Урок окружающего мира по теме "Формы земной поверхности", 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Бобнева Оксана Александровна

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» города Курска

Формы земной поверхности

(конспект урока окружающего мира во 2 классе)

Выполнила:

Голобокова Оксана Александровна,

учитель начальных классов

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: Формы земной поверхности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ресурсы: Учебник ««Окружающий мир» А. А. Плешаков 2 класс, физическая карта, карточки.

Цель: Формирование представлений о формах земной поверхности.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с основными формами земной поверхности;

познакомить  со строением холмов и гор.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

Развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания; расширять кругозор детей.

Воспитательные:

Воспитывать экологическую культуру школьников.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Формируемые  УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения  и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствование работы в парах, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулирование проблемной ситуации с помощью учителя.

Аннотация

   Нестандартный урок окружающего мира  в форме группового исследования ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты. Класс разделён на группы: экологи, географы, научные исследователи, эксперты.

   Данный урок входит в программу курса « Окружающий мир» и  является открытием новых знаний, направлен на изучение и усвоение учащимися  новых знаний - рельеф, равнина, холмистая равнина, гора, приобретение умений использовать полученные знания и применять их в жизненных ситуациях.  Урок имеет межпредметные связи с литературой, математикой.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Я хочу начать урок следующими словами известного французского писателя Жан Жака Руссо: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Пусть эти слова будут напутствием на урок.

Учитель: Попробуем определить, какая же цель стоит перед нами на уроке?

На доске фигуры:

2. Выявление причин затруднения и постановки цели деятельности.        

Учитель: Что вы видите?

Ученик: геометрические фигуры.

Учитель: Чем отличаются эти фигуры друг от друга?

Ученик:  формой.

Учитель: Какая фигура будет лишняя? Почему?

 Ученик: круг.

Учитель: В чём сходство этой геометрической  фигуры и нашей планеты?

Ученик: Земля имеет круглую форму, форму шара.

Учитель: Что вы знаете о нашей планете?

Ученик: имеет форму шара, вращается вокруг оси.

Учитель: Что вы можете сказать ещё глядя на эти рисунки о форме земной поверхности?

Ученик: земная поверхность имеет неодинаковую форму.

Учитель: Кто попробует сформулировать тему урока?

Ученик: формы земной поверхности.

(Появляется схема на доске и заполняется по мере изучения).

Учитель: Что бы вы хотели узнать сегодня  на уроке?

Ученик: какие бывают формы земной поверхности, научиться их сравнивать,  учиться замечать красоту природы.

Учитель: Сегодня на уроке  изучать форму земной поверхности поможет  нам групповое исследование: экологов, экспертов, географов, научных исследователей.

3.Этап построения проекта выхода из затруднительной ситуации.

Учитель: Посмотрим на эти фотографии на странице 79 в учебнике и попробуем установить отличия.

Ученик: Равнина (ровная земная поверхность), холм ( есть небольшие возвышения)

Учитель: Как вы думаете, как будут называться ровные участки земной поверхности?

Ученик: равнина.

Учитель: Что могут сказать об этом учёные исследователи?

Учёный исследователь:

Вы правы, ровные или почти ровные участки земной поверхности называются равнины. С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города, прокладывают дороги, пасут скот, сеют хлеб. Огромные пространства равнин заняты лесами. Равнины бывают разные: плоские и холмистые. Плоские имеют ровную поверхность, на холмистых есть возвышенности – холмы. Если возвышенности на поверхности равнины не превышают 200 метров, то такая равнина называется холмистой. А сейчас я хотел бы обратиться к  географам. Вы можете нам что – нибудь рассказать о равнинах?

Географ:

Я хотел бы сначала загадать загадку.

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно-

На одном листе бумажном.  ( карта)

Это карта. Верно. Давайте обратимся к физической карте России и посмотрим, какие равнины есть у нас в стране.

Самые большие равнины – это Западно-Сибирская и Восточно – Европейская равнины. Равнины изображают на карте зелёным или светло – жёлтым цветом.

Учитель: Спасибо. Молодцы.

Вспомним, что можно встретить на равнине?

Ученик: возвышенности.

Учитель: Как называются равнины, если возвышенности на их поверхности не превышают 200 метров?

Ученик: холмистые.

Учитель: Обратимся к группе экспертов и попросим дать определение холма.

Эксперты:

В своей работе мы пользуемся толковым словарём Сергея Ивановича Ожегова.

Холм – это округлая возвышенность с пологими склонами.( Холм - небольшая выпуклая возвышенность, не превышающая 200 метров над окружающей местностью).

Учитель: Послушаем стихотворение А. Шаталова « Холм», которые выучили учёные исследователи и попытаемся услышать, какие части есть у холма.

Исследователи:

Я взобрался на холм, оглянулся вокруг -

 В этот сумрачный час не узнал я равнины.

 Плыл с болота туман, надвигаясь на луг,

 И над ним возвышались деревьев вершины.

 А внизу, вдалеке, у подножья холма,

 Где в овраге ручей извивался, играя,

 Всем уже завладела и правила тьма.

 Я спустился туда, осторожно ступая,

 Свежий запах травы и вечерний туман,

 Засыпающих птиц одинокие всхлипы -

 Ночь для нас сотворили пьянящий дурман.

 Я качнулся и сел под раскидистой липой.

Учитель: Какие части холма, автор упоминает в своем произведении?

Ученик: подножие.

Физкультминутка

Учитель: У каждой группы есть изображение холма. Подумайте, как вы расположите части холма и наклейте их.

Послушаем экспертов, как они расположили части холма.

Эксперты:

Холм имеет свои части: подошва ( подножие) – самая низкая часть холма, это место где холм начинается. Вершина – самое высокое место, склон - находится между вершиной и подошвой.

Учитель: Кто согласен с группой экспертов?

А географы ничего не хотят дополнить?

Географы:

Мы хотим сказать, что старейшая центральная часть нашего города Курска расположена на холмах, а остальная часть города – на равнине с речными долинами. На равнинах человек распахивает земли и высаживает культурные растения. Но иногда на равнинах могут встретиться не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги.

Обратимся вновь к группе экспертов для уточнения определения оврага.

Эксперты:

Овраг – это глубокая длинная с крутыми склонами рытвина ( яма) на поверхности земли.

Географы: Теперь обратимся к группе экологов, что же они нам расскажут об оврагах.

Экологи:

Особенно часто овраги встречаются вблизи речных долин. Глубина некоторых оврагов достигает 35-40 метров. Овраги разрушают поверхность земли, они губят большие участки плодородной почвы.

Мы как экологи, боремся с оврагами. Призываем людей по краям оврагов высаживать деревья и кустарники, корни которых не дают дальше разрушаться почве, строить плотины, которые удерживают потоки воды, землю около оврагов распахивать поперёк склонов, чтобы вода по бороздам не стекала в овраг и не размывала его склоны.

А мы дети, должны ухаживать за посадками на склонах оврагов, охранять растения, но не уничтожать их.

Учитель: Прочитаем пословицу и постараемся объяснить её смысл.

КТО ПУТЕШЕСТВУЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ.

Учитель: А как вы думаете, куда можно отправиться в путешествие?

Я предлагаю отправиться вам в путешествие, а куда, вы узнаете, разгадав ребус.

Г ,нора

Учитель:  Куда мы отправимся в путешествие?

Ученик: в горы.

Учитель: Предоставим слово учёным исследователям.

Исследователи:

Много русских поэтов были влюблены в горы, любили путешествовать, любовались красотой гор. Послушайте эти волшебные строки.

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

Автор этого произведения Михаил Юрьевич Лермонтов. Один из самых любимых русских поэтов. Воспитывала поэта бабушка. И он получил прекрасное домашнее воспитание, знал языки, прекрасно рисовал. В детстве Лермонтова сразила тяжелая болезнь, и он надолго остался прикованным к постели. Для того, чтобы поправить и укрепить здоровье внука, бабушка возила его на Кавказ. Величественные цепи Кавказских гор  нашли отражение в его стихах.

4. Закрепление. Работа по учебнику.

Учитель: Обратимся к экспертам. Найдите и прочитайте  в учебнике, что же такое горы.

Рассмотрим в учебнике на странице 79 холм и гору и  выясним, в чём их сходство и отличие.

Ученик: Сходство( они имеют одинаковые части). Назовём их ещё раз.

