открытый урок «Кто такие птицы?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Ондар Саида Монгеевна

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Кто такие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mir_ondar_s.m.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Ондар Саида Монгеевна МБОУ СОШ с.Хондергей

Класс:  1

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: Окружающий мир

Авторы учебника: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас.

1 класс, 

Учитель: Ондар Саида Монгеевна, МБОУ СОШ с.Хондергей

Тема урока: «Кто такие птицы?»

Цели:

  1. сформировать у учащихся знания о птицах;
  2. развивать наблюдательность, внимание, развивать речь, обогатить словарный запас;
  3. воспитывать любовь к птицам, труду
  4. организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

личностных УУД:

- самоопределение;

- смыслообразование и нравственно – этическая ориентация;

регулятивных УУД:

- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

познавательных УУД:

1. общеучебных:

- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом);

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

- умение ставить, формулировать и решать проблемы

2. информационных:

- обучение работе с разными видами информации;

- поиск и выделение необходимой информации

3. логических:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

коммуникативных  УУД:

- инициативное сотрудничество;

- планирование учебного сотрудничества с учителем  и одноклассниками (распределение ролей в коллективной работе)

Оборудование урока:   

компьютер, аудиозапись «Голоса леса», презентация,  ноутбук, колонки.

Ход урока:

  1.        ОРГАНИЗАЦИОННО  - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

- Встали все! Подравнялись! Давайте-ка урок начнем с стихотворением «Здравствуй школа»

Здравствуй наша школа

Здравствуй светлый класс

Вот звонок веселый

Собирает нас

- Молодцы, улыбнитесь друг к другу. Говорят, что улыбка украшает человека. Сядет тот, кто назовет вежливое слово.

  1. ЭТАП  АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА  УЧАЩИХСЯ

Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися; фиксировать на экране необходимые понятия, формировать способность к работе с  учебником.

- С какими группами животных мы уже знакомы?

- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)

- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)

III.    Этап применения новых знаний

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить осознанное понимание смысла текста.  (слайд 1)

- Давайте проверим домашнее задание. Что было задано на дом?

1 группа – сделать кормушку (показывают)

2 группа – загадки о птицах (загадывают классу)

3 группа – принести пшено

- Молодцы, ребята. Все справились с заданием. Как вы думаете, почему я вам дала такие задания. О ком мы сегодня на уроке будем говорить? (о птицах)  

- Да, правильно. Давайте определим, что мы знаем о птицах?

  • Летают
  • Они маленькие

- Сформулируйте целей рока. Чему мы должны научиться?  

 Работа с учебником

- Давайте откроем учебник на станице 36 и посмотрим. Кто из этих животных умеет летать?

- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)

- Почему? (их тело не покрыто перьями)

- Вот страус и пингвин  – тоже птицы, но они не летают. Почему? (их тело покрыто перьями)

IV. Физкультминутка – игра на внимание:

 «Летает – не летает»

(хлопнуть в ладоши, если не птица)

Муха

Белка

Аист

Корова

Комар

Воробей

Лягушка

Пчела

Сова

- Муха, комар и пчела тоже летают. Их можно назвать птицами? Почему? (хотя они летают, их тела не покрыты перьями)

5. Работа над картиной

 На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать. Посмотрим на картину

- Какие органы имеются на голове? (глаза, клюв) Посмотрите на форму клюва. (Они разные)

- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у  птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. (слайд 6)

У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток  – сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри - длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара. (слайд 8). У большинства птиц клюв такого вида. (слайд 9).

- Сколько ног и крыльев? (У всех птиц две ноги и пара крыльев.) У птиц, обитающих на деревьях, на ногах по 4 пальца, 3 из которых направлены вперед, а четвертый повернут назад (слайд 5).

- У водоплавающих птиц – ноги перепончатые. (слайд 7)

Крылья птиц  разные по форме. У орлов длинные и широкие крылья, у ласточек - острые.

- Чем покрыто тело? (перьями) Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного  цвета и отличаться по форме и размеру.   Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло. (слайд 10)

- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех. (слайд 13)

Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов. (слайд 14)

Пингвин -  на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб.  (слайд 15)

Колибри - самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар.

- Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Воробьи очень чистоплотные  и охотно купаются зимой в снегу, а летом в лужах.

Воробей питается различными семенами, но своих птенцов выкармливает насекомыми.

6. Просмотр видеофильма

- Предлагаю смотреть отрывок из видеофильма.

 

VII. Физкультминутка.

Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)

Гуси, грачи, журавли - (приседают по очереди 1, 2, 3 ряд)

Вот уж последняя стая – (все встали)

Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).

7. Закрепление.

Игра «Переводчик»

Перевод названий птиц с русского на тувинский, с тувинского на русский.

Кто такая ворона?

Ала-сааскан

Голубь

Торга

Бора-хокпеш

Гусь

Утка

Игра «Определитель пения птиц»

- Предлагаю поиграть в игру. Все внимательно слушаем запись и определяем кто поет?

Игра «Установить соответствие»

Рефлексия 

Продолжите высказывания.

  • Сегодня на уроке я узнал (а)…

(о внешнем строении птиц; русские и тувинские названия птиц; что тело покрыто перьями)

  • Раньше я не знал(а)…
  • Я научился (лась)…определить птиц по голосу, по пению; я научился выполнять задания на соответствие.
  • Теперь я знаю… как делать кормушки; птицам надо помочь

Оцените себя

- кто думает, что усвоил тему урока на «5» - поднимите зеленый круг; кто «4» - оранжевый, «3» красный

Теперь давайте выйдем и повесим нашу кормушку, чтобы мы наблюдали какие виды птиц будут кормиться из нашей кормушки.

- Как птицам зимой? (холодно и голодно) Что мы должны делать? (помочь) Как?

VIII. Итог урока.

  Цель: контроль за результатами деятельности.

- С какой новой группой животных  мы познакомились?

- Что  мы узнали о птицах?

- Кто же такие птицы? (слайд 28)

- Что вам понравилось на уроке?

- Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?

- Спасибо за хорошую работу на уроке.

- Урок окончен. Идите на перемену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Кто такие рыбы?" по окружающему миру. Автор А. Плешаков

Этот урок был дан на районном МО учителей начальных классов. Урок проведён в рамках ФГОС по программе "Школа России". К уроку были подготовлены слайды, а так же использовалось готовое ЭИ....

Открытый урок "Что такое шум и почему он вреден?"

Тема урока: «Что такое шум и почему он вреден»Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания.Цели урока: Образовательные : изучить, что такое шум и как человек воспринимает звуки;изу...

Открытый урок :Что такое ГТО?

Знакомстов с нормативами ГТО для учеников начальных классов. Урок сопровождается видеоматериалами. Презантацию и видеоматериалы ищите на моей странице....

Открытый урок "Кто такие птицы"

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" в 1-м классе...

Открытый урок "Что такое почва?" 3 класс. Школа России

Учитель начальных классов:  Зарубина Анастасия МихайловнаНаправление:  начальная школа...

Презентация открытого урока "Что такое окончание? Как найти окончание?"

Презентация открытого урока "Что такое окончание? Как найти окончание?"...

Открытый урок «Что такое склонение имён существительных?» 3 класс, проблемный урок

Цели:знакомство с понятием «изменение слова по падежам»;наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;учить решать проблемные задачи....