Геосказки.
занимательные факты по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ересько Тамара Николаевна

Геосказки - это дополнительный материал для уроков окружающего мира:

1)."Как появилась Луна"

2)."Зачем Меркурию лён?"

3)."День и ночь"

4)."Жители облака"

5)."Луна или месяц?"

Также прилагается праздник к Дню Космонавтики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geoskazki.docx1013.81 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕОСКАЗКА

"Как появилась Луна"

Жил–был Архитектор Вселенной, который создал все планеты и звезды. Однажды отправил он своих помощников, крылатых строителей, узнать, все ли довольны его работой.

– Всё нравится, – сказала планета Земля, – да вот скучно мне, поговорить о своих космических проблемах не с кем.

– Ах, – вздохнул астроном, – всё прекрасно, но звезды и другие планеты так далеко, что мне со своим телескопом и не разглядеть ничего, а значит, я зря учился считать, измерять и наблюдать.

– Ночью, когда я должен сочинять, мне очень грустно, – горевал поэт, – ничто меня не вдохновляет!

– Ничего кроме однообразного горизонта не радует нас, когда наши мужья и братья уходят рыбачить, – сказали женщины рыбачьей деревушки на берегу моря. – Мы теряем счет дням, всегда все одинаково.

– А мне, – сказала маленькая девочка, – страшно, когда после заката становится темно-темно, а звезды такие маленькие, что их света все равно не хватает.

Подумал-подумал Архитектор и создал Луну.

Как обрадовалась Земля! Теперь у нее появилась подружка, всегда бегущая рядом по свой дорожке-орбите вокруг Земли (физкультура–то и Луне нужна!), и они могут с ней болтать обо всем на свете.

Как удивился астроном, когда даже без телескопа он увидел огромный белый шар совсем рядом от Земли! Он тут же стал считать и измерять, наблюдать за движением спутницы Земли. Ах, какое счастье – теперь его знания не пропадут!

Поэт, увидев ночную красавицу, сразу влюбился в нее (впрочем, как и положено поэту), и он стал сочинять песни, сонеты и даже стихи для детей, и всё это – о Луне. И он был счастлив.

Рыбаки, уходя рыбачить, теперь стали говорить: "Вернусь через 9 приливов!", потому что теперь Луна, проходя мимо, притягивала своей массой воды морей и океанов, и воды то подымались до пристани, то стояли намного ниже ее. А женщины рыбацкой деревни следили за приливами и отливами, и им казалось, что время ожидания стало короче.

Но больше всех обрадовалась маленькая девочка: ей было не страшно после захода Солнца. Теперь каждую ночь с темного неба ей улыбалась Луна!

ГЕОСЛОВАРИК

Луна – это спутник нашей планеты. Луна вращается вокруг Земли. У каждой планеты есть своя Луна, у некоторых планет их даже несколько. А вот у Земли она всего одна. Зато какая! Чего только не происходит благодаря Луне: и приливы с отливами из-за нее существуют, и светло ночью, и лунный календарь был придуман, и... Да всего сразу и не перечислишь!

Издалека Луна очень маленькая, но по сравнению со звездами она кажется просто гигантом. Какая она на самом деле? Давайте сравним!

Окружность Луны почти в четыре раза меньше, чем окружность Земли.

Вес Земли в 81 раз больше веса Луны. Значит, если на одной чаше весов будет наша планета, то для равновесия на другую чашу нужно "посадить" 81 Луну!

А как далеко расстояние между Луной и Землей?

Между ними можно разместить бусы из 30 таких планет, как Земля.

Или из 110 Лун!

ГЕОЗАДАНИЕ

По вертикали и горизонтали спрятались семь космических слов. Найди их!

Ответы: Орбита, Луна, небо, звезда, солнце, планета, комета.

ГЕОСКАЗКА

"Зачем Меркурию лён?"

Жили-были девять планет. Каждая из них бежала по своей дороге (орбите) вокруг Солнца. Иногда живущие по соседству планеты, пробегая мимо друг друга, перекидывались парой слов, и так они узнавали друг о друге, что же с каждой из них происходит. Но так как они не останавливались, то часто могли не расслышать последние слова или, наоборот, первые. Или просто им могло послышаться другое слово, из-за чего происходила путаница.

Однажды Меркурий, чья орбита была ближе всех к Солнцу, пробегая мимо соседки Венеры, второй от Солнца планеты, крикнул:

– У меня новое стихотворение!

Венера ему кивнула, а пробегая мимо Земли, третьей планеты, крикнула ей:

– Меркурий сварил варенье! – потому что она услышала не стихотворение, а только последнюю часть слова – варенье.

Земля - это единственная из девяти планет, на которой росли растения и деревья, были моря и реки, а к тому же на ней жили люди. Земля постоянно думала о своих обитателях, поэтому ничего удивительного не было в том, что вместо слова "варенье" ей послышалось "коренья".

"Ага! – подумала Земля. – Значит теперь и на Меркурии растут растения!" Тут она увидела красный Марс, живущий на четвертой от Солнца орбите, и крикнула ему:

– Марс, на Меркурии теперь растут деревья!

– Деревья? – переспросил Марс, но Земля уже была далеко.

И при встрече с пятой планетой, самой большой из девяти, он крикнул, что на Меркурии растут деревья.

Юпитер очень удивился, поразмыслил и сделал выводы: раз на Меркурии не одно дерево, а именно деревья, то, значит, там уже есть леса. И, поравнявшись с Сатурном, шестой планетой СОлнечнойф сиситемы, Юпитер сообщил ему, что на Меркурии появились леса.

Но спортивный Сатурн, бежавший по орбите и одновременно крутивший на талии цветные обручи, плохо расслышал соседа.

– Эй, Уран!– крикнул он при встрече седьмой планете. – На Меркурии теперь живет лиса!

Уран не знал, как лиса выглядит, все-таки от Земли он был очень далеко, но знал, что это животное. Поэтому при встрече с восьмой планетой, Нептуном, он сообщил, что на Меркурии теперь живут животные, как на Земле.

– Как на Земле?! – изумился Нептун. – Значит, там и люди должны жить!

И как только он увидел Плутона, жившего на девятой, самой крайней от Солнца орбите, он ему крикнул:

– А Меркурий теперь населён!

Но Плутон расслышал лишь последний слог и поэтому глубоко задумался:

– А зачем Меркурию лён?

ГЕОЗАДАНИЕ

Впиши по порядку название девяти планет нашей Солнечной системы!

ГЕОСКАЗКА

"День и ночь"

   В космосе, недалеко от звезды Солнце, жила-была планета Земля. Солнце всегда ярко светило, а      планета грела свой бок.

А на планете Земля жили люди и среди них маленькая девочка, которую звали Уни. Планета и девочка дружили и часто болтали. Вот как-то Уни говорит:

– Земля, я уже устала: каждый раз, когда хочется спать, мне приходится перебираться через гору на другой твой бок, где всегда темно, а когда я просыпаюсь, мне приходится снова возвращаться на эту сторону, которая всегда освещена солнцем. Ах! Как было бы хорошо, если бы я оставалась на одном месте, а становилось то светло, то темно!"

Добрая и мудрая планета Земля придумала, как помочь девочке. Она попробовала повернуться. И ей удалось! Тогда Земля стала вращаться, а девочка сидела на одном месте и наблюдала, что получается: сначала она была на свету, а потом планета поворачивалась, и Уни оказывалась на темной, не освещенной стороне. Планета поворачивалась дальше, и девочка была снова на светлой стороне! Уни захлопала в ладоши от радости.

– А можешь медленнее? – спросила она.

– Могу, – ответила планета.

Она дождалась, когда девочка захочет уснуть, и начала поворачиваться так медленно, чтобы Уни оказалась в тени, пока спит. А когда девочка проснулась, Земля уже подставила этот бок солнечным лучам.

Вот что может сделать дружба!

И с тех пор наша планета Земля вращается, чтобы для людей было темно ночью и светло днем.

ГЕОСЛОВАРИК

Сутки - это промежуток времени от полуночи до полуночи и длится он 24 часа. Ночью, в двенадцать часов, на циферблате электронных часов появляются четыре ноля, а в календаре меняется дата. Мы бы сказали: "Начался новый день", но мы в это время спим и говорим это утром, когда становится светло.

Сутки

Ровно в полночь бьют часы

Двенадцать раз, и значит,

Что сутки новые пошли -

День КАЛЕНДАРНЫЙ начат.

За сутки эти, за ОДНИ,

Дети успевают

Играть, учиться, а они

До полночи шагают.

Ты ешь, читаешь и кричишь,

И чай пьешь в перерыве,

И все идут, идут часы:

Двадцать и четыре!

ГЕОЗАДАНИЕ

Расставь названия отрезков времени так, чтобы по вертикали

в выделенных клетках прочитать слово.

ГЕОСКАЗКА

"Жители облака"

        Живут в облаках веселые воздушные жители. Зовут их "О". Все они полупрозрачные, и слова их   состоят только из гласных.

- О? - спрашивает один.

- А! - отвечает другой.

И, представьте себе, они друг друга понимают!

Вот как выглядит их обычный день.

Несколько "О" сидят на краю облака и следят, над чем они пролетают и куда солнце роняет свои лучи. Если под облаками озера, реки, моря и океаны, то сегодня "О" ждет большая работа. Солнце делится своей энергией с каплями водной поверхности, и частички - молекулы - от этого могут оторваться от воды и полететь в небо. Это оторвавшиеся и поднимающиеся в небо частички называют пар. Пар поднимается высоко в небо. Тут-то и начинается работа "О". Они растягивают невидимые сети и начинают ловить в них пар. Потом "О" в ведрах уносят улов в середину облака и помещают пар в большие холодильники. Начинают свою работу инженеры: они нажимают на кнопку, и пар начинает охлаждаться.

Летом и осенью инженеры обычно нажимают кнопку "дождь". Пар охлаждается и снова превращается в капли. "О" набирают воду в лейки и поливают из них землю.

Иногда, для разнообразия, инженеры нажимают кнопку "град". Тогда в холодильниках становится так холодно, что пар превращается не только в воду, но в градины. "О" несут град в ведрах к краю облака и оттуда сбрасывают вниз.

Но самое трудоемкое в работе "О" - изготовление снега. Инженеры нажимают кнопку "снег", и пар не успевает, превратиться в воду, а превращается сразу в блестящие кристаллы. Потом все "О" собираются вместе, усаживаются за рабочие столы, берут большие ножницы и начинают вырезать из кристаллов снежинки. Самая любимая форма у жителей облаков - шестигранник. Все снежинки шестигранные. Но при этом "О" не вырезают одинаковые снежинки, а постоянно что-то фантазируют. Они изобрели уже больше пяти тысяч форм!

А еще они при работе поют песни. Вот, например:

                                                                                                                       Из кристаллов снежных

Нарежем очень нежных

Снежинок для зимы.

Пускай они, вальсируя,

На ветре балансируя,

Летают до земли.

И к нам летят снежинки!                                                                                                                          

ГЕОСЛОВАРИК

Атмосферные осадки - это вода в жидком или твердом состоянии.

В сказке рассказывается о дожде, снеге и граде. Это атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Сюда же относится морось (мелкий дождь) и крупа (белые падающие крупинки). Еще есть атмосферные осадки, которые осаждаются из воздуха на земную поверхность и различные предметы. Это роса, иней, изморось, гололёд.

ГЕОЗАДАНИЕ     Собери из букв и слогов названия осадков!

1 д, р, а, г

2 н, е, с, г

3 е, и, й, н

4 с, р, а, о

5 о, ь, д, д, ж

6 у, п, р, к, а

7 с, ь, о, о, р, м

8 о, л, о, д, ё, г, л

9 м, о, с, ь, и, р, з, о

ГЕОСКАЗКА

"Луна или месяц?"

– Бабуля, а, бабуля, ты же все знаешь, ну расскажи! - не унималась Настюша. - Почему Луна то круглая, то от нее только половинка висит, а то и вообще вместо нее месяц на небе?

– Ох, - вздохнула бабушка Лукерья и задумалась, - сейчас объясню.

Хлопнула она в ладоши, и стол подбежал к печке, тыква вспрыгнула на середину стола, а свежеиспеченная булочка повисла в воздухе между тыквой и печкой. Огонь от печи освещал всю комнату.

Бабушка Лукерья еще раз хлопнула в ладоши, и Настенька стала маленькой-премаленькой. Оп! И Настенька уже на тыкве!

– Вот, - сказала бабушка, - представь себе, что наша печка - это Солнце. Тогда тыква - наша планета Земля, а булочка - Луна. Представила?

Малюсенькая Настя кивнула.

– Посмотри сейчас на Луну-булочку, что ты видишь?

Ой, ничего не вижу! - зажмурилась Настенька, - Печка так и пышит, смотреть невозможно.

– Это называется новолунием! - стала рассказывать бабушка. - Луна на своем месте, между Солнцем и Землей, на одной с ними линии. В эти дни мы ее не видим. А вот теперь Луна двигается по кругу.

– Вот, - обрадовалась Настя, - теперь я уже могу не так сильно жмуриться!

– Какой формы освещение на булочке? - спросила бабушка.

– Как серп! Как серп! - запрыгала Настя на тыкве. - Это же и есть месяц!

– Нет, ведь булочка-то осталась булочкой! Это Луна, - поправила бабушка, - но когда она так освещена, мы называем ее месяцем. А теперь Луна сбоку от тебя, что ты видишь?

– Половину! Пол-Луны!

– А теперь булочка за твоей спиной, повернись!

– Ах, - восхитилась Настенька, - а теперь, спиной к печке, то есть к Солнцу, я вижу Луну полностью, круглой-прекруглой!

– Это полнолуние! - сказала бабушка,- теперь же наша Луна двигается дальше по кругу и....

– Да-да, - продолжила Настенька, - и освещенная сторона все меньше и меньше!

И девочка стала поворачиваться вместе с булочкой-Луной.

– Я снова вижу серп! А теперь булочка снова между мной и печкой - ничего не могу увидеть! Луна исчезла!

– Не исчезла! Это снова новолуние. Мы просто Луну не видим. Но потом она летит дальше и все повторяется! Теперь тебе понятно, почему мы видим то полную Луну, а то краешек?

– Да, бабуля, понятно! Ты самая умная бабушка на свете!

Бабушка Лукерья хлопнула в ладоши, и Настенька оказалась снова большой девочкой.

– А теперь принимайся за булочку, пока она совсем не остыла! - сказала бабушка Настеньке и улыбнулась.

ГЕОСЛОВАРИК

В этой сказку рассказывается о том, что Луна всегда одинакова - круглая. Но нам с Земли кажется, что она то половинка шара, то только узкий серп - Месяц. То Луна больше половины, но меньше полного шара. Мы говорим, что Луна растет или убывает. В новолуние мы вообще ее не видим, а в полнолуние она абсолютно круглая. Почему так? Все дело в положении Луны вокруг Земли и относительно Солнца, это называется кратко фазы Луны. Во время новолуния Луна находится между Землей и Солнцем, на одной с ними линии. Во время полнолуния тоже на одной с ними линией, но при этом Луна за Землей. Посмотри на схему. Стрелки показывают, как Луна вращается вокруг Земли. Справа - лучи Солнца.

ГЕОЗАДАНИЯ

1. Фазы Луны.

Пользуясь вышеприведенной схемой, попробуй в течение месяца определить, когда Луна находится в той или иной фазе.

2) Приметы от бабушки Лукерьи.

Городские жители мало внимания обращают на погоду. А вот жители деревень очень хорошо знают природу и могут определять, какая будет погода, пойдет ли завтра дождь, можно ли уже сеять. Как же они об этом узнают? По приметам. Приметы - это народная мудрость, копившаяся сотни лет. Приметы показывают, как связаны между собой разные состояния погоды и, например, поведение птиц и животных. О многом рассказывают небо, Солнце, Луна.

Бабушка Лукерья говорит, что есть приметы, связанные с Луной. Попробуй определить, правдивы ли они? Понаблюдай!

Итак:1. "Перед дождем Луна бывает мутновата или бледна. Если Луна чиста и ярка, будет ветер".

2. "Светящееся кольцо около Луны бледное и красноватое - будет дождь. Два или один тусклых круга обещают мороз".

3. "При новолунии погода меняется: была сырая - станет сухой, была теплая - станет морозной, была пасмурная - станет ясной".

                                                          КАК ЛЕТАЕТ РАКЕТА?

               Русское слово "ракета" произошло от немецкого слова "ракет". А это немецкое слово - уменьшительное от итальянского слова "рокка", что значит "веретено". То есть, "ракета" означает "маленькое веретено", "веретёнце". Связано это, конечно, с формой ракеты: она похожа на веретено - длинная, обтекаемая, с острым носом. Но сейчас не так уж много детей видели настоящее веретено, зато все знают, как выглядит ракета. Теперь, наверное, нужно поступать так: "Дети! Знаете, как выглядит веретено? Как маленькая ракета!"

Ракеты человек изобрёл очень давно. Их придумали в Китае много сотен лет тому назад. Китайцы использовали их для того, чтобы делать фейерверки. Они долго держали в секрете устройство ракет, им нравилось удивлять чужестранцев. Но некоторые из этих удивлённых чужестранцев оказались людьми очень любознательными. Вскоре во многих странах научились делать фейерверки и праздничным салютом отмечать торжественные дни.

Долгое время ракеты служили только для праздников. Но потом их стали использовать на войне. Появилось ракетное оружие. Это очень грозное оружие. Современные ракеты могут точно поразить цель на расстоянии в тысячи километров.

А в XX веке школьный учитель физики Константин Эдуардович Циолковский (наверное, это самый знаменитый учитель физики!) придумал ракетам новую профессию. Он мечтал о том, как человек станет летать в космос. Он назвал нашу планету колыбелью человечества. Для того, чтобы выйти из этой колыбели и начать шагать в космическом пространстве, и нужны ракеты. К сожалению, Циолковский умер до того, как первые корабли отправились в космос, но его всё равно называют отцом космонавтики.

Почему так трудно полететь в космос? Дело в том, что там нет воздуха. Там пустота, она называется вакуум. Поэтому там нельзя использовать ни самолёты, ни вертолёты, ни воздушные шары. Самолёты и вертолёты при взлёте опираются на воздух. Воздушный шар поднимается в небо, потому что он лёгкий и воздух выталкивает его вверх. А вот ракете, чтобы взлететь, воздух не нужен. Всё, что ей нужно для полёта, у неё с собой. Какая же сила поднимает ракету?

Эта сила называется реактивной. Реактивный двигатель устроен очень просто. В нём есть специальная камера, в которой сгорает топливо. При сгорании оно превращается в раскалённый газ. А из этой камеры есть только один выход - сопло, его направляют назад, в сторону, противоположную движению. Раскалённому газу тесно в маленькой камере, и он с огромной скоростью вырывается через сопло. Стремясь поскорее выбраться наружу, он со страшной силой отталкивается от ракеты. А поскольку ракету ничто не держит, то она и летит туда, куда её толкает газ: вперёд. Есть ли вокруг воздух, нет ли воздуха - для полёта совсем не важно. То, что её поднимает, создаёт она сама. Только газу нужно энергично отталкивался от ракеты, чтобы силы его толчков хватило на подъём. Ведь современные ракеты-носители могут весить по три тысячи тонн! Это много? Очень много! Грузовик, например, весит "всего" пять тонн.

Говорят, что ракета летит на реактивной тяге. Хотя, возможно, правильнее было бы сказать, что она летит на реактивном толкании. Ведь что такое тяга? Всем понятно, что такое лошадиная тяга: лошадь за собой тянет телегу. И лошадь, и телега едут в одну сторону. А у ракеты не так: то, что её заставляет лететь вперёд, само летит назад. Но если повнимательнее присмотреться к лошади, то можно и там увидеть действие реактивной "тяги". Ведь лошадь упирается ногами в планету Земля! Она толкает Землю назад, поэтому сама движется вперёд! Но наша планета по сравнению с лошадью и её телегой очень велика, поэтому от таких толчков она не особо сдвигается с места. Но факт остаётся фактом: для того, чтобы двигаться вперёд, нужно от чего-то отталкиваться. То, от чего ракета будет отталкиваться, она берёт с собой. Именно поэтому на ракетах можно летать в безвоздушном космическом пространстве.

Форма ракеты (как веретёнце) связана только с тем, что ей приходится по дороге в космос пролетать через воздух. Воздух мешает лететь быстро. Его молекулы стукаются о корпус и тормозят полёт. Для того, чтобы уменьшить воздушное сопротивление, форму ракеты и делают гладкой и обтекаемой.

КАК ВЗЛЕТАЕТ САМОЛЕТ?

Один из первых самолётов, построенный братьями Райт в самом начале XX века, продержался в воздухе всего 59 секунд. Но это была самая настоящая революция в технике: в небо поднялся аппарат тяжелее воздуха! Ведь до этого можно было либо летать на воздушном шаре, который легче воздуха, либо только планировать на планере.

Планер очень похож на самолётик, только у него нет мотора. С планером можно забраться на обрыв и оттуда плавно спуститься вниз. Планер на своих крыльях будет долго парить, прежде чем сядет на землю, на нём можно пролететь сотни метров. Он даже может во время полёта набрать высоту, если ему встретятся восходящие потоки воздуха. Но самостоятельно подниматься в воздух с земли он не умеет.

    Первые полёты самолётов казались чудом, фокусом. На них ходили смотреть, как на цирковое представление.Действительно, чудо: в лёгком, текучем воздухе взлетает пилот на тяжеленной машине. Какая же сила помогает самолёту? Эту силу так и назвали - подъёмная. А возникает она только тогда, когда самолёт разгонится до определённой скорости. Если самолёт стоит на месте, то никакой подъёмной силы нет! Именно поэтому на аэродромах есть взлётно-посадочные полосы. По такой полосе самолёт разбегается, пока не появится подъёмная сила. Именно она отрывает самолёт от земли. Взлётные полосы делают прочными, гладкими и, конечно, достаточно длинными, даже с запасом. Потому что если самолёт не успеет набрать нужной скорости, а полоса кончится и начнётся обычное поле или лес, то самолёт может перевернуться и взорваться.

Откуда же возникает подъёмная сила? Её создаёт воздух. Когда самолёт неподвижен, то молекулы воздуха со всех сторон налетают на него, стукают по крыльям и фюзеляжу, отскакивают и снова налетают. Причём они со всех сторон стукают по нему одинаково - и сверху, и снизу. Поэтому и нет никакой подъёмной силы. Когда же самолёт быстро движется, то дело обстоит совсем по-другому.

                                 Есть два объяснения, откуда же появляется подъёмная сила.

Объяснение первое - для крыльев, которые сверху более выпуклые, чем снизу. Здесь подъёмная сила возникает из-за этой формы крыла. Её делают такой, чтобы путь молекулы воздуха сверху крыла был длиннее, чем снизу. Когда самолёт набрал скорость, как там у молекул обстоят дела? Все молекулы воздуха находятся в непрерывном движении, но они движутся с разными скоростями: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Путь под крылом короче, там можно двигаться не спеша, значит там больше молекул успеют стукнуть по самолёту: и быстрые смогут, и медленные достанут. Путь над крылом длиннее, чтобы пройти его, надо быстрее двигаться. Медленные молекулы, обтекая крыло сверху, просто не успевают по нему стукнуть. И чем быстрее движется самолёт, тем меньше молекул успевает стукнуть по крылу сверху. Так вот и получается, что снизу его толкают больше. Поэтому объединёнными усилиями молекул воздуха самолёт постепенно поднимается вверх.

