Урок окружающего мира на тему "Природная зона тундра"(3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Кудряшова Ирина Владимировна

Урок окружающего мира на тему "Природная зона тундра"(3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tundra_na_konkurs.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по теме

«Природная зона тундра»

(3 класс)

Учитель: Кудряшова И.В.

         Тема: «Природная зона тундра»

Цель: Формировать представления учащихся о природной зоне - тундре, ее расположением на географической карте; сформировать представление о климате, животном и растительном мире тундры.

Задачи:

-образовательные: познакомить учащихся с природой животными тундры. С их особенностями; показать взаимосвязь живой и неживой природы тундры.

-развивающие: развивать внимание, память, мышление, монологическую и диалогическую речь.

-воспитательные: воспитывать у детей самостоятельность, экологическую культуру, воспитывать чувство любви и заботы к окружающему миру.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные, наглядные, метод создание проблемно- поисковой ситуации, метод словесного поощрения, метод предъявления педагогических требований. Приемы: прием работы с тестовыми заданиями. Прием работы с кроссвордом, прием работы с иллюстрациями, приемы работы с книгой (выборочное чтение, ответы на вопросы), прием работы с картой.

Умения: умение сравнивать, обобщать изучаемые факты о природных зонах, умение сравнивать и анализировать.

Навыки: навык работы с картой, навык работы с тестовыми заданиями, навык работы с учебником.

Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир», авт. Н. А. Дмитриева, А. Н. Казаков, карта природных зон, таблица с изображением растений и животных тундры, «раскладушка», кроссворд, тесты для учащихся, атласы.

Понятия: тундра, полярная ночь, полярный день, нарты, чум.

Дополнительная литература: учебник « природоведение» авт.М. Н. Скаткин 3 класс, Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» авт. Е. М. Тихомирова для 4 класса, журнал «Свирель» за 1998год.

Оформление доски:

НАЗВАНИЯ

25 апреля.

РАСТЕНИИ И

Классная работа.

ТАБЛИЦА

ПТИЦ.

НАРТЫ, ЧУМ

КАРТА ПРИРОДНЫХ ЗОН

КРОССВОРД.

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

l.Opr. момент.

(1 мин)

2.Домашнее

задание

(10 минут)

З.Объяснение

нового

материала.

(22 мин)

 

Б)физминутка В) животный мир тундры

4. Домашнее задание         (2 мин)

5. Закрепление нового материала     (5 мин)

6. Итог

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Владимировна. Сегодня я проведу у вас окружающий мир. Давайте проверим ваши рабочие места. На столах у вас должны лежать: учебник, дневник, атлас и письменные принадлежности. Будьте внимательны, потому что в конце урока будет самостоятельная работа.

-Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в незнакомую вам еще природную зону, но сначала, угадайте, о какой природной зоне говорится в тексте. «Поразительной казалась призрачная белизна ледяных гор...

На высоком светло- голубом небе висели далекие, как легкий дым, облака. Солнце отражалась во льдах и в снегу. И снег, и горы, и розоватые льды казались спустившимися на землю облаками. В черневших во льду полыньях плавали одиночные птицы. Часто встречались одинокие айсберги, похожие на неприступные белые замки. Над ледяным сказочным городом окруженное мерцающим кругом неподвижно высилось солнце». Об какой природной зоне вы услышали?

-Каковы погодные условия в Арктике?

-О каком времени суток идет речь в описании?

-Как долго длится день на Крайнем Севере?

- Молодцы! А чтобы я уже точно не сомневалась в ваших знаниях, ответьте на несколько вопросов.

Детям раздаются тесты, и они вместе с учителем выбирают правильные ответы.

1.Какой заповедник находится в зоне арктической пустыни:

А) Дальневосточный морской

Б) Ильменский

В) « Остров Врангеля»

2.Чем занимаются люди в Арктике?

A)        разводят крупный рогатый скот

 Б) ловят рыбу

B)        выращивают овощи и фрукты

3.        Где        птицы ледяной зоны делают гнезда?

А) на земле

Б) на кустарниках

В) на деревьях

4.        В        Арктику входят моря и острова:

A)Тихого океана

Б) Северного Ледовитого океана

B)Атлантического океана

5.        Летом        в Арктике:

А) день сменяет ночь

Б) круглые сутки ночь

В) круглые сутки день

-Молодцы! А чтобы узнать тему нашего урока вам

нужно разгадать кроссворд.

1.        Животное,        на которое охотится белый медведь.

(Тюлень)

2.        Красивая        птица с необычным клювом (Тупик)

3.        Какое        северное явление описано в стихотворении:

Что за чудо - чудеса

Загорелись небеса!

Ой, горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Ой, горит большой костер-

Выше леса, выше гор!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Не живет ли в вышине

Великан могучий?

Не печет ли на огне

Хлеб себе за тучей?

Никого за тучей нет, Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет Северного неба. (Сияние)

4.        Корабль,        прокладывающий путь каравану судов в Северном Ледовитом океане. (Ледокол)

5.        Мелкие        животные, которыми питаются рыбы. (Рачки)

6. Прожорливая птица, которую можно встретить на любых прибрежных территориях.(Чайка)

т

ю

л

е

н

ь

т

у

п

и

к

с

и

я

н

и

е

л

е

д

о

к

о

л

р

а

ч

к

и

ч

а

й

к

а

Прочитайте слово, которое открылось в выделенных клетках.

-Именно в эту природную зону мы отправимся сегодня на уроке.

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров тянется огромная безлесая местность - тундра.

Показ на карте учителем.

Откройте карту природных зон в атласе. Найдите Арктику. Мы с вами двигаемся на юг. Каким цветом отмечена тундра?

Как вы думаете: если тундра расположена немного южнее Арктики, то,как изменяется погода, растительный и животный мир?

Тундра - это суровый , холодный край. Зима здесь продолжается 8-9 месяцев. С приближением ее день становится все короче, а ночь все длиннее.

В середине зимы солнце совсем перестает показываться из-за линии горизонта и наступает полярная ночь. В это время снежные просторы тундры освещают лишь луна да звезды.

Иногда появляется северное сияние.

Зима в тундре морозная. Температура в некоторые дни падает до 50 градусов мороза. На открытом пространстве есть, где разгуляться ветру, поэтому здесь часто бывают вьюги. Иногда налетает снежная буря - пурга. Но вот из-за линии горизонта появляется солнце. Дни становятся все длиннее и длиннее. В середине лета солнце совсем не заходит за линию горизонта и ночи не бывает.

Лето в тундре короткое и прохладное. Даже в полдень солнце невысоко поднимается над линией горизонта. Лучи солнца слабо прогревают землю, поэтому на глубине от 50до 100 см находится замерзшая, никогда не оттаивающая земля.

Слой замерзшей земли не пропускает вглубь воду, которая образуется при таянии снегов. Поэтому в тундре много болот и озер. Здесь уже можно встретить некоторые растения. Появляются цветы, а затем ягоды - морошка, голубика, брусника, клюква. К осени на этих растениях вызревают ягоды.

Учитель показывает иллюстрации с растениями. 

-Посмотрим, как влияют природные условия на растения.

Какое дерево является символом России?

Попробуем поселить нашу березку в тундре. На какую глубину могут уйти в почку ее корни. Вспомните, что в тундре бушуют сильные ветры.

Что будет с нашей березкой?

-Но березы в тундре есть. А какие они вы узнаете, если прочитаете учебник на стр. 115.

-Листочки у карликовой березки мелкие, жесткие.

Это деревце прикрывают от холода мхи и лишайники. В тундре их много. Подумайте, какие особенности мхов и лишайников помогают им выжить в таких суровых условиях?

Один из видов лишайников называется ягель. Ягелем покрыты большие пространства, на которых пасутся стада северных оленей. Это фактически два растения: водоросль и гриб особой формы. Гриб доставляет водоросли воду и минеральные соли, а водоросль питает гриб созданными ею органическими веществами.

Из трав в тундре растет ветреница, пушица, полярный мак, камнеломки. (Показ)

Вся растительность тундры хорошо приспособлена к ее природным условиям.

-А теперь давайте немного отдохнем.

От растений мы плавно переходим к животным. Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя подходящую пищу и условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные.

Самое крупное животное в тундре - северный олень (размером с крупного теленка). Он питается травой, листьями ,веточками деревьев и кустарников, лишайник - ягель и грибами.

Копыта у оленя раздвоенные, поэтому он не сильно проваливается в снегу и в болотистой почве. Обратите внимание на то, что у оленя ноги у копыт и морда опущены более густой шерстью, чем тело.

 -Как вы думаете почему?

- Посмотрите, у оленя шея тоже обросла шерстью. Кто догадался почему?

Рога нужны для защиты от врагов.

Есть в тундре и зайцы. Им есть чем питаться.

Из мелких растительноядных животных в тундре живут лемминги (показ), напоминающие крупных мышей. Это небольшой короткохвостый грызун. Зиму он проводит под снегом из уютного гнезда из травы и моха. Питается он растениями, листьями. Также там обитают полярные куропатки (величиной с голубя). По-другому белая куропатка. Белой она становится на зиму, а летом птица такая же серая, как и ее родственницы.Питается насекомыми, ягодами, семенами. Обратите внимание на окраску. Она очень пестрая. Почему?

Ножки у них защищены пухом от холода.

Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары - гнуса. Эти мелкие кровососущие насекомые меньше комара. Их скопления подобны дымному облачку.

Гнус способен довести до отчаяния людей и животных. Спасение одно - на открытых местах, где ветер отгоняет мошкару, и она прячется в траве. Весной в тундру прилетают масса водоплавающих птиц. Откройте стр. 116 и прочитайте.

-Там, где есть растительноядные животные, обязательно обитают и хищники. Поедающие растительноядных.

В тундре водятся полярные волки. Их основная пища - олени, зайцы, птицы. Едят они и леммингов. Полярная сова - песец, летом белая, зимой серая. Основная пища песцов - лемминги, птицы, яйца, птенцы.

Леммингов едят и полярные совы. У нее теплое одеяние из пуха и перьев, опушенные лапы, отличное зрение. Острейший клюв и когти мощное оружие.

Кречет - хищная птица, семейства соколиных. Гнезд не строит, а селится в чужие. Любит селится на скалах. Большое место в питании кречета занимают лемминги. От количества леммингов в тундре зависит количество птенцов у кречета.

Многие из животных занесены в Красную книгу. И находятся они в заповеднике, который находится на острове Таймыр, и называется «Таймырский заповедник».

- Ребята, а то в тундре живут только животные?

-Правильно. В ней живут разные люди: это чукчи, ненцы, якуты, ханты, алеуты, русские и другие. Главное занятие это оленеводство. Сначала люди охотились на диких животных. Особенно диких северных оленей, добывая от них шкуру и мясо. Но Охота дело не всегда удачное, поэтому оленей одомашнили. Но они все равно полудикие.

Люди получают от оленя вкусное мясо. Из шкур оленей шьют теплую одежду: куртки. Брюки, сапожки. Из пыжика (шкура оленят с густым мехом) шьют чулки и шапки.

Из шкур оленя строят легкие жилища для пастухов - чумы, шкурами оленя устилают пол в чумах. Шкурами укрываются.

На оленях в тундре ездят, запрягая их в летние нарты (летние сани для езды и перевозки грузов).

С длинными полозьями. Они мало проваливаются в снег и в болотных местах, на колесах там ездить нельзя.

-В учебники вы прочитаете еще. Открываем дневники и записываем домашнее задание. Читать страницы 114-121 и составить три цепи питания по тундре. (Показать пример)

-А сейчас мы выполним тестовое задание и проверим ваши знания.

Тест. Природная зона тундра.

1.        Какое        время в тундре длится полярная ночь?

А)2 месяца

Б) 4 месяца

В) 6 месяцев

2.        Какие        насекомые разводятся в тундре в большом количестве?

А) пчелы

Б) бабочки

В) комары

3.        Какое        дерево названо неверно?

A)        карликовая береза

Б) карликовая ива

В) карликовая липа

4.        Какая        птица названа неверно?

А) белая ворона

Б) белая куропатка

B)        белая сова

5.        Какая        птица не питается леммингом?

A)        кречет

Б) куропатка

B)        сова

6.        Какая        птица не занесена в Красную книгу?

A)белый журавль

Б) белая куропатка

B)краснозобая казарка

7.        Какое        растение служит основной пищей для северных оленей?

A)клевер

Б) ягель

B)тимофеевка

8.        Вставь        недостающее звено в цепи питания Мох - северный олень...

А) кречет

Б) медведи

В)волк

9.Что является основным занятием людей в тундре?

A)растениеводство

Б) рыболовство

-В) оленеводство

10.Какой заповедник находится в тундре?

А) Таймырский

Б) «Остров Врангеля»

B)«Дальневосточный морской»

-Вы все молодцы. Сегодня получают отметки...До свидания!

- Об Арктике

-Вечная мерзлота, очень холодно.

- О дне

-Полярный день длится 2-3 месяца.

-Тундра

-погода

становится более теплой...

-Береза

-Она не выживет.

- для них подходящие условия - не жарко. Влажно.

-в снегу ноги не замерзают, а корм часто приходится добывать, разгребая снег, и есть в снегу.

-олени кормятся на открытых пространствах, а там ветра.

-Пестрая окраска спасает их от врагов,среди трав. Камней они неприметны.

-нет. Еще люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Зона тундры".

Тестовая работа при изучении темы "Природные зоны"....

Урок окружающего мира по теме "Зона степей" в 4 классе

Учительство - это искусство, труд не менее творческий чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с ...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь тундры" ОС "Школа 2100" 2 класс

Эта презентация полностью соответствует материалам учебника по теме "Жизнь тундры"....

Урок окружающего мира по теме "Зона степей" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Предлагается план-конспект урока по теме "Зона степей" с подробным описанием каждого этапа урока, выделяются конкретныеУУД каждого этапа. Урок включает в себя разные формы работы учащихся. Используетс...

Урок окружающего мира по теме "Зона степей" (3 класс, по системе Л.В. Занкова)

Открытый урок окружающего мира по теме "Зона степей" проведён в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков 3 класс (II часть). На материале данного урока у учащих...

Урок окружающего мира по теме: \'\'Зона степей\'\' 4 класс (УМК «Школа России»)

Урок окружающего мира по теме:''Зона степей'' 4 класс (УМК «Школа России»)Цели: Развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, выполнять практичес...