Мастера печатных дел.Урок окружающего мира .4класс.Школа России.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Валентина Волкова

Мастера печатных дел.Урок окружающего мира .4класс.Школа России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок : Окружающий мир    «Мастера печатных дел»

Класс:4. Школа  МОУ «Шелтозерская СОШ». Учитель:Волкова В.Н.

Дата:16.03.2018г. МО учителей Прионежского района.

Цели деятельности учителя: Создать условия для обобщения знания по истории книгопечатания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»

Тип урока: построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые образовательные  результаты: 

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать 
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Образовательные ресурсы:http://download8;proshkolu.ru; http://festival.1september.ru; https://go.mail.ru/search Youtube.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер; учебник 4кл. АА Плешаков 2ч.,Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка; лента времени –распечатка ,береста,палочки для письма,деревянные таблички ,воск,печати из пробок гуашь красного и черного цвета

Новые понятия: Первопечатник, «Апостол»,литера, типография

Межпредметные связи: внеурочная деятельность «Моя малая родина»(Школы Прионежского района); уч.пр. «Литературное чтение»(Проект создание календаря исторических событий); технология (Книгопечатание).

                                                                                                         

 Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урок

Обучающие 
и развивающие компоненты, 
задания 
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность 
учащихся

Формы организации взаимодействи

Формируемые умения
(универсальные 
учебные действия)

1. Мотивация
(самоопределение) 
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного 
материала

Улыбнуться. Поздороваться с гостями.

Покажите свое настроение.

1слайд.Прием. Ассоциативный ряд

-Что связывает эти изображения?(материалы для письма

-Найди лишнее. Почему выбрал этот рисунок?

Прием Хорошо-плохо

_Оцените предмет ,называя его + и -

Догадались какой будет тема урока?

Прием Оратор

-Убедите нас ,в том,что изучение этой темы необходимо.Зачем нам это надо знать?

Прием  Психол тренинг- закрыть глаза. Повторите за мной.Сейчас я перенесусь сейчас  в Древнюю Московскую Русь. Я Как разведчик все услышу,все замечу,все запомню .Я работаю!

Показать облачко или солнце.

Слушают учителя, принимают участие 
в диалоге

с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место 
к уроку

Фронтальная, коллективная

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничества с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли 
в устной форме, вступать в диалог.

Личностные:

понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету

2.Проверка дз- 

Работа с картиной

Проверка д-з на выбор

 Рассказ учителя.

Прием Телеграмма.Прием Лупа(рассмотреть картину по отдельным частям,назвать места : Кремль,стена,река,мост,корабли,купцы,храмы)

Рассказ о древней Москве, составленного от имени иноземных купцов, приехавших в Москву по делам(1-2уч)

РНК.Зарождение вепсской письменности началось в 1910-е годы. Так, в 1911 году крестьянином Г. Елькиным из села Ярославичи была написана пьеса на вепсском языке, а в 1913 году в Санкт-Петербурге вышел первый вепсско-русский словарь, изданный жителем села Рыбрека Павлом Успенским. В ноябре 1932 года на нём вышла первая книга — букварь «Ezmäne vepsiden azbuk i lugendknig».Смотрите на фото книги.

Фронтальная

Индивидуальная

групповая

3.Актуализация опорных

знаний

Целеполагание

Загадка о книге.

Хоть не шляпа, а с полями.Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами.   Всем понятным языком.

- Сегодня на уроке узнаем о первой печатной книге России .Тема урока на доске записана.: «Мастера печатных дел»

Перенесемся в средние века нашей родины.

Назовите материалы, на которых писали в  то время:(береста, пергамент, бумага)

А чем писали? Древние книги были рукописными, их писали от руки много месяцев или лет, переписывали, т.к. они портились.

Какие мастера переписывали их?

Почему книга была дорогой ,ценной(материал дорог,писали долго много людей старалось)

Почему на бересте писали чаще?(дещевле,берёсту легко добыть)

На деревянных дощечках писали тоже и сплавляли их по реке,а тк на них писали зазубринками-появилась поговорка –заруби себе на носу,что это значит?Когда отправляли говорили «Я  послал тебе берёсту»

Что чаще всего писали в др книгах?(житие,летописи,Библия)

Как бедняки использовали свои знания грамоты? (за плату писали письма, составляли документы)

(книга)

переплетчики переписчики художники

Ответ запомни

ответ(в семье могла быть 1 книга всего)

Фронтальная, коллективная

Познавательные:осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково- символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные:ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля 
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, 

Личностные:  проявляют познавательный интерес 
к изучению предмета

4.Изучение нового материала

Постановка проблемы.

Решение проблемы (заочное путешествие).

Сообщение ученика.

Рассказы учителя.

Работа с лентой времени учебником: поисковое чтение.

Рассказ учителя.

Работа с толковым словарём.

Рассказ учителя.

Работа 
по учебнику

А зачем людям стали нужны книги?

Вы уже знает кто является изобретателем  книгопечатанья на Руси, а в Германии?(ИоганнГутенберг)

В каком веку это случилось?15Как вы его запишите,покажите.1 у доски

Покажите на ленте времени.

Запишите дату  цифрами.

Сообщение о Иване Фёдорове  и царе Иване Грозном.  

(Ученик:А теперь перенесемся в Россию XIV века. Кто же здесь начал книгопечатание? Одним из первых выпустил книгу на русском языке Иван Федоров. (слайд) Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был он хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, научился литейному делу. Заходил Иван и к немцам, жившим в Москве. От них узнал о печатных станках, буквах-литерах, с помощью которых немцы печатают книги. И загорелся Иван желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине он принялся делать свои первые буквы. И добился успехов.

Иван Федоров- первый русский печатник. Иван IV (Грозный) в 1553 году приказал строить в Москве особый дом для типографии, но она была открыта только в 1563 году, когда в ней начали работать Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславцев. Через год в 1564 году они выпустили первую книгу «Апостол» (слайд). А мастера Федоров и Мстиславец по праву носят имена первопечатников.)

В каком году была издана первая печатная книга? (в 1564 году) покажем на ленте

Книги быстро распространились в Европе.

По указу царя Ивана Грозного в 1563году в Москве была построена типография.

Смотрите на слайд прошлое и настоящее,что изменилось?

1станок –устройство.

Первые литеры –буковки были из дерева ,они размокали от краски и портились,тогда придумали железные литеры

Просмотр фильма о литерах. «Потомучка».серия 35.2мин. (https://go.mail.ru/search Youtube)

Физминутка

Встаем,ловите мячик ,когда я назову начало новых слов ,изученных сегодня-вы их доскажите.Назовите часть речи .

Ли- тера,апос--тол,лето-пись,мо-нах и тд.

Высказывают свои предположения

-передать знания потомкам

-чтоб не забыть

-чтобы не делать те же ошибки в истории

-делает больше людей грамотными

-Ив Федоров

Отвечают 
на вопросы

Найти слово в словаре Ожегова или Даля(2чел )

  • Типография - полиграфическое предприятие, изготовляющее книги, журналы, газеты.
  • Первопечатник - состоит из двух корней. Каких? ( первый + печатание)

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково- символические средства Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы,владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми
и сверстниками.

Личностные: осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета

Регулятивные:ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля 
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели

5 Включение в систему знаний и повторение изученного

Ранжирование по группам Практическая работа.

Прием

«Идеал»

Интересно как можно сделать самим  литеру ,оттиск на бумаге?

Давайте попробуем?!

Есть идеи?

А теперь делимся на группы .Найдите на парте карточки «печатник», «друг Онфима»,  «летописец»,у нас 3 стола  со всем  необходимым  для работы ,пройдите к ним.

Любопытно, что выйдет?

Гостей просим присоединиться к группам ребят по желанию.

Ответы:

Лист,луковица,

пробка

Выполняют
задания практической части меняются группы местами.

Делятся впечатлениями. (дети  печатают тексты с помощью штампов-пробок,овощей,резинок,рисуют буквицу,выцарапывают на бересте свое имя

Коллективная

индивидуальная

Познавательные:осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание;

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку,волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения

6. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

Можно ли ИФ назвать патриотом своей родины,почему ?Что вам доставило удовольствие на уроке?

 Каково было значение начала книгопечатания в России? Великую пользу принесло печатное дело. В России стало больше книг, а значит грамотных людей. Сейчас очень много печатается книг. Но мы должны помнить труд людей, который трудились над этими книгами и бережно относится к их труду

На доске  есть мишень. Поставьте печать красную -если вам было легко и интересно

Зеленую -если было трудно и вы сомневались.

Наши оценки: учитель называет фамилии и объясняет за что оценки.В практической части отметить надо всех.

Устные ответы

(В России стало больше книг, а значит больше грамотных людей)

индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое 
от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся 
к приобретению новых знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность 
на уроке.
 осуществляют поиск решения поставленных задач

7.

Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 82–86. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». ТПО с.29

Задают уточняющие вопросы

фронтальная

Регулятивные:осуществляют поиск решения поставленных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. 4класс. "Школа России"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 4класс. "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 4класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру  Школа России...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Патриоты России».УМК "Школа России".

Тема: «Патриоты России».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «народное ополчение»...

технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс

Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Рабочая программа по окружающему миру 4класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"...