Второе объяснение - для крыльев, которые выглядят одинаково сверху и снизу. Для того, чтобы возникла подъёмная сила, такое крыло нужно расположить под углом к набегающему потоку воздуха:

Этот угол называется углом атаки. Самолёт атакует воздух! А воздух "упирается" в нижнюю часть крыла. Молекулы воздуха стукают по крылу снизу больше, чем сверху, и так создают подъёмную силу. Молекулы-то маленькие, их и не видно, но зато их очень много. Удар одной молекулы ничего не значит, но когда они всем скопом накидываются, то могут поднять в воздух огромный лайнер, много людей и грузов. У людей тоже есть похожее правило, звучит оно так: "Когда мы едины, мы непобедимы". Согласны?

К Дню космонавтики

Ход праздника

I Звучит музыка, (песня «Трава у дома),исполняется « танец  звёзд»

1 чтец. Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронёсся по людским сердцам!

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясённый сам!

2 чтец. Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пёстром пламени знамён,

Когда безвестный сын земли смоленской

Землёй – планетой был усыновлён!

3 чтец. Обычным шумом улица полна

Идёт весна. Рабочий день в разгаре,

И из вселенной радиоволна

Приносит имя русское : ГАГАРИН!

4 чтец. Оно во все врывается края,

Во все сердца, как ласточка взлетает

И мать – Земля, дыханье затая,

Полёт героя – сына наблюдает!

5 чтец. И день обычный праздником цветёт,

Вся жизнь отныне – сказочный полёт,

Гигантский шаг космического века.

С победой люди! Поздравляю вас!

Свершилось! Пробил долгожданный час!

Рванулось к звёздам сердце человека!

Ведущий. Итак, в ознаменовании      первого полёта человека  в космос был установлен День Космонавтики, один из самых интересных праздников на Земле.

Это было в 1961 год , в этот день , впервые в мире в космос на космическом корабле «Восток» поднялся русский смельчак – космонавт № 1, Юрий Алексеевич Гагарин. И сегодня мы собрались, все вместе,  в этом зале, чтобы отметить этот праздник. Кто знает, может и среди вас растут настоящие космонавты, и когда –  нибудь, в будущем, вы прославите нашу Родину так же, как это сделал Юрий Гагарин.

Сегодня мы с вами тоже совершим полёт – путешествие, но только воображаемый. В ходе игры мы выясним, кто же на самом деле у нас готов лететь в космос. А помогут вам  ваша организованность, внимание, быстрота реакции. За каждую маленькую победу вы будете получать звезду,  а в конце игры мы посчитаем их и определим победителя. За пультом управления будут находиться ваши классные руководители. Очень будет цениться дисциплина и порядок каждого экипажа.

Итак, у нас на нашем космодроме собрались 4 экипажа и сейчас вы покажете свою готовность к полёту, представите нам свой экипаж, девиз экипажа и  космический корабль, на котором вы совершите полёт, по курсу « Земля – Марс – Земля».

Я вижу, что все экипажи готовы к полёту.

-А каким, на ваш взгляд должен быть космонавт? (Смелый ,выносливый, любознательный, трудолюбивый, сообразительный).

-Я думаю, что именно таких мы и отправляем сегодня в космическое путешествие. В полёте каждый космонавт должен знать правила, давайте их вспомним:

Ученик, не забудь,

В космонавты держишь путь!

Главным правилом у нас –

Выполнять любой приказ!

Космонавтом хочешь стать –

Должен   много, много знать!

Только дружных  звездолёт

Может взять с собой в полёт!

Классный рук..- Внимание! Внимание! Говорит пульт управления. Мы с вами находимся в районе стартовой площадки космодрома « Дружба». Сюда прибыли первые пассажиры, участники первого пассажирского рейса Земля – Марс – Земля.

Всем экипажам приготовиться к запуску! Пристегнуть ремни! Запустить двигатели! Включить контакты! 54321 – ПУСК! (звук взлетающей ракеты)

Вед. Поднимается ракета, чертит небо ярким светом!

Оказались на орбите. Мы в космосе!

- Внимание! Невесомость! (экипажи изображают поведение при невесомости).

 - А теперь посмотрим в иллюминатор, что вы видите?

