Конспект урока "Природные зоны. Тундра" (4 класс, УМК "Планета знаний")
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Аксарина Светлана Сергеевна

Конспект урока окружающего мира "Природные зоны. Тундра" + презентация к уроку

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tundra.doc76.5 КБ
Office presentation icon tundra.ppt2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока, методы и приемы

Хроно-

метраж                                            

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

Настроиться на работу, проверить готовность к уроку.

Л: принять образ хорошего ученика.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод.

-беседа

Диалоговый

Объяснительно-иллюстративный

5 мин.

Повторение изученного материала. 
- Какая тема была прошлого урока? (
Арктические пустыни)

А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд.

1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.)

2. Птица с необычным клювом. (Тупик.)

3. Название острова, находящегося в зоне арктических пустынь (Врангеля.)

4. Арктика – царство снега и… (льда).

5. Растение, живущее в толще воды. (Водоросли.)

6. Виды рыбы, обитающей в северных морях. (Треска.)

Ключевое слово: ТУНДРА

Что мы отгадали? (название новой природной зоны, с которой познакомимся сегодня)

Принимать участие в диалоге с учителем

Разгадывать кроссворд

К: активно слушать

Л: положительная  самооценка.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: понимать информацию представленную в данном тексте

III. Постановка учебной задачи

Словесный

Прогнозирование

1 мин

-  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

-  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

-  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2) -  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

-  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Природная зона - тундра)

- Какую поставим цель? (познакомиться с природной зоной – тундрой)

формулировать тему

ставить цели урока

Р: определять цель учебной деятельности самостоятельно

IV.Открытие нового знания

Объяснительно-иллюстративный

Словесный метод

- беседа

- рассказ

Наглядный метод

- демонстрация

Физ. Минутка

Практический

Работа с учебником

Частично-поисковый

10 мин

1 мин

6 мин

– Цель нашей экспедиции – тундра. Найдите эту природную зону на карте (форзац учебника).

-Каким цветом она обозначена? (розовым) Что вы можете сказать о географическом положении тундры? (находится южнее арктических пустынь, в равнине)

- По физической карте (стр 124-125) определите: какие формы поверхности характерны для тундры, какие есть полезные ископаемые.

- Какие крупные реки протекают по территории тундры? (Печора, Лена, Колыма)

- Какие города находятся в тундре? (Наньян-Мар, Воркута, Салехард, Диксон, Тикси)

Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает –60 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 метров. Вот это поверхность тундры (показывает на карте зону тундры). Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С. Как вы думаете, это отражается на почве? И если да, то как?

Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы
на глубине от 10 до 40 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая. Мы выясним, какие здесь природные условия, составим схему.

Давайте немного отдохнем.

А сейчас мы разделимся на 3 группы.

1 ряд – вы читаете текст в учебнике на стр. 135 про растительный мир тундры, после чего расскажете остальным.

2 ряд – стр 135 со слов «С наступлением лета…» читаете про то, какие насекомые и птицы обитают в тундре

3 ряд – стр 136-137, читаете и рассказываете нам какие животные обитают в тундре.

А теперь выслушаем представителей с каждой группы.

- Какие же растения встречаются в тундре? (ответы детей)

-  какие насекомые и птицы обитают в тундре?

-  какие животные обитают в тундре?

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Повторять движения

Работать с учебником, находить нужную информацию

Слушать одноклассников, рассказывать прочитанное

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К: уметь выражать свое мнение

К: уметь выслушивать своего товарища

Л:Уметь производить самоконтроль

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический метод

- упражнение

Репродуктивный

Проблемный

5 мин

Проверим, как вы запомнили материал.

На слайде вы видите различные слова. Разбейте их на группы, какие и сколько их вы решите сами.

(4 группы - Названия городов, рек, животных, птиц)

Давайте проверим.

На сколько групп разбили данные слова? Почему? (ответы детей)

Разбивать слова на группы, отвечать на вопросы

П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

П: понимать информацию представленную в данном тексте

VI. самостоятельная работа с самопроверкой

3 мин

А сейчас выполните задание №    в рабочей тетради и вместе проверим.

Работать с тетрадью

Р:Уметь производить самоконтроль

VII. Включение в систему знаний и повторение

Словесный метод

- беседа

Практический метод

- упражнение

Репродуктивный

Домашнее задание

2 мин

  • Назовите животных, обитающих в тундре, не подсматривая в учебник.
  • Назовите птиц.
  • Назовите крупные реки.
  • Назовите города тундры.
  • Какие растения растут в тундре?
  • Приведите примеры связей животных тундры друг с другом и с растениями.
  • Попробуйте составить цепь питания из 3 звеньев; из 4.

Дома вам нужно будет прочитать в учебнике с. 134-137, рабочая тетрадь №    и по желанию, на дополнительную оценку попробуйте нарисовать как выглядит тундра летом и зимой.

Отвечать на вопросы

Приводить примеры

Записывать д/з

П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К: уметь выражать свое мнение

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Словесный метод

- беседа

2 мин

- У кого сегодня были затруднения? Какие?

Что нового узнали сегодня на уроке?

Какие сведения показались наиболее интересными?

- Оцените свою работу с помощью анкеты на слайде.

Всем спасибо, урок окончен!

Отвечать на вопросы

Подводить итоги

Р: оценка своей работы

К: уметь выражать свое мнение

Дата: 26.02.2018 г.                                                                                                                       

Школа: № 108                                                                                                                            Учитель: Ковалёва Е.Ю.______

  Класс: 4/2                                                                                                                                 Студентка: Аксарина С.

                                                                                           

                                                                

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема «Тундра»

Цели деятельности учителя: ознакомить с географическим положением природной зоны – тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне тундры; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознать значимость бережного отношения к окружающей природе;
  • научатся нести за нее ответственность.

Предметные: 

  • учиться находить на карте природную зону - тундру;
  • учиться работать с учебником, картой «Природные зоны».

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс часть 1 (УМК «Планета знаний»), учебная презентация, раздаточный материал


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А р к т и к а т у п и к т р е с к а В р а н г е л я л ь д а в о д о р о с л и

Слайд 2

Природная зона - Тундра Познакомиться с природной зоной - тундрой ТЕМА: ЦЕЛЬ:

Слайд 3

« Тундра » в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная».

Слайд 4

Зима долгая, температура достигает –60°С. Большую часть года покрыта снегом. Короткое лето. Днем температура от +10 до +25°С

Слайд 5

ТУНДРА равнина вечная мерзлота суровая длинная зима прохладное короткое лето

Слайд 7

Птицы тундры Белая куропатка Полярные совы Сокол-сапсан Кречет Канюк мохноногий

Слайд 8

Животные тундры Заяц-беляк Лемминг Песец Северный олень Волк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для 2 класса "День знаний"

Классный час во 2 классе, посвященный Дню знаний...

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона тундры»

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона тундры»...

Конспект и презентация к уроку по окружающему миру "Природная зона - тундра" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе изучение природной зоны - тундра...

Кейсы, помогающие получить и оценить знания по окружающему миру по теме: «Природная зона «Тундра», 4 класс

В настоящее время одним из приоритетов в обучении школьников стоит формирование функциональной грамотности. Одним из методов, который способствует формированию функциональной грамотности, является кей...

Конспект урока в 4 классе "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Обобщение знаний об имени прилагалельном, как части речи....