Природа Западного Саяна урок-путешествие
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Горбунова Наталья Николаевна

      МОУ «Ермаковская общеобразовательная средняя  школа №2»

 

           

Урок - путешествие

Тема: "Природа Западного Саяна"

 

 

 

                                                   

                       Конспект урока по окружающему миру

                              По программе «Школа России»

                                                 3 класс

 

                        

                                                                                                         Составила:

                                                                                                         Учитель начальных классов:

                                                                                                         Горбунова Н.Н.

                                                                         ЕСОШ №2

                                                                                                          Ермаковский район, с. Ермаковское,

ул. Октябрьская 53.

т. 2-11-40

                                                      

Тема: Природа Западного Саяна.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление учащихся разнообразия растений Западного Саяна. Познакомить с ярусами леса.
  2. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать и делать выводы.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта, таблица, наглядный материал, дополнительная литература, гербарий, картинки с растениями, перфокарты, ИКТ.

Ход урока:

  1. Минутка солнца

- Всем добрый день! Добро пожаловать на познавательный урок Мир вокруг нас. Мне хочется, чтобы на протяжении всего урока это милое солнышко придавало нам оптимизма, творчества, и, конечно же, хорошего настроения.

      2. Сообщение темы и цели урока

- На фоне музыки «Голоса птиц» ученик читает стихотворение «Лес» С.Погореловский

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на зоре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за гриб? Какая птица?

Все открой, не утаи

Ты же видишь, мы свои!

- Дорогие друзья, сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес. Нам предстоит узнать, что такое лес, какие есть леса, какую пользу они приносят человеку?

- Мы исследуем загадки леса, узнаем о жизни растений и о том, почему мы должны охранять леса нашей местности.

- Но прежде, чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юными друзьями природы.

- Какие деревья растут в лесу нашей местности? Чем отличаются лиственные растения от хвойных? Ну, что ж, вы хорошо справились с заданием, да вот беда, многие из вас давно не были в лесу и забыли как надо вести себя.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

- Если я скажу про вас, отвечаете сейчас: «Это я, это я, это все мои друзья!». Не согласен – так кричи, всем ребятам сообщи: «Это не я, это не я, это не мои друзья!».

- Не развожу костров в лесу, берегу его красу!

- Я люблю в лесу гулять, разные веточки рвать!

- Любим мы в лесу шалить и кострища разводить!

- С берега кидаем в реку, то пакеты, то газеты!

- Чтобы ягоды собрать, надо ветки обломать!

- Молодые деревца мы посадим у крыльца.

- В выходной мы в лес идем, музыку с собой несем,

  Чтобы вдоволь накричаться и на ветках покачаться!

- Ну а теперь в путь! И так, мы приближаемся к лесу (звучат голоса птиц, учитель читает стихотворение).

Лес, русский лес! Всех лесов на земле ты красивей!

Лес, русский лес! Ты богатство и гордость России!

Лес, русский лес! Вечно радуй людей, и расти до небес!

Лес! Лес! Лес!

- Вот мы и на лесной полянке.

- Чтобы удобнее было работать, мы разделимся на группы:

    1 группа: исследователи деревьев леса.

    2 группа: исследователи кустарников леса.

    3 группа: исследователи трав, грибов, мхов и лишайников.

    4 группа: экологический центр.

- Посмотрите вокруг. Что вас окружает? Что такое лес? Какой лес в нашей местности? (смешанный лес) ИКТ.

- А, что значит смешанный?

- Раз уж речь зашла о деревьях, предоставляем слово исследователям деревьев леса.

- В наших лесах растут: сосны, ели, березы.

Дети рассказывают о деревьях (заранее сами находят материал)

А) рассказ о сосне

Б) рассказ о кедре

В)  рассказ о ели

(рассказы, сопровождающиеся показом из гербария, ИКТ)

- А кто из вас знает, зачем в лесу деревья?

- А что, если срубить все деревья в лесу?

Как, вы думаете стоит это делать или нет? Почему?

- А теперь расскажет «научно-исследовательский центр», занимающийся изучением кустарников.

- Не  бывает леса без деревьев. Но в лесу должны быть не только деревья. Чтобы лес хорошо рос, ему нужны кустарники и кустарнички.

Рассказы детей.

а) в лесу растет много кустарников. Я расскажу  о калине (использование ИКТ).

б) а еще есть маленькие кустарнички.

Ученики загадывают загадку.

“Вот растут два ягодных кустарничка. У одного из них нежные кругленькие листочки. Они покраснели и осыпаются.  Этот  кустарничек  встретит  зиму с голыми веточками. А другой  - как был, так и остался. Листья  у него жесткие, грубые,  блестящие. Видно, с такими листьями зимовать не страшно.

- О каких кустарниках идет речь? (брусника, черная)

В) рассказ о бруснике, использование ИКТ.

Г) рассказ о чернике, использование ИКТ.

Д) но среди полезных кустарников  есть и ядовитых «Волчье лыко» - например.

(Голос лесника; запись на магнитофон – рассказ о ядовитых  растениях, «Волчье лыко»).

- Надо быть очень внимательными……

- Почему в лесу нельзя вырубать кустарниками?

3. Экологический центр.

- Ягодники приносят большую пользу человеку. Берегите их! Некогда не собирайте ягоды букетиками,  не вырывайте их с корнями. Если сломать, вырвать кустарничек черники, то новый кустарничек (черники) с плодами  вырастет только через 7-8 лет.

4. Физминутка. Раз, два, три, четыре, пять,

                           Вышел 3-ий класс гулять.

                           Остановились мы в лесу,  и бегу, бегу, бегу.

                            Лютики, ромашки,  розовые кашки.

                           Любовался 3ий класс.

                           Как хорошо в лесу у нас!

  1. А сейчас слово группе, которая занимается изучением трав, грибов, мхов, лишайников.

- В тени деревьев и кустарников  располагаются растения,  которые не могут света.

Выступление детей о а) жарке, использование ИКТ               

                                     б) венерином  башмачке, использование ИКТ

                                    в) вороньем глазе (ядовитое), использование ИКТ

                                    г) рассказ учителя о грибах, использование ИКТ

- Нужны ли грибы лесу? Очень нужны!  Дело в том, что ниже грибниц, подходит к корням деревьев и срастаются с ними. Грибница помогает им!   Без нее деревья растут гораздо хуже. А еще грибы нужны лесу, потому что ими питаются многие лесные животные. В лесу внимательно смотрите под ноги. Может, тебе повезет найти гриб! Грибы любят селиться на опушках, обочинах лесных, дорог, в старой хвое и листьях. Каждый гриб дружит со своим деревом (показ). Но среди съедобных есть и ядовитые грибы и т. д.

                                   д) показ гербария.

6. Выступает  экологический центр.

Ярусное расположение.

- Каждое растение живет на своем этаже. Чем больше света  требуется растению, тем выше этаж оно занимает.

- Значит лес-это большой дом, где все растения имеют свое место. Нельзя вмешиваться  безумно в жизнь леса.

- Если спилить деревья,  сломать кусты  засохнут травы, грибы, увянут  цветы, т.к. так как некому будет защищать их от палящего солнца. Значит, в лесу все взаимосвязано и друг без друга растения тоже жить не могут.

7.  Обобщение

-Что такое лес? (большое количество разных растений привыкших  жить друг с другом?)

- Как представлены растения леса?

(этажами,  группами, ярусами – деревья, кустарники, мхи и лишайники)

- Какие растения нашего леса охраняются?

- Как понимаете правило:

                                Много леса – не губи,

                                Мало леса – береги,

                                Нет леса - посади.

-Что произойдет с деревьями и кустарниками, если в лесу станет мало птиц?

- Что произойдет, если на земле все растения исчезнут?

- Какую пользу ребята могут оказать охране леса?

8. Самостоятельная работа

- Работа с перфокартами (по вариантам) (модульное обучение) Приложение.

9.  Домашнее задание. (дифференцировано)

На «5» (трудное задание) -  приготовить кроссворд из 15 слов на тему: «Природа Западного Саяна».

