Конспект урока по ОКМ "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Киселева Светлана Павловна

Конспект урока в 1 классе по ОКМ, УМК "Школа России". Тема "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kogda_svetit_solntse.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

ОКМ 1 класс , УМК «Школа России»

Тема: Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

Цели

Образовательные: Формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца; наблюдать картину звездного неба, выстраивать рассуждения на заданную тему;

выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;  работать в парах.

Метапредметные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока.

Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;  развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради;  принимают и сохраняют учебную задачу;  оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; - согласовывать свои действия с партнером;  строить понятные речевые высказывания.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, футбольный мяч, горошина, выставка энциклопедий, жёлтый воздушный шарик - солнце, фонарик, глобус, конверт, пяльцы.

Сценарий урока

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.

- Сейчас урок окружающего мира.

  1. Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- О профессиях людей.

- Тест «Профессии людей» (коллективный). (Последний вопрос про астронома, космонавтов, астронавты…)

- А как сейчас называется профессия, которая заменила профессию кучера? (водитель)

- Почему это опасная профессия?

  1.  Целеполагание.

1) - Прочитайте название нового раздела.

- Кто из вас часто задаёт такие вопросы?

- С какой целью вы их задаёте? (Чтобы узнать новое).

- Сегодня как всегда с нами на уроке Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.

2) Работа с мозаикой. Работа в парах.

- Они вам принесли задания на урок, которые мы должны будем сделать, познакомят со своими друзьями. И вот первое задание - Перед вами мозаика из геометрических фигур. Если эти фигуры правильно сложить вместе, то получится летательный аппарат, на котором мы и отправимся в путешествие.

- Что получилось у вас? (Космическая ракета). - А кто управляет ракетой? Как называется эта профессия? (Космонавт).

- А куда мы можем отправиться на ракете? (В космос)

- Значит тема нашего урока будет связана с … космосом. Прочитайте тему урока на с. 32. Вот что нам предстоит выяснить в ходе нашего урока.

- Пристегнули ремни, завели моторы и полетели…

3) Путешествие в космос. Видео «Галактика».

- Нас встречают в космосе друзья Мудрой Черепахи и Муравейчика …

- Так о ком же говорит нам уважаемый Контроллер? (о звездах). 

  1. Новый материал
  1. Беседа о звездах, о солнце.  (Загадки про солнце, звезды) (слайд про Солнце и звезды).

– Как могут быть связаны эти два понятия?

- Что вы знаете о звездах?

– Какая самая ближайшая звезда к планете Земля?

- А что думали люди в древности о звездах? Предположите.

(Видео с Контроллером о звездах в древние времена).

2) Работа с учебником. В парах.

- Прочитайте на с. 32 отрывок самостоятельно.

- Что вы узнали из этого отрывка о Солнце? О звездах?

- Звезды - это пылающие шары. Многие из них больше самого Солнца.

-  Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.

-Солнце от Земли находиться на расстоянии 150 миллионов километров. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показать футбольный мяч и горошину).

- Какова же роль Солнца в жизни человека? Да и не только его?

- Без его тепла и энергии не было бы жизни на Земле.

- Какие жизнен важные процессы происходят благодаря солнечному свету? Фотосинтез у растений (питание), рост растений без которых мы бы не смогли жить, получение витамина Д, и т.п.

  1. Работа с учебником и  в рабочей тетради. С. 21

- Рассмотрите в учебнике на с. 32 размеры звезд. Что вы можете сказать об этом? (Звезды бывают разной величины).

- Звезда Солнце самая большая звезда? (нет)

- Верно. Относительно других звезд она имеет скромный размер.

- