Мастер - класс по теме "Развитие творческих способностей учащихся начальной школы"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Соколова Ирина Анатольевна

Мастер - класс по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Обобщение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx407.45 КБ
Office presentation icon master-klass.ppt2.52 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа им.М.М.Рудченко с.Перелюб

Перелюбского муниципального района Саратовской области"

«Развитие творческих способностей учащихся

начальной школы»

Мастер - класс

Учитель  начальных классов

Соколова И.А.

2017 г.

Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы»

Что же такое творчество? Творчество - это созидание, порождающее новые духовные и материальные ценности, самый мощный импульс в развитии ребенка

Творческий человек – человек созидательный, создающий что – нибудь новое.

Актуальность данной темы  объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли большие  изменения  за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Современная школа требует использования новых образовательных технологий, ищет эффективные пути решения обозначенной проблемы. В процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира, где  выполняют проблемные задания, развивающие мышление, игры, викторины, творческие задания.

Сегодня я хочу вам предложить один из методов развития творческих способностей учащихся на уроке окружающего мира в 4 классе по теме "Природные зоны. Обобщение".

- Начнём работу.

1.Разминка. Я задаю вопрос, вы отвечаете и за правильный ответ получаете карточку с изображением какого-либо животного.(бел. медведь, тюлень, песец,    сев. олень, поляр. волк, белая сова,     бурый медведь, рысь, лисица,     белка, кукушка, кабан, суслик, сайгак, дрофа,                                         тушканчик, ящерица, верблюд.)

Вопросы:

ВИКТОРИНА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.
1. Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?
(Очищает свой нос. У неё острое обоняние, и, очистив нос, она может быстрее определить, с какой стороны опасность)
2. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)
3. Чем питаются божьи коровки?(Тлёй)
4. Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (Тополь)
5. Какая птица выше всех летает? (Орёл)
6. Что случается с пчелой, когда она ужалит? (Погибает)
7. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)
8. Дерево – символ нашей Родины: (Берёза)
9. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)
10. Сколько ног у паука? (8)
11. Сколько крыльев у жука? (4)
12. Зачем кузнечику «сабля»? (для откладки яиц)
13. Почему суслику зимой не спится?
(боится замёрзнуть. Суслик просыпается зимой через каждые 10-12 дней. За несколько часов бодрствования его надпочечники успевают выделить порцию гормонов, нужных для обогревания суслика)
14. Когда щука на берег выходит?
(Весной, по холодку. Весной, как только прогреется вода в заливчиках, вдоль берегов речек и озёр ,вылезают на отмель огромные щуки метать икру.)
15. Чем комар может быть полезен?
(Опылением растений, служит пищей птицам и рыбам. Совсем недавно учёные выяснили, что за Полярным кругом по ночам самцы и самки комаров перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растения. Ведь в тундре и тайге очень мало пчёл и шмелей)
16. Зачем зайцу такие большие уши?
(чтобы не перегреться. В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов)
17. Зачем страус голову в песок прячет?
(Освобождается от паразитов. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в песок, страус ждёт (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями ,то есть принимает песочные ванны)
18. Зачем звери раны зализывают?
(Чтобы быстрее заживали и с гигиенической целью. Кроме ферментов, убивающих микробы, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров)
19. Трава от 99 болезней? (Зверобой)
20. Какая ягода бывает чёрной, красной, белой? (смородина)
21. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
22. Когда чаще всего бывает первая гроза? (В мае)
23. Какое дерево весной дятла поит? (Берёза)
24. Название какого растения говорит о том, где оно живёт? (Подорожник)
25. Кровожадный хищник наших лесов? (Волк)
26. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)
27. Какая птица в мире самая большая? (Страус)
28. Когда ёж не колется? (Когда только что родился)
29. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
30. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

2. Угадай природную зону. У вас на столах лежат конверты. На них написаны различные природные зоны. В конверте 3 карточки с описанием природных зон. Выберите ту карточку, которая соответствует записанной на конверте зоне. (зачитывают и показ картинки соответствующей зоны.) Посмотрите, какой цвет преобладает на картинке? (синий). Поработаем с контурной картой. Закрасим зону Арктики синим цветом ... и т. д.

Природные зоны России и высотная поясность

3.Расселение животных. А теперь давайте расселим животных по природным зонам, но прежде нужно отгадать, о каком животном идёт речь.( описание животного).

         1. Один из самых крупных хищников на Земле. Местообитание его – льдины СеверногоЛедовитого океана.

             2. Крупное растительноядное животное тундры. Для жителей - это и транспорт, и продукт питания, и материал для жилища, одежды, обуви

3. Небольшой хищный зверь, которого называют ещё полярной лисицей.

4. Небольшой лесной зверёк-грызун с пушистым хвостом.

5. «Степной страус» - самая большая птица степей, внесена в Красную книгу России.

6. Охраняемое парнокопытное полорогое степное животное, родственное антилопе. У него очень смешной нос, хорошо развито обоняние и слух, а вот зрение слабое.

7. Грызун с длинными задними ногами и с длинным хвостом, живущий в степях, в пустыне.

8. Животное парнокопытное млекопитающее с одним или двумя жировыми горбами. Его называют «кораблём» пустыни.

9. У нее теплая  шубка, узкая любопытная мордочка. Гордится  своим хвостом - большим, пушистым, хвост помогает ей сохранить равновесие.

10. Живет в лесу, большой и сильный, густая теплая шуба. Он кажется неуклюжим, но это  не так. Он умеет быстро, почти бесшумно бегать, лазить по деревьям и даже прекрасно плавать.

11. Животное  питается рыбой, ракообразными. Приспособлен к ведению водного образа жизни и к обитанию в условиях низких температур. У него маленькая голова, шея малоподвижная и короткая, передние ласты в длину составляют меньше 25% всей длины тела, они намного меньше задних.

12. У животного  есть все, что нужно для существования в холоде: теплая,  почти белая шуба, не пропускающая ветер, острое зрение, умение охотиться и великолепный нюх. У него есть серые собратья .

13. Размах крыльев  достигает 160 см, вес -до – 3 кг, цвет – белый с пестрыми пятнами. Перья на крыльях  довольно жесткие, поэтому при полете раздается характерный шум. По количеству пестрых пятен в оперении можно узнать возраст птицы. Охотиться белая сова с земли: сидит на небольшом возвышении и выслеживает добычу

14. Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас  и кисточки на ушах    (Рысь)

15. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?         (Кукушки).

16. У него - мощное тело, покрытое густой, жёсткой щетиной. Удара  клыков этого животного побаиваются даже волки и тигры.

17. Это родственники белок. В пищевой рацион грызуна входят наземные и подземные части растений. Немалый вред они наносят сельскому хозяйству.

18. Она в солнечный, тёплый день очень любит погреться на камешке, пеньке. Живёт в норке. Хвост  почти такой же длины, что и тельце. Когда птица ловит  за хвост, от боли у неё хвост обламывается, и она  может спокойно убежать от опасности. А хвост через некоторое время вырастает новый.

-У нас получилась карта природных зон.

4.Творческое задание.

- Ну и в заключении попробуем сочинить синквейн о природной зоне. Вспомним, что такое синквейн.

– Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то.
Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке.

Порядок написания Синквейна

  • Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное), определяющее содержание синквейна.
  • Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
  • Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
  • Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.
  • Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

– Пусть первой строкой в вашем стихотворении станет слово дом.

Дом.
Надежный, любимый.
Охраняет, оберегает, защищает.
Он нужен каждому.
Любовь.

– Дом.
Красивый, надежный.
Защищает, обогревает, любит.
В доме уютно.
Это главное.

Проверка.

Учитель. Мы с вами стали мастерами - поэтами.  Спасибо  за внимание!

5.Итог.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы»

Слайд 2

Творчество - это созидание, порождающее духовные и материальные ценности самый мощный импульс в развитии ребенка

Слайд 3

Творческий человек - человек созидательный, самостоятельно созидающий что-нибудь новое

Слайд 4

Актуальность данной темы основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь мы живем в век информации, в обществе происходят бурные изменения и человек вынужден реагировать на них. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Слайд 11

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.

Слайд 12

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия. Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Слайд 13

Дом. Надежный, любимый. Охраняет, оберегает, защищает. Он нужен каждому. Любовь. Дом. Красивый, надежный. Защищает, обогревает, любит. В доме уютно. Это главное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы с применением ИКТ

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей.  Творческие  способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и в...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы имеет огромное значение в современном обучении. Каждый ученик - индивид. У каждого свои способности, которые учитель должен увидеть и работать...

Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы.

       Современные технологии стремительно ворвались в жизнь человека и сегодня трудно представить наше существование без телевизоров, компьютеров, сотовых телефо...

Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

            Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно   по настоящему увлечь предметом исследования, показ...

«Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся начальной школы»

Выделяют способности учебные и творческие. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые - создание предметов ма...