "Что такое деньги". Давайте проверим, что вы запомнили.

(дети разгадывают кроссворд, который выведет их на тему урока)

http://festival.1september.ru/articles/525646/img1.gif 

  1. Как называется прямой обмен одних товаров на другие? (Бартер)
  2. Как называются бумажные деньги? (купюры)
  3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.(деньги)
  4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь? (сбережения)
  5. Купить или продать товар - это значит обменять его на какое-то количество денег, на какое именно указывает ... (цена)
  6. Деньги за труд – это заработная... (плата)

- Молодцы! Какое слово ещё сложилось в нашем кроссворде?

Д.: Слово "бюджет".

3. Самоопределение к деятельности.

У.: Где можно услышать или увидеть это слово?

Д.: По телевизору или в газете.

У.: Я предлагаю вам посмотреть фрагмент выпуска новостей. Внимательно послушать, о чём пойдет речь в сюжете.

(Просмотр  выпуска новостей 18 ноября 2011 год   http://www.1tv.ru/news/economic/191353)

У.: О чем шла речь в этом выпуске?

Д.: В этом сюжете говорили про бюджет, о доходах и расходах.                                                                      У.: Что это такое государственный бюджет?

Д.: Мы этого понятия ещё не знаем.

У.: Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Д.: Тема нашего урока «Государственный бюджет».

У.: Вы правы тема нашего урока «Государственный бюджет»

( На доске появляется первая опорная табличка «Государственный бюджет»)

Учебно-познавательная деятельность.

У.: Что же мы должны сегодня выяснить на уроке?

Д.: Мы должны узнать, что такое государственный бюджет?

У.: Как  мы можем это узнать? (Учитель выслушивает предложения детей)

Д.: Можно найти это понятие в словаре.

У.: В каком словаре будем искать это слово?

Д.: В толковом словаре.                                                                                                                                                                      (Ученики находят в толковых словарях понятие «бюджет» и зачитывают его)  «Бюджет – это таблица, в которой учитываются и сравниваются денежные доходы и расходы за определённый период времени.

У.: Как вы думаете, почему я  взяла словарь иностранных слов?

Д.: Это слово иностранное.

У.: Слово «бюджет» родилось в Англии и означало «кожаный мешок" или  «денежная сумка».

(На экране появляется изображение кошелька с надписью «государственный бюджет»).

У.: Итак, мы выяснили, что бюджет - это:

Д: План доходов и расходов

У.: Чтобы понять, что обозначают слова "доходы" и "расходы бюджета", предлагаю вам провести небольшое творческое исследование в ходе игры "Бюджет"

4. Работа по теме.

У.: Часть 1. "Доходы бюджета"

(У каждого ребёнка на парте лежат карточки (Приложение 1) и я прошу детей прочитать кем они являются. Например: Дима и Алина получили зарплату за январь. Наталья и Андрей выиграли в лотерею 10 тысяч рублей. Артём - директор кондитерской фабрики. Перед Новым годом он получил большую прибыль от продажи конфет и т.д.

У.: Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось?

Д.: У нас получилось две части.

У.: Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку.

- Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую?

Д.: Меньшую.

У.: Давайте представим, что я - это наше государство, сумка (разворачиваю её) - это государственный бюджет. Соответственно вы - граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству?

Д.: Эта часть называется - налог.

У.: Молодцы. Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, т. е. по желанию, или по принуждению? Почему?

Д.: Наверное, по принуждению, потому, что, если по желанию, то возвращать налоги будут не все и государство денег не дополучит.

У.: Верно.  Налоги - это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.

- Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.

Д.: Платит налоги - налогоплательщик.

У.: Молодцы. Вы ничего необычного в этом слове не замечаете?

Д.: Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.

У.: Умница! Значит, когда вы возвращали налоги, вы кем были?

Д.: Налогоплательщиками.

У.: Замечательно! Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги.