На «4» (менее  трудное задание) - самостоятельно приготовить мини-сообщение о растениях Западного Саяна, о которых не говорилось на уроке;

На «3» (легкое задание)-  прочесть параграф в учебнике, с. 155.

10. Итог урока

Что нового вы узнали? Выставление оценок.

11. Рефлексия

- У кого на протяжении всего урока было хорошее настроение  возьмите лучик прикрепите к солнышку. Ну вот солнышко светит ярче, и радует нас! Молодцы! Спасибо за работу!

Приложение.

Выбери  правильный ответ и отметь его

Вопрос

Возможные ответы

Правильный ответ

1. Какой лес в окрестностях Западного Саяна?

а) хвойный

б) лиственный

в) смешанный

 

 

2. Какой гриб растет в Саянах?

 

а) рыжик

б) лисички

в) подосиновик

 

 

 

Выбери  правильный ответ и отметь его

Вопрос

Возможные ответы

Правильный ответ

1. Какое растение занесено в Красную книгу?

а) водосборник сибирский

б) ирис

в) лилия

 

2. Какой из кустарников – ядовитое растение?

 

а) шиповник

б) вороний глаз

в) багульник

 

 

 

Выбери  правильный ответ и отметь его

Вопрос

Возможные ответы

Правильный ответ

1. Когда поспевает брусника в Западном Саяне?

а) в сентябре

б) в июне

в) в августе

 

 

2. Какое из деревьев поселяется на открытом месте первым?

 

а) сосна

б) береза

в) осина

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_zapadnogo_sayana_urok-puteshestvie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

      МОУ «Ермаковская общеобразовательная средняя  школа №2»

        

        

                       Конспект урока по окружающему миру

                              По программе «Школа России»

                                                 3 класс

                       

                                                                                                         Составила:

                                                                                                         Учитель начальных классов:

                                                                                                         Горбунова Н.Н.

                          ЕСОШ №2

                                                                                                          Ермаковский район, с. Ермаковское,

ул. Октябрьская 53.

т. 2-11-40

                                                     

Тема: Природа Западного Саяна.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление учащихся разнообразия растений Западного Саяна. Познакомить с ярусами леса.
  2. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать и делать выводы.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта, таблица, наглядный материал, дополнительная литература, гербарий, картинки с растениями, перфокарты, ИКТ.

Ход урока:

  1. Минутка солнца

- Всем добрый день! Добро пожаловать на познавательный урок Мир вокруг нас. Мне хочется, чтобы на протяжении всего урока это милое солнышко придавало нам оптимизма, творчества, и, конечно же, хорошего настроения.

      2. Сообщение темы и цели урока

- На фоне музыки «Голоса птиц» ученик читает стихотворение «Лес» С.Погореловский

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на зоре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться?

Что за гриб? Какая птица?

Все открой, не утаи

Ты же видишь, мы свои!

- Дорогие друзья, сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес. Нам предстоит узнать, что такое лес, какие есть леса, какую пользу они приносят человеку?

- Мы исследуем загадки леса, узнаем о жизни растений и о том, почему мы должны охранять леса нашей местности.

- Но прежде, чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юными друзьями природы.

- Какие деревья растут в лесу нашей местности? Чем отличаются лиственные растения от хвойных? Ну, что ж, вы хорошо справились с заданием, да вот беда, многие из вас давно не были в лесу и забыли как надо вести себя.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

- Если я скажу про вас, отвечаете сейчас: «Это я, это я, это все мои друзья!». Не согласен – так кричи, всем ребятам сообщи: «Это не я, это не я, это не мои друзья!».

- Не развожу костров в лесу, берегу его красу!

- Я люблю в лесу гулять, разные веточки рвать!

- Любим мы в лесу шалить и кострища разводить!

- С берега кидаем в реку, то пакеты, то газеты!

- Чтобы ягоды собрать, надо ветки обломать!

- Молодые деревца мы посадим у крыльца.

- В выходной мы в лес идем, музыку с собой несем,

  Чтобы вдоволь накричаться и на ветках покачаться!

- Ну а теперь в путь! И так, мы приближаемся к лесу (звучат голоса птиц, учитель читает стихотворение).

Лес, русский лес! Всех лесов на земле ты красивей!

Лес, русский лес! Ты богатство и гордость России!

Лес, русский лес! Вечно радуй людей, и расти до небес!

Лес! Лес! Лес!

- Вот мы и на лесной полянке.

- Чтобы удобнее было работать, мы разделимся на группы:

    1 группа: исследователи деревьев леса.

    2 группа: исследователи кустарников леса.

    3 группа: исследователи трав, грибов, мхов и лишайников.

    4 группа: экологический центр.

- Посмотрите вокруг. Что вас окружает? Что такое лес? Какой лес в нашей местности? (смешанный лес) ИКТ.

- А, что значит смешанный?

- Раз уж речь зашла о деревьях, предоставляем слово исследователям деревьев леса.

- В наших лесах растут: сосны, ели, березы.

Дети рассказывают о деревьях (заранее сами находят материал)

А) рассказ о сосне

Б) рассказ о кедре

В)  рассказ о ели

(рассказы, сопровождающиеся показом из гербария, ИКТ)

- А кто из вас знает, зачем в лесу деревья?

- А что, если срубить все деревья в лесу?

Как, вы думаете стоит это делать или нет? Почему?

- А теперь расскажет «научно-исследовательский центр», занимающийся изучением кустарников.

- Не  бывает леса без деревьев. Но в лесу должны быть не только деревья. Чтобы лес хорошо рос, ему нужны кустарники и кустарнички.

Рассказы детей.

а) в лесу растет много кустарников. Я расскажу  о калине (использование ИКТ).

б) а еще есть маленькие кустарнички.

Ученики загадывают загадку.

“Вот растут два ягодных кустарничка. У одного из них нежные кругленькие листочки. Они покраснели и осыпаются.  Этот  кустарничек  встретит  зиму с голыми веточками. А другой  - как был, так и остался. Листья  у него жесткие, грубые,  блестящие. Видно, с такими листьями зимовать не страшно.

- О каких кустарниках идет речь? (брусника, черная)

В) рассказ о бруснике, использование ИКТ.

Г) рассказ о чернике, использование ИКТ.

Д) но среди полезных кустарников  есть и ядовитых «Волчье лыко» - например.

(Голос лесника; запись на магнитофон – рассказ о ядовитых  растениях, «Волчье лыко»).

- Надо быть очень внимательными……

- Почему в лесу нельзя вырубать кустарниками?

3. Экологический центр.

- Ягодники приносят большую пользу человеку. Берегите их! Некогда не собирайте ягоды букетиками,  не вырывайте их с корнями. Если сломать, вырвать кустарничек черники, то новый кустарничек (черники) с плодами  вырастет только через 7-8 лет.

4. Физминутка. Раз, два, три, четыре, пять,

                           Вышел 3-ий класс гулять.

                           Остановились мы в лесу,  и бегу, бегу, бегу.

                            Лютики, ромашки,  розовые кашки.

                           Любовался 3ий класс.

                           Как хорошо в лесу у нас!

  1. А сейчас слово группе, которая занимается изучением трав, грибов, мхов, лишайников.

- В тени деревьев и кустарников  располагаются растения,  которые не могут света.

Выступление детей о а) жарке, использование ИКТ              

                                     б) венерином  башмачке, использование ИКТ

        в) вороньем глазе (ядовитое), использование ИКТ

         г) рассказ учителя о грибах, использование ИКТ

- Нужны ли грибы лесу? Очень нужны!  Дело в том, что ниже грибниц, подходит к корням деревьев и срастаются с ними. Грибница помогает им!   Без нее деревья растут гораздо хуже. А еще грибы нужны лесу, потому что ими питаются многие лесные животные. В лесу внимательно смотрите под ноги. Может, тебе повезет найти гриб! Грибы любят селиться на опушках, обочинах лесных, дорог, в старой хвое и листьях. Каждый гриб дружит со своим деревом (показ). Но среди съедобных есть и ядовитые грибы и т. д.

        д) показ гербария.

6. Выступает  экологический центр.

Ярусное расположение.