Отличие ( холмы имеют высоту до 200 метров, а горы более 200 метров).

Учитель:  А что же о горах нам расскажут географы?

Географы:

Самые старые горы – это Уральские горы. Самая большая гора – Эльбрус, её высота 8848 метров, а находится она в Кавказских горах. Если мы поднимемся на самую вершину Кавказских гор, то увидим много снега, потому что на вершинах гор очень холодно и лежит снег.

Северный Кавказ – один из главных курортных центров России. Анапа – самый большой детский курорт с песчаным пляжем. Другой крупнейший курорт – Кавказские Минеральные воды. Сюда был сослан Лермонтов. Здесь же в Пятигорске, он был убит на дуэли.  

Учитель: А теперь прочитаем о красоте гор в учебнике на странице 80.

Как вы думаете, какой воздух в горах

Ученик: чистый, свежий.

Учитель: Вернёмся к строкам из стихотворения: Не пылит дорога, не дрожат листы, подожди немного, отдохнёшь и ты.

- Что автор хотел показать этими строками?

Ученик:  в горах спокойно, тихо.

Учитель: Попробуйте придумать правила поведения в горах.

Ученик: не шуметь, беречь природу, быть очень осторожными.

Учитель: Чтобы сохранить всю красоту природы надо бережно к ней относиться. Древняя индийская мудрость гласит: « Мы не унаследовали землю у наших отцов, мы взяли её в долг у наших детей».

Учитель: А сейчас проведём игру.

Научная игра « Угадай меня».

1.Вокруг – простор и широта,

Конца и края им не видно.

Какая чудная картина,

А называется…(равнина)    

2.Под облаками в снежной шапке,

Крутые склоны у меня.

Я – выше всех на свете нашем

И называюсь я - …(гора)

    3.А я большим не вышел ростом,

    Нет снега, да не крут и склон,

    И называюсь очень просто:

    Меня все узнают, как…(холм)

4. Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли, выветривания и вымывания. (овраг).

5. Проверка полученных знаний.

Учитель: Я предлагаю проверить знания, полученные на уроке и решить тест.

(у каждого ребёнка на столе тест)

Тест

1.Определи форму земной поверхности, изображённую на рисунке, подпиши рисунок.

                                   00040175

1                                                                                  2  

_______________                                                     ________________

300039772                     4Изображение-9 088

  ______________________                        _____________________

2. Соотнеси название формы земной поверхности с её изображением, поставь № соответствующего рисунка:

Холм -№ _____,         гора -№_____,        овраг - №_____,         равнина -№__________.                                

Взаимопроверка.

6. Рефлексия.

Учитель: Как вы думаете, достигли мы цели, которая была перед нами поставлена в начале урока?

(вывешивается плакат, на котором нарисована гора)

- Если вы поняли материал сегодняшнего урока, то прикрепите магнит на вершине горы.

- Если вы считаете, что тема вам не совсем понятна и надо будет ещё поработать, то прикрепите магнит на склоне горы.

- Если вам тема урока не понятна и вам надо ещё раз внимательно изучить, то прикрепите магнит у подножия горы.

7. Задание на дом.

Учитель: Наша Земля постоянно изменяется. Возникают овраги. Разрушаются горы, на их месте образуются равнины. Учёные считают, что изменение поверхности Земли – это результат работы трёх великих мастеров природы.

- А вы догадались, что это за мастера?

Подготовить ответ на этот вопрос.

Учитель: Спасибо за урок. Урок окончен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира по теме - формы поверхности Земли.

Конспект урока содержит тесты, викторины, карточки для индивидуальной и групповой работы....

Урок окружающего мира по системе Занкова 3 класс" Наследие древнего мира"

Урок развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде,воспитывает толерантность, уважение к историческому и культурному наследию народов мира...

Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....

Урок окружающего мира "Горы-поднятия земной поверхности"

Урок "открытие нового знания" во 2 классе ("Школа 2100"), соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о формах земной поверхности; развитие логического мышления, с помощью занимательных заданий из сборника.Планируемые результаты:Предметные: -знать ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о формах земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).Планируемые результаты:Предметные: - уметь различать формы земной поверх...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по окружающему миру Тема: Формы земной поверхности

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования представлений о формах земной поверхности, содействовать развитию приёмов умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщени...