Открытый урок по окружающему миру "Как человек научился считать время. Что такое сутки?"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Матыпова Виктория Викторовна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_chelovek_nauchilsya_schitat_vremya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 12

«Открытые уроки»

Пример формирующего оценивания: 

1.алгоритм самооценки на уроке окружающего мира.

                 2. Лист самооценки.

                 3. Обратная связь (учитель ученик)

Учебный предмет: Окружающий мир.

Класс: 4 класс

Учитель: Матыпова Виктория Викторовна

Автор УМК: Поглазова О.Т., Шилин В.Д.Окружающий мир 4 класс

Тема урока: « Как человек научился считать время. Что такое сутки. Как считают годы. Как считают месяцы.

Цель урока: - ввести понятия «сутки», «год», «месяц».

-познакомить учащихся со старинными способами счета времени;

-развивать наблюдательность, умение обобщать;

-воспитывать уважение к знаниям, добытым нашими предками.

Оборудование:

Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний.

УУД:

Познавательные:

Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Регулятивные:- самостоятельно формулировать тему урока.

-Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать других.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная

Образовательные технологии: технология оценивания учебных успехов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день, 4 класс.

Мне приятно видеть вас.

Встаньте, ровно подтянитесь,

Молодцы! Теперь садитесь.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Цель: формирование умения производить рефлексию своей деятельности.

Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок:

-Я буду внимателен

-Я буду старателен

-Я буду трудолюбив

-Я буду доброжелателен

-Я буду активен

-Я буду успешен

В конце урока скажете выполнили ее или это не удалось.

Выбирают себе установку.

  1. Проверка домашнего задания.

(фронтальный опрос)

 Давайте вспомним тему прошлого урока.

- Как человек познает мир?

-Как можно путешествовать в прошлое?

-Что изучает наука археология?

Чем занимаются археологи?

- Какие инструменты они используют в своей работе?

Какие исторические  источники могут быть обнаружены в слоях земли?

Молодцы!

(Ответы учащихся)

  1. Постановка темы и цели урока:

Отгадайте загадку: Попытайтесь сформулировать тему урока.

Его нельзя вернуть

И нет ему нигде преград.

Его нельзя остановить.

В нем все на свете может жить.

Оно подскажет вам

Когда случилась радость и беда

Когда наступит день рождения,

Когда закончится движение.

То вдруг промчится быстротечно,

Диктует людям разных стран.

Когда включить телеэкран.

И даже в диком племени знают все о ….

О чем мы сегодня узнаем на уроке?

-Да сегодня мы совершим путешествие в прошлое и узнаем… А что мы узнаем найдите в учебнике на стр.11

Назовите тему урока. Слайд №1

Какую цель поставим на урок?

О времени

О времени

Как человек научился считать время.

Узнать как человек научился считать время.

  1. Практическая работа

Элемент формирующего оценивания «Алгоритм самооценки»

Что необходимо знать, чтобы считать предметы?

Что необходимо знать, чтобы узнать массу тела?

-длину предмета?

-Объем жидкости?

(Вызываю к доске ученика)

- Чтобы узнать длину предмета, надо взять линейку с мерками и приложить ее к измеряемому предмету. Узнай  длину веревки.

- Чтобы узнать массу тела, надо взвесить его на весах (Встает на весы, говорит свой вес.)

- Чтобы узнать объем воды в кувшине, надо перелить воду в сосуды определенного объема. Узнай объем воды в кувшине.

Проверим выполнение работы по алгоритму:

- Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Вывод: необходимо знать «мерки»-единицы измерения.

  1. Изучение нового материала

Ребята. Мы узнали как можно измерить длину, массу, объем. А как же измерить время???

Сын спросил у мамы –утки: -мама, кто такие сутки? И куда они летят? И вернутся ли назад? От побудки до побудки Пролетают – тают сутки, Улетают в никуда исчезают без следа так сказала мама – утка. Сын спросил: А их малютки? –Много ли у них сутят? Вместе ли они летят? –Да у суток есть малютки Называют их минутки. Друг за дружкою подряд день и ночь они летят. Сын взволнован не на шутку: - Мне хоть на одну минутку Хоть глазочком бы взглянуть! Что ж, внимательнее будь. Только что… - как неужели? –две минутки пролетели. Где? Когда? – Да вот с тех пор. Как ведем мы разговор.

-Что взяли наши предки за основу счета времени?

- Как человек научился считать время?

Вы узнаете в учебнике на стр.11,12,13.

 Какой была первая мерка времени? Как ее отмечали древние народы? (Сутки – период вращения  Земли вокруг своей оси)  Слайд 2

Почему день сменяется ночью?

Почему человек, движущийся вместе с Землей, не замечает ее движения и ему кажется, что движется вокруг Земли  Солнце, освещая то одну , то другую сторону?

Сейчас, ребята, посмотрите на этот рисунок.Укажите где утро и где ночь. Где утро и где полдень? Где утро и вечер? Слайд №3

(Чтобы определить, где наступает на земле утро, а где вечер, надо учесть направление движения Земли. Та часть Земли, на которой была ночь, начинает освещаться Солнцем. Утро наступает на границе света и тени (Эта линия нам видна – она с другой стороны рисунка)

Почему мы говорим «солнце восходит», «солнце заходит», ведь движется Земля, а не Солнце?