- Каждое растение живет на своем этаже. Чем больше света  требуется растению, тем выше этаж оно занимает.

- Значит лес-это большой дом, где все растения имеют свое место. Нельзя вмешиваться  безумно в жизнь леса.

- Если спилить деревья,  сломать кусты  засохнут травы, грибы, увянут  цветы, т.к. так как некому будет защищать их от палящего солнца. Значит, в лесу все взаимосвязано и друг без друга растения тоже жить не могут.

7.  Обобщение

-Что такое лес? (большое количество разных растений привыкших  жить друг с другом?)

- Как представлены растения леса?

(этажами,  группами, ярусами – деревья, кустарники, мхи и лишайники)

- Какие растения нашего леса охраняются?

- Как понимаете правило:

        Много леса – не губи,

        Мало леса – береги,

        Нет леса - посади.

-Что произойдет с деревьями и кустарниками, если в лесу станет мало птиц?

- Что произойдет, если на земле все растения исчезнут?

- Какую пользу ребята могут оказать охране леса?

8. Самостоятельная работа

- Работа с перфокартами (по вариантам) (модульное обучение) Приложение.

9.  Домашнее задание. (дифференцировано)

На «5» (трудное задание) -  приготовить кроссворд из 15 слов на тему: «Природа Западного Саяна».

На «4» (менее  трудное задание) - самостоятельно приготовить мини-сообщение о растениях Западного Саяна, о которых не говорилось на уроке;

На «3» (легкое задание)-  прочесть параграф в учебнике, с. 155.

10. Итог урока

Что нового вы узнали? Выставление оценок.

11. Рефлексия

- У кого на протяжении всего урока было хорошее настроение  возьмите лучик прикрепите к солнышку. Ну вот солнышко светит ярче, и радует нас! Молодцы! Спасибо за работу!

Приложение.

Выбери  правильный ответ и отметь его

Вопрос

Возможные ответы

Правильный ответ

1. Какой лес в окрестностях Западного Саяна?

а) хвойный

б) лиственный

в) смешанный

2. Какой гриб растет в Саянах?

а) рыжик

б) лисички

в) подосиновик

Выбери  правильный ответ и отметь его

Вопрос

Возможные ответы

Правильный ответ

1. Какое растение занесено в Красную книгу?

а) водосборник сибирский

б) ирис

в) лилия

2. Какой из кустарников – ядовитое растение?

а) шиповник

б) вороний глаз

в) багульник

Выбери  правильный ответ и отметь его

Вопрос

Возможные ответы

Правильный ответ

1. Когда поспевает брусника в Западном Саяне?

а) в сентябре

б) в июне

в) в августе

2. Какое из деревьев поселяется на открытом месте первым?

а) сосна

б) береза

в) осина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-путешествие по теме «Родная природа», 1 класс

Данный урок разработан для 1 специального (коррекционного) класса II вида...

Окружающий мир. Урок - путешествие по родной стране. Тема "Природа России"

Урок-путешествие по родной стране.Тема: «Природа  России»Цели:познакомить учащихся с разнообразием природы России;развитие познавательной активности;воспитание бережного отношения к природе.Обору...

Урок - путешествие по родной стране. Тема "Природа России"

Урок-путешествие по родной стране.Тема: «Природа  России»Цели:познакомить учащихся с разнообразием природы России;развитие познавательной активности;воспитание бережного отношения к природе.Обору...

Урок-путешествие "Разнообразие природы нашей Родины"

Урок-путешествие по учебнику А.Плешакова...

Урок-путешествие по теме "Природа"

Урок-путешествие по окружающему миру по теме "Природа"...

Урок-путешествие "Я и природа" для 1 класса

Урок-путешествие по окружающему миру для 1 класса. На данном уроке учащиеся повторяют имеющиеся знания об окружающей среде. Работа на уроке проходит в группах, в парах....

Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс. УМК "Школа России" Тема урока: "Путешествие по планете. Путешествие по материкам"

Урок представлен в виде игры.Учащиееся делятся на  экипажи и  отправляются в путешествие по планете, по материкам.Чтобы как можно быстрее узнать об  материках, каждый экипаж отправится ...