Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива" "Путешествие к Пушкину"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Журина Маргарита Евгеньевна

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива" "Путешествие к Пушкину" с использованием виртуальной экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_k_pushkinu.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова Маргарита 4 курс 2 группа

Конспект урока по окружающему миру

УМК «Перспектива»

3 класс 2 часть

        Тема: «Путешествие к А.С. Пушкину»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С. Пушкина

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Смогут рассказать о неразрывной связи между разными поколениями, основанной не столько на кровном, сколько на духовном родстве, близости интересов.
  • Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери.
  • Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты

Метапредметные:

Регулятивные:

- Планировать свое высказывание

- Соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом

Познавательные:

- Анализировать  объекты окружающего мира, рисунки, схемы с выделением отличительных признаков

- Классифицировать объекты по возрасту

Коммуникативные:

- Формулировать ответы на вопросы

- Включаться в диалог  и коллективное обсуждение с учителем и сверстникам, проблем и вопросов

- Высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока

Личностные:

  • Делиться своими впечатлениями от восприятия изображения

Оборудование: учебник А.А. Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, 2013 год, А.А. Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, 2013 год, рабочая тетрадь презентация, карта Псковской области, аудиозаписи: Римский-Корсаков «Полет шмеля», «Я помню чудное мгновенье…», «К морю»,

Ход урока:

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

Организационный момент

- Проверьте готовность к уроку: учебники, рабочие тетради все на партах?

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний и постановка проблемы

- Прочитайте на слайде (слайд 1 «Как называется произведение?») стихотворные строки и назовите произведения.

- А сейчас послушайте  музыкальный отрывок и назовите произведение.  (Римский- Корсаков «Полет шмеля»).

- Что общего у прочитанных отрывков  и прослушанной мелодии?

- Сегодня мы будем говорить о великом русском поэте – А.С. Пушкине, о его предках и потомках.

Читают со слайда отрывки из сказок А.С. Пушкина.

1 отрывок «Сказка о золотом Петушке»

2 отрывок «Сказка о золотой рыбке

Полет шмеля. «Сказка о царе Салтане…»

Автор А.С. Пушкин.

Усвоение новых знаний

- Прочитайте высказывание А.С. Пушкина (слайд 2 «Высказывание А.С. Пушкина»). Как вы его понимаете?

- Александру Сергеевичу есть чем гордиться, ведь среди его предков были великие люди, заслужившие уважения многих людей.

- У А.С. Пушкина есть стихотворение «Моя родословная». Оно наполнено  подробным, бережным и полным любви и уважения рассказ о предках его славного рода.

- Так что только на основании записей самого поэта можно составить родословное древо его семейства. Мы сейчас это и сделаем. А для начала вспомните, что такое родословное древо?

- Давайте прочитаем определение на слайде. (слайд 4 «Родословное древо».

- Сегодня наша работа с учебником будет напоминать труд архивных работников, собирающих по частицам из разных документов полные истории семей, людей, событий.

- Сначала проследим предков А.С. Пушкина по линии отца.

- О своих предках по отцу он пишет в 1830—31 гг.: «Мы ведем свой род от прусского выходца Ратмира или. Рачи (мужа честна, говорит летописец, т. е. знатного, благородного), въехавшего в Россию во время княжения св. Александра Ярославича Невского.

- «А вот и слова самого А. С. Пушкина о родоначальнике, которого он называет Рачей (слайд 5 «Отрывок из стихотворения А.С, Пушкина «Моя родословная»»)

- Летописи позволяют проследить начало пушкинского рода от Гаврилы Алексича, тоже служившего Александру Невскому.

- Давайте прочитаем, что говорится о предках Пушкина на страницах «Умного Совенка» (с.131)

- Предки А. С. Пушкина упоминаются в описании царствований нескольких правителей России. А вот откуда пошла фамилия Пушкины»?

- Правнук Гаврилы Алексича Григорий Александрович был прозван Пушкой.  Почему Пушка? Точных сведений нет, но, скорее всего, он был военным  и увлекался стрельбой из нового по тому времени оружия или у него характер был громогласный, взрывной.  От его прозвища и произошла фамилия Пушкин. Отец Александра Сергеевича – Сергей Львович Пушкин был  военным, дослужился до звания майора, а также он был и поэтом. Он писал стихи на французском языке.  

- Теперь проследим историю рода по линии матери – Надежды Осиповны Пушкиной (Ганнибал)).

Давайте прочитаем информацию учебника. Найдем предков по линии матери на генеалогическом древе.

- Что вы знаете о  Петре Первом?

- давайте обратим внимание на слайд  (слайд 7 «Родители А.С. Пушкина») там можете увидеть портреты родителей Александра Сергеевича.

- Как звали жену А.С. Пушкина?

- У Александра Сергеевича и Надежды Осиповны было четверо детей. Откроем учебник на стр.85, рассмотрим их изображения и  прочитаем, как их звали.

- Ребята, рассмотрите в учебнике портреты предков и потомков А. С. Пушкина. Постарайтесь увидеть в их лицах общие родовые черты». Дети рассматривают изображения, решают, кто из потомков наиболее похож на поэта, похож ли сам А. С. Пушкин на своего прадеда или на мать.

- Сейчас откроем рабочие тетради на стр. 56 и выполни задание 2, которое позволит нам соотнести не только изображение детей А.С. Пушкина, но и их возраст.

- Кто прожил дольше?

- Сейчас мы с вами отправимся в родовое имение Михайловское.

Главными достопримечательностями Михайловского являются — дом поэта с музейной экспозицией, представляющей предполагаемые интерьеры времен Пушкина; домик няни Пушкина — Арины Родионовны, фруктовый сад и парк с декоративными прудами, мостиками и аллеями, наиболее известной из которых является аллея А. П. Керн. Все это мы с вами можем увидеть, просмотрев видео.

http://pushkin.ellink.ru/2.asp

А сейчас мы так же посмотрим видеофрагмент, который покажет нам достопримечательности Святогорского монастыря.

Вот мы с вами заочно и побывали в местах, где жил и работал А.С. Пушкин.

- Александр Сергеевич много путешествовал.

- Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев

-  Часто он бывал в Санкт-Петербурге. На Мойке, 12 находится музей-квартира А.С. Пушкина.

Мемориальный Музей-квартира А. С. Пушкина на набережной Мойки, 12 посвящен последнему периоду жизни и творчества А. С. Пушкина. Музей располагается в старинном особняке, который в XIX веке принадлежал нескольким поколениям князей Волконских. В сентябре 1836 года Пушкин и его семья поселились в нижнем этаже этого дома в наемной квартире, состоящей из одиннадцати комнат. Здесь 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года Пушкин скончался.

-Давайте прослушаем информацию о потомках А.С. Пушкина.

- Нужно помнить о том, что совершали наши предки, быть им благодарными, потому что они многое делали для нас, их потомков. Они воспитали нас, дают то, что мы сейчас имеем.

- Схема семейного рода и родственных связей.

Читают определение со слайда. Родословное древо – это условная схема семейного рода и родственных связей в символическом виде дерева.

- Читают информацию со «Страниц Умного Совенка»

-Читают на стр. 85 информацию о предках по материнской линии.

Царь, основатель Санкт-Петербурга.

- Надежда Осиповна Пушкина (Ганнибал)

- Мария Александровна Пушкина, Александр Александрович, Григорий Александрович, Наталья Александровна.

Выполняют задание в рабочей тетради.

- Мария Александровна Пушкина.

Подведение итогов

- Ребята, как вы думаете, почему все, кто знает и любит творчество Пушкина, могут считать себя его духовными потомками?

Давайте прочитаем вывод, который обозначен в учебнике.

-Закончить урок хотелось бы стихотворением А.С. Пушкина.

Ещё дуют холодные ветры
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались раннин цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

- Потому что они разделяют мнение и взгляды поэта.

Читают вывод из учебника.

Домашнее задание

-Прочитать текст на с.84-87 учебника. Выполнить задания 1-3 (с.56-57) в рабочей тетради.

Учащиеся записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс

Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Путешествие в Грецию" (УМК "Перспектива") 3 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Путешествие в Грецию" (УМК "Перспектива") 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Путешествие по материкам»

Учебный предмет: окружающий мирКласс: 2Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами предмета "Окружающий мир".Задачи урока:На основе работы с текс...

Конспект урока по окружающему миру УМК «Перспектива» 3 класс 2 часть Тема: «Путешествие к А.С. Пушкину».

Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива"3 класс Тема  "Путешествие к Пушкину"...

Конспект урока по окружающему миру "Проект.Музей путешествий" УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: ознакомление c некоторыми городами Нашей Родины.Планируемые результаты:Предметные:знать города России и различные страны;уметь показывать города России и различные страны на...

Конспект урока по окружающему миру "Проект. Музей путешествий" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление c некоторыми городами Нашей Родины. Планируемые результаты:Предметные: знать города России и различные страны; уметь показывать города России и различные...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Путешествие в космос".

Цели урока:1.Дать ученикам представление о том, что такое «космос»; познакомить детей с биографией первого космонавта – Ю. Гагарина; познакомить с устройством космического кора...