Конспект урока окружающего мира на тему «Полезные ископаемые» 3 класс. Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Ларина Анастасия Алексеевна

Конспект урока окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель урока: познакомить с разнообразием полезных ископаемых.

Планируемые результаты:

- Личностные: развивать познавательный интерес учащихся, речь детей, логическое мышление, воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства.

- Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, делать выводы.

Тип урока: открытие нового знания. 

Оборудование: компьютер, презентация

Этап

Методы и приемы

время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1

Огр. Момент.

 1,5 мин

Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь.

2

Мотивационный

0,5 мин.

Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, познавательным) От чего это будет зависеть? (От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя).

Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (Внимательным и наблюдательным)

3

Актуализация знаний

5мин.

Расскажите, что составляет основу экономики.

-  Какие природные богатства использует экономика?

-  Приведите примеры использования природных богатств.

-  От чего зависит успех труда в экономике?

-  О процессе создания какого предмета вы узнали? Назовите источники информации.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: анализ, обобщение; постановка и формулирование проблемы

4

Постановка учебной задачи

3мин.

Из чего изготовляют автомобили, самолеты, поезда? (Из стали, металла.)

-  Вот построили автомобили, самолеты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что еще надо для них? (Бензин, горючее.)

-  Из чего делается горючее? (Из нефти.) (Учитель записывает на доске: сталь, нефть.)

-  Дополните запись. (Соль, гранит, каменный уголь и т. д.) Это полезные ископаемые. Сегодня на уроке будем говорить

о полезных ископаемых.

Отвечают на вопросы.

Ставят цель урока.

Построение речевого высказывания

Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют ответы и выводы, обмениваются мнениями.

5

Постановка учебных задач

13мин

От какого слова произошло слово «ископаемые»? (От слова «копать».)

-  Почему они полезные? (Приносят пользу человеку.)

-  Прочитайте в учебнике первый абзац текста на с. 46.

-  Что такое полезные ископаемые? (Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.)

-  Назовите жидкое полезное ископаемое.

-  Назовите газообразное полезное ископаемое.

Установите и запишите в рабочей тетради (№ 2, с. 26) свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Я вам подскажу, горючее ископаемое или нет.

-  Подумайте, где используется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его использование?

(Учитель заносит итоги практической работы в сводную таблицу.)

Полезное ископаемое

Свойства

Применение

Гранит

Горная порода, зернистая, твердая, прочная

Строительство

Известняк

Горная порода, белого, серого, желтого цвета; если капнуть каплю кислоты — шипит (выделяется газ)

Строительство

Глина

Горная порода, мелкозернистая осадочная, бурого, желтого, белого и другого цвета

Кирпич, посуда

Каменный уголь

Горная порода, черного цвета, твердая, но хрупкая, горючая

Топливо, краски, лекарства, пластмассы

Нефть

Маслянистая жидкость темного цвета с запахом бензина, горючая

Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, пластмассы

Железная руда

Горная порода, твердая, притягивает металлические предметы

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны

Песок

Горная порода, в виде крупинок, сыпучая

Строительство, стекло

Все полезные ископаемые делятся на три группы. (Учитель записывает на доске.)

Горючие    Рудные (металлические)     Нерудные (строительные)

—  Приведите несколько примеров полезных ископаемых каждой группы.

(Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ; рудные (металлические): медная руда, железная руда; нерудные (строительные): известняк, глина, песок, гранит.)
Для чего добывают полезные ископаемые

Прочитайте в учебнике текст на с. 47.

-Для чего добывают полезные ископаемые? (Для использования в экономике.)

Как добывают полезные ископаемые

Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

-Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

-Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых.

Рассмотрите иллюстрации на с. 48—49.

-Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

-Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.)

Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощь кирки и молотка, сейчас - с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

-  Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.)

-  Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

-  Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? (Ответы учеников.)

-  А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Сбором металлолома.)

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания

 

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Построение речевого высказывания

6

Физ.минутка

2 мин.

Сейчас, проведем физ.минутку. встаем. Повторяйте движения.

Повторяют движения

РТ № 1 (с. 25). Прочитайте задание. Найдите в учебнике определение полезных ископаемых. Запишите в тетради. (Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)

№5 (с. 28).

—  Прочитайте задание. Назовите сооружения, где добывают полезные ископаемые.

—  Рассмотрите иллюстрации. Соедините стрелками рисунок и название сооружения. (взаимопроверка.)

№6 (с. 28). Прочитайте задание. Что такое шахта?

—  Для чего строят шахты?

—  Отыщите на рисунке дорогу к кладу. (После выполнения задания проводится проверка.)

7

Рефлексия

2 мин.

Ребята, какие цели мы ставили сегодня на уроке?

На этом наш урок окончен. Запишите Д/з №1 №3 №4

Соотносят цель учебной деятельности и её результаты.

Р:анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

Конспект урока окружающего мира на тему "Опасные незнакомцы" (УМК "Школа России" 2 кл. 2 ч.)

Конспект урока окружающего мира на тему "Опасные незнакомцы" (УМК "Школа России" 2 кл. 2 ч.)...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс

Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс...

Конспект урока окружающего мира по теме "Наш край", УМК "Школа России", 4 класс.

Цели деятельности учителя: - Создание условий для ознакомления с административной картой России и с картой области;- систематизация и расширение знаний учащихся о природе и хозяйстве своей области;Пла...

Конспект урока окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" (УМК "Школа России, 3 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятием «экологическая безопасность",  доказать необходимость выполнения правил экологической безопасности в повседневной жизни. Используемые образов...

Конспект урока окружающего мира по теме "Наш край", УМК "Школа России", 4 класс.

Цели деятельности учителя:- Создание условий для ознакомления с административной картой России и с картой области;- систематизация и расширение знаний учащихся о природе и хозяйстве своей области;План...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Полезные ископаемые" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: Ознакомление с разнообразием полезных ископаемых, их свойствами и классификацией.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1) Анализировать иллюстрации и фотографии, различат...