Конспект урока по окружающему миру на тему "Кровеносная система (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Кудряшова Ирина Владимировна

Конспект урока по окружающему миру на тему "Кровеносная система (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krovenosnaya_sistema_4_klass_verno.docx59.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по теме

«Кровеносная система»    

(4 класс)

Учитель: Кудряшова И.В.

                                     2016 год

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

1. Орг. момент

2. Объяснение

нового

материала

А) выход на

тему

Б) беседа

В) Работа с плакатом

4) Тест

5) Итог

- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас окружающий мир. На столах должны лежать учебник и письменные принадлежности.

Чтобы узнать тему нашего урока вам    нужно отгадать кроссворд.

1. С помощью него мы дышим?

2. Орган чувств, который помогает нам

видеть окружающий мир?

3.Орган, который расположен в

черепной коробке.

4. Он передаёт сигнал к мозгу.

5. психический процесс, который помогает нам запоминать информацию?

- Какое слово у нас получилось в выделенных клетках?

- Вы конечно видели кровь, когда падали

и разбивали коленку. Что такое кровь?

- Правильно. Но кровь неоднородна.

Она состоит из:

плазмы

красных клеток

белых клеток

кровяных пластинок

Плазма - это жидкость бледно-желтого  цвета. Она необходима нашему организму. Из переваренной пищи в плазму попадают питательные вещества, и плазма доставляет их органам. А потом переносит к почкам все вредные вещества. Там они превращаются в мочу и выводятся из организма.

Когда нам случается пораниться, плазма помогает крови свертываться и образовывать на ранке защитную корочку.

Именно в плазме находятся красные и белые кровяные тельца.

Красные клетки называют эритроцитами. Они

образуются в костном мозге. Эритроциты содержат белок - гемоглобин. Он переносит кислород от лёгких по всему организму. А потом доставляет углекислый газ от тканей назад - к лёгким. Белые клетки называют лейкоцитами. Лейкоцитов меньше, чем эритроцитов.

Они тоже приносят организму большую пользу: всегда приходят на помощь, когда мы болеем. Лейкоциты находят вирусы и бактерии, попавшие в наш организм, и уничтожают их.

В организме взрослого человека примерно пять-шесть литров крови, а у ребёнка - около трёх.

Интересно, что не у всех живых существ кровь красная. У морских червей она зелёная, а у раков, осьминогов и скорпионов кровь голубая. А знаешь почему? Красный цвет нашей крови придаёт железо, которое входит в состав гемоглобина. У раков, осьминогов и скорпионов в состав такого белка входит медь, а у морских червей — хлор. Кровь постоянно движется по кровеносным сосудам. В нашем организме 3 вида кровеносных сосудов:

- артерии;

- вены;

- капилляры.

Артерии - это сосуды, по которым кровь движется от сердца к органам. Внутренние стенки артерий гладкие - и кровь по ним течёт быстро. К тому же в стенках артерий расположены мышцы, которые толчками заставляют кровь двигаться быстро. По артериям в наш организм поступают питательные вещества и кислород.

Вены - это сосуды, по которым кровь течёт от органов к сердцу и собирает из организма вредные вещества и углекислый газ. В стенках вен нет мышц, и кровь по ним подталкивают сокращения сердца.

C:\Users\ATUMAE~1.NPO\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

1 - сердце; 2 - кровеносные сосуды

Капилляры - это микроскопические сосуды, которые соединяют артерии с венами. Они пронизывают все наши ткани и доставляют кровь в каждую точку нашего организма.

Капилляры тоньше человеческого волоса в 15 раз. Если все капилляры вытянуть в одну линию, то их длина составит 100 ООО километров.

Кровообращением называется движение крови через сердце по кровеносным сосудам. Существуют два круга кровообращения: малый и большой. Малый, или  лёгочный, круг кровообращения связан с лёгкими. Проходя по малому кругу кровообращения, кровь обогащается кислородом. Двигаясь по большому кругу кровообращения, кровь доставляет всем органам кислород и питательные вещества, а вредные - уносит.

За 26 секунд кровь совершает полный оборот по всему организму человека. А всего за сутки кровь делает 3700 оборотов. Кровь непрерывно движется по организму благодаря работе сердца.

Сердце - это полый мышечный орган. У ребёнка оно размером с апельсин, у взрослого человека -побольше. Сердце расположено в левой части груди. Внутри оно разделено на четыре камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Пройдя круг по организму, кровь окрашивается в тёмно-красный цвет и по венам попадает в правое предсердие и правый желудочек. Оттуда кровь попадает в лёгкие, обогащается кислородом, окрашивается в ярко-красный цвет и поступает в левое предсердие и левый желудочек, Затем сердце направляет кровь по артериям в «путешествие» по организму, потом по венам возвращается обратно, и все начинается сначала.

За 1 минуту сердце прокачивает по организму 5 литров крови, за 1 час - 400 литров, за сутки - 10 000 литров крови. Когда сердце наполняется кровью, оно сокращается и проталкивает кровь по сосудам. Такой толчок сразу же ощущается на стенках артерий - это пульс. Пульс хорошо прощупывается там, где артерии близко подходят к коже — на запястье или у виска. У взрослых пульс равен шестидесяти — семидесяти ударам в минуту, у детей — восьмидесяти — девяноста ударам.

Сердце за всю жизнь человека сокращается около 2,5 миллиардов раз. Чтобы ты мог себе представить, какую гигантскую работу выполняет при этом сердце, скажем для сравнения, что её было  бы достаточно, чтобы поднять поезд на гору Монблан — одну из высочайших гор в мире.

Уже в детстве о сердце нужно заботиться. Вот несколько простых правил, которые помогут тебе в этом.

•        Регулярно занимайся физкультурой, делай зарядку, играй в подвижные игры.

•        Ешь больше фруктов и овощей.

•        Спи не меньше восьми — десяти часов в сутки.

•        Старайся не переутомляться.

•        Не пробуй алкоголь и табак.

Что делать, если поранишься до крови

Если ты поранился до крови, не пугайся. Постарайся запомнить, что надо делать в таких случаях.

•        Нужно промыть рану чистой водой с мыло) Если рана неглубокая, кровотечение не буде сильным. Ты уже знаешь, что не надо лить на рану йод или зелёнку. Смажь ими кожу вокруг раны и перевяжи её стерильным бинтом или полоской чистой ткани. Не пугайся: кровь постепенно перестанет течь.

•        Если повреждены артерии, кровотечение будет сильным. Потребуется помощь врача. Но до его] прихода нужно срочно пережать сосуд. Для этого выше раны надо наложить жгут. Жгут — это тугая повязка, которая поможет остановить кровь, При необходимости жгутом может стать ремень, полоска резины или туго скрученная ткань. Но запомни, что через каждые 20 минут надо на 5-10 минут ослаблять жгут, чтобы восстановилось кровообращение. После того как кровь остановилась, на рану надо наложить стерильную повязку. Будь внимательным: потеря 1 трети объёма крови опасна для жизни.

•        При кровотечении из носа нужно сесть и слега откинуть голову назад. К переносице надо приложить холодный компресс. А в ноздри положить кусочки ваты, смазанные  вазелином. Если кровь не останавливается, надо обратиться к врачу.

- Ребята, откройте учебник на странице 42 и прочитайте статью о Илье Ильиче Мечникове, который занимался изучением защитных свойства крови. Откройте дневники и запишите домашнее задание: читать стр. 32-42.

Ребята, а сейчас я вам раздам тесты. Подпишите их. И начинайте работать.

Тест по теме «Кровеносная система».

1.Кровь бывает:

а)венозная

б)артериальная

в)капиллярная

2.Кровь состоит:

а)плазма, белые клетки, красные клетки, кровяные пластинки;

б)белые клетки, красные клетки;

в)плазма, белые клетки, красные клетки;

3.Артерии- это...

а)сосуды, по которым кровь движется от органов к сердцу и собирают из организма вредные вещества и углекислый газ.

б)сосуды, по которым кровь движется от сердца к легким.

в)микроскопические сосуды, которые соединяют артерии с венами.

4.К кровеносным сосудам относятся:

а)вены, артерии;

б)вены, артерии, капилляры;

в)артерии

5.Круги кровообращения бывают?

A)малый, большой

Б) малый, большой, средний

B)большой, средний.

6.Клетки, которые находят вирусы в нашем организме и уничтожают их называются...

а)эритроциты

б)тромбоциты

в)лейкоциты

7.Клетки, которые переносят кислород по всему организму называются...

а) эритроциты

б) тромбоциты

в)лейкоциты

 

8. Кровяные пластинки, которые

помогают крови сворачиваться

называются...

а) эритроциты

б) тромбоциты

в) лейкоциты

9. орган, который находится в левой

части груди и заставляет работать весь

организм?

а) почки

б) мозг

в) сердце

- Вы сегодня хорошо поработали. За

тест вы получите оценки. До свидания.

- кислород

- зрение

- мозг

- нерв

- память

- кровь

- это жидкость красного цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Планеты солнечной системы"

Данный урок проводится вторым в 4 классе по программе "Школа России", А.А.Плешаков....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Планеты" 2 класс Система Л.В.Занкова

Урок изучения и первичного закрепления знаний. В структуре урока реализован принцип обучения на высоком , но доступном уровне. На уроке создаётся ситуация успеха....

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Природа в классе» 1 класс

Цель урока: 1. Учащиеся имеют расширенное представление о комнатных цветах.2. Умеют различать комнатные растения...

Методическая разработка урока по окружающему миру «Опорно-двигательная система». (3 класс)

Методическая разработка урока по окружающему миру «Опорно-двигательная система». (3 класс)...

Конспект урока по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по окружающему мируПрограмма: Школа РоссииКласс: 4Тема урока: «Планеты Солнечной системы»Цель: создать условие для ознакомления детей с планетами Солнечной системыЗадачи:Дид...

Конспект урока по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по окружающему мируПрограмма: Школа РоссииКласс: 4Тема урока: «Планеты Солнечной системы»Цель: создать условие для ознакомления детей с планетами Солнечн...

Конспект урока по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по окружающему мируПрограмма: Школа РоссииКласс: 4Тема урока: «Планеты Солнечной системы»Цель: создать условие для ознакомления детей с планетами Солнечн...