- Первыми словами Ю.Гагарина были « Красота  - то,  какая! Как прекрасна наша планета!»

- Ребята, а какая цветом наша планета? Почему?

 - А какая по форме?

- А как называется уменьшенная модель Земли?

- С помощью какого прибора учёные наблюдают с Земли за звёздами?

II КОНКУРСЫ

Вед.1. А кто знает сколько минут продолжался полёт Ю .Гагарина?( 108 мин., менее 2 часов.). В наше время космонавты проводят довольно длительное время в космосе, а что же может взять космонавт с собою в космос?( каждому экипажу вручается набор картинок с изображениями: книга, скафандр, яблоко, кошка и т.д.) Учащиеся выбирают нужное.

Загадки болельщикам:

1. Голубая простыня весь свет одевает (небо).

2. Золотые цветы вечером расцветают, а утром исчезаю (звёзды).

3. Искры небо прожигают, а до нас не долетают (метеориты).

4. Чудо – птица, алый хвост, прилетела в стаю звёзд (ракета).

Вед. Да, пищу, космонавт берёт с собой. Еда запаяна в тубы, пакеты. Космонавты не нужны ложки, вилки. Он пищу выдавливает прямо в рот (кто быстрее выпьет воду из бутылочки).

Вед. Ну, а сейчас мы проверим  здоровье наших космонавтов, на первых минутах полёта. От каждого экипажа по 6человека  -  3 мальчика и 3 девочки. Мальчики будут надувать шары, а девочки завязывать, затем шары нужно связать между собой.

Вед. А теперь мы проверим вас на ловкость. Вы знаете, что космонавт одет в специальный костюм, как он называется?  «Эстафета со скафандром» (по 5 человек от экипажа).

. Конкурс капитанов. Проверить быстроту реакции. Капитаны садятся на стулья и отдыхают под музыку, закрыв глаза и сняв обувь. В это время обувь переставляется местами, путается. По окончании  музыки, ребята должны быстро обуться и встать в строй.

III  МАРС

-Ну, а теперь немного отдохнём и посмотрим опять в иллюминаторы. Что вы видите?

- Как называется эта планета? Какого она цвета? Почему? Поверхность на Марсе покрыта слоем красной пыли. Это ржавчина. Красную пыль со скал сильнейшие бури разносят по поверхности планеты. На Марсе пыль настолько мелкая, что она как взвесь постоянно находится в атмосфере, окрашивая её в красно – охристый цвет.

 - Итак, мы на Марсе. (выбегает ИНОПЛАНЕТЯНИН, звучит космическая музыка.)

-Добрый день!

-Как вас много! Вы что ж, все марсиане? Не думал , что встречу так много марсиан, а говорили , что на Марсе нет жизни, а тут глянь, видимо – невидимо! Вот здорово!

Вед.  - Мы не марсиане!

-А кто же вы?

Дети.  Земляне?!

 -Здравствуйте жители Земли, я очень рад вас видеть. Мне говорили, что земляне  очень дружелюбны. Правда ли это?

-Я – инопланетный астронавт, меня зовут…Шмунтик…Я прибыл с планеты…Геоназис .  Её не видно в самые  сильные ваши телескопы. У нас живёт очень мирный народ  и мы давно хотим познакомиться с жителями планеты Земля, чтобы подружиться. Но для этого мы должны как можно больше узнать о вас .Номера худ.самодеятельности (о Земле).

- Ребята, большое вам спасибо!  Мне очень понравилось. От вас я узнал много  нового и интересного о Земле.   Я обязательно расскажу жителям своей  планеты, какие вы хорошие  и думаю, что в скором времени  мы обязательно встретимся! Мне пора! До скорой встречи!!!!IV. Возвращение.

- Действительно ребята, наша планета прекрасна, и многие инопланетные жители, наверное, могут позавидовать нам. И  задача всех людей …..

БЕРЕЧЬ, ОХРАНЯТЬ,ЛЮБИТЬ НАШУ ПЛАНЕТУ!

- Нам пора возвращаться, а чтобы веселее это происходило, давайте споём песню «Наш весёлый экипаж»

Подведение итогов, награждение