- Как вы думаете, как называют этих людей?

Д.: Налоговая инспекция.

У.: Спасибо. Налоговые инспектора у нас сидят позади и контролируют. Господа инспектора, все ли налогоплательщики сдали налоги?

У.: Замечательно. Закончите мою мысль: доходы государства - это:

Д.: Налоги с граждан и предприятий.

У.: Спасибо. Итак, налоги поступили в бюджет.

- Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?

Д.: Потом их расходуют.

У.: Абсолютно верно, теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.

Часть вторая нашей игры - исследования: "Расходы бюджета" 

У государства, ребята, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, т.е. не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах. Давайте вместе выясним, что это за сферы. Итак, автомобильный завод. Кто у нас будет директором автомобильного завода? Объясни, нужны тебе деньги из государственного бюджета? Почему?

Д.: Нет, не нужны. Я сам выпускаю машины, продаю их. Деньги у меня есть.

И т.д.

У.: Итак, государство расходует деньги на: 

Откройте тетради на с.40 и найдите задание 2.

- Приведите примеры профессий людей, которые получают зарплату из бюджета.

Д.: учителям, воспитателям, (если ребёнок затрудняется, просим помощь класса) и т. д.

(по ходу выполнения задания открываю строки из слайда )

У.: Итак, в государственном бюджете есть определённая сумма - отрезанные части карточек. Давайте, определим, как мы её будем расходовать. Министром образования у нас будет:

Министром здравоохранения:. И т.д.

(приглашаю детей, выдаю им таблички)

Остальные - государственная дума. Итак, какие сферы, на ваш взгляд, должны получить средства раньше других, и в каком количестве?

(распределяем средства и обязательно окажется, что средств не хватило)

У.: Почему же так получилось, что денег хватило не всем?

Д.: Мы не посчитали общую сумму дохода.

У.: Подумайте, что произойдёт, если это случится в государстве на самом деле?

Д.: Люди не получат зарплату, школы, больницы и прочие организации вынуждены будут прекратить свою работу, что в целом ухудшит жизнь граждан государства.

У.: Как избежать такой опасности?

Д.: Необходимо посчитать средства.

У.: Верно. Не зря же говорят, что "денежки счёт любят". Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, ещё до того, как они будут истрачены, должны посчитать, сколько денег поступит в кошелёк из различных источников и сколько будет истрачено на разные нужды.

Давайте перераспределим средства между отраслями так, чтобы хватило всем, но особо нуждающиеся сферы получили больше. Итак, сколько средств у нас имеется. Раскладываем их по___, и остаётся _____. Отдадим их особо нуждающимся. Кому?

У.: Легко ли было выделить особо нуждающиеся сферы? Почему?

У.: Спасибо всем за работу. Скажите, сколько средств было в нашем бюджете?

Д.:

У.: Сколько мы расходовали?

Д.: Все.

У.: Значит, в нашем бюджете доходы,

Д.: равны расходам.

У.: А теперь подведём небольшой итог нашей игры.

-   А сейчас я предлагаю вам математические выражения, обсудите  и подумайте, какое из них будет  лучшим для бюджета  нашего   государства.

Д = Р     Д > Р   Д < Р

Д.: Делают правильный выбор: доходов должно быть больше, чем расходов.

Итак, деньги получили все сферы, теперь пора позаботиться о здоровье.

Физминутка.

(проходит под фонограмму песни "Вспоминайте иногда бедного студента")

У.: Поднимите руки, кому знакома эта песня? О ком она?

Д.: О студентах.

5. Первичное закрепление.

У.:А ведь я не зря включила вам эту мелодию. Сейчас вы превращаетесь в студентов Курского юго-западного государственного университета, факультета экономики и готовитесь сдавать экзамен. 

(дети снимают билеты с доски и отвечают на вопросы)

Диагностика качества усвоения темы.

  • Билет 1.Что обозначает слово "бюджет" в переводе с английского языка?
  • Билет 2. Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?
  • Билет 3. Как называется человек, который платит налоги?
  • Билет 4. Кто контролирует начисление и уплату налогов?
  • Билет 5. Как называются деньги, которые поступают в бюджет?
  • Билет 6 .Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?
  • Билет 7. На какие сферы государство расходует деньги?
  • Билет 8. Какой бюджет считается лучшим?
  • Билет 9. Как называется план доходов и расходов?

У.: Молодцы, вы все сдали экзамен. Студенты, после сдачи экзаменов отправляются на практику. Вам, дорогие мои студенты, повезло больше всех. Вы отправляетесь на практику в тридевятое царство, потому что там требуется помощь очень опытных экономистов, таких, как вы. Но сначала проведём гимнастику для ума и для этого решим экономическую задачу.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Задача

Бюджет государства составляет 1000 условных единиц. Рассчитайте расходы государства на образование и на здравоохранение, если на них выделяется одинаковая сумма, при этом на содержание армии и полиции выделено 200 условных единиц, на науку и культуру - 100 условных единиц, на пенсии  и пособия – 400 условных единиц, а на охрану природы – 60 условных единиц.

6Творческая работа.

В некотором царстве тридевятом государстве жил-был царь. В конце каждого года собирал он Царскую Думу, чтобы выслушать доклад о бюджете царства на следующий год. Царь всегда знал, что бюджет его государства сбалансирован, то есть доходы равны расходам, поэтому сидел и скучал. И вдруг прямо на заседание Царской Думы явился гонец из тридесятого царства с предложением заключить договор о торговле между царствами на год. Царь даже подпрыгнул от радости. Он быстро прикинул, что доходы царства станут больше. А Царская Дума призадумалась: перераспределить средства или расходовать на что-то новое.

- Ваша задача помочь Министрам перераспределить бюджет царства или предложить новую статью расхода поступивших средств.

Класс делится на группы, каждая группа получает лист формата А-3 с таблицей бюджета и работает с ней. По окончании работы каждая группа представляет классу свою версию бюджета Тридевятого царства.

7. Подведение итогов урока

У.: Спасибо всем за работу. Я предлагаю вам ответить на вопросы теста.

Вопрос

Вариант ответа

  1. Из  чего складывается государственный бюджет?

А) из заработной платы, пенсии;

Б) из доходов и расходов;

В) из денег

  1.  Денежных средства, которые поступают в бюджет- это….

Я) расходы:

О) проценты;

Ю) доходы

  1. Обязательные платежи, которые государство берет с граждан и предприятий – это….

Д)  налоги;

З) зарплата;

И) премия

  1. Затраты материалов и денежных   средств – это …

Ш) доходы;

Ж) расходы;

Х) прибыль

  1. Правильным  ведением  бюджета считается то, при котором доходы  …..

Е) больше расходов;

У) равны расходы;

М) меньше расходов

  1. Как называются те, кто платит  налоги  

Л) налоговая полиция

Т) налогоплательщики

8. Рефлексия.

У.: Мне очень хочется услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке.

Вы можете сказать мне всё, что думаете, начав с любой из этих фраз:

  • Мне понравилось:
  • Я сегодня узнал(а):
  • Я даже не думал(а):
  • Меня удивило:

Наш «денежный мешок» поможет сейчас оценить урок. (учитель достаёт из мешка монеты без номинала и предлагает  на   «монетах» написать номинал от одного до пяти.)

У.: Задание на дом.

с. 71-74, вопросы раздела «Проверь себя», раб. т. с. 41 № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»

Конспект урока по окружающему миру УМК  «Школа России» соответствует ФГОС.Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащих...

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Семейный бюджет. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «семейный бюджет», формирование у учащихся экономного  отношенияк семейному бюджету; усвоение знаний о структуре семейного...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Государственный бюджет. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развитие познавательного интереса, речи...