Эти высказывания родились у наших предков давным –давно. Тогда люди представляли себе, что солнце поднимается утром на небо, чтобы освещать и обогревать землю, а на ночь, сойдя с неба, гаснет до утра, т.е. отдыхает до утра, как люди и звери. Они полагали , что Солнце за сутки обходит вокруг Земли.

_ Как вы думаете какое время суток важнее?

-Какие изменения происходят при смене дня и ночи в живой природе?

Все ли животные спят ночью?

-Какие изменения происходят с приходом ночи в жизни растений?

(Растения в темноте замедляют свой рост. Некоторые цветки закрываются на ночь.)

Хорошо. Молодцы!

Учащиеся изучают материал.

7.Физкультминутка

Тихо встали потянулись

Влево, вправо повернулись

Руки в сторону и вверх

Каждый сядет тише всех.

Как считают годы.

Отгадайте загадку:

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пестрый.

Бегут, бегут за днями дни,

 приходят и уходят сестры.

- Солнце и Земля» творят» для нас дни и ночи. Кроме того, каждый год они творят для нас времена года

Как считают годы узнайте на странице15-16 учебника.

Что вы узнали из прочитанного?

Год – время оборота Земли вокруг Солнца 365 суток 6 часов.    Слайд

Високосный год 366 суток.

-Чем определяется смена сезонов на Земле?

 В русском языке слово «день» имеет два значения: «сутки» и «день». Продолжительность суток 24 часа в течение года не меняется, а вот продолжительность светового дня меняется существенно от зимы к лету; соответственно, меняется и продолжительность ночи.

-Где можно найти данные о продолжительности дня и ночи на каждый день года?

-Эти данные очень точно вычисляют астрономы, отслеживающие движение Земли вокруг Солнца и ее вращение вокруг оси.

Рисунок.

На что же влияет разница в длительности дня и ночи в неживой и живой природе?

Ребята, мы изучили еще один раздел нашей темы. Что нового вы узнали?

Молодцы.

Отгадайте еще  загадку:

 Круглолица, белолица,

Во все зеркала глядится.

Рогатый, а не бодается.

Почему Луну называют месяцем? Где найдем информацию?

Изучите « Как считают месяцы?» на стр.17

Как считают месяцы?

После прочтения открывается запись на доске.

Как считают месяцы?Месяц- время, через которое повторяется вид луны, приблизительно 30 суток.  Слайд

-За какое время Луна совершит один оборот вокруг Земли?

 Для того, чтобы закрепить то, что мы узнали, выполните задания в рабочей тетради.

Работа в тетради:

1.Задание №4 (Самостоятельно)

2. Задание №6

 

Движением Земли вокруг Солнца и наклоном ее оси относительно плоскости орбиты.

( В отрывном календаре)

Учащиеся анализируют схему «Продолжительность светового дня»

Чем короче световой день, тем меньше Солнце успевает прогреть воздух,землю, воду в водоемах; тем меньше успевают подрасти за сутки растения; тем меньше активность животных.

Луна

Месяц

В учебнике

8.Рефлексия

Посмотрите на доску, перед вами несколько неоконченных предложений. Выберите каждый для себя по предложению и закончите его.

Своей работой сегодня я…, потому что…

Было трудно…, потому что..

Я узнал…

Для меня было открытием то, что…

Было интересно…

У вас на столах лежат листы самооценки. Возьмите их в руки. Внимательно изучите и оцените свои достижения.

Лист самооценки.

ФИО учащегося

Я все понял(а)

Я понял(а), но не совсем. Затрудняюсь, не могу объяснить.

Я не понял(а)

Мне трудно

Сутки

Что такое сутки?

Почему день сменяется ночью?

Почему мы не замечаем вращения Земли?

Год

Что такое год?

Високосный год.

Чем определяется смена сезонов на Земле.

Месяц

Что такое месяц?

За какое время Луна совершит один оборот вокруг Земли?

В начале урока вы выбрали себе установку на урок. Скажите, выполнили установку или это не удалось? Кого в нашем классе больше внимательных, старательных, доброжелательных?

9. Домашнее задание

Рабочая тетрадь задания № 5,7,8,9; учебник с.(12-17)

Спасибо. Можете быть свободны.

Записывают Д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»

Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...

История возникновения чисел. Как человек научился считать.

Материал можно использовать при проведении внеклассных материалов....

Время: Как человек научился считать время, 4 класс, УМК "Гармония" "Поглазова"

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Время: Как человек научился считать время"....

Как человек научился считать время

урок окружающего мира по УМК "Гармония"проведён в 4 классе...

Как человек научился считать время (презентация)

Презентация к уроку окружающего мира (УМК "Гармония")....

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Тема "Что такое хвоинки?". ФГОС НОО.

Конспект данного урока по окружающему миру был приготовлен для аттестации на высшую категорию в октябре 2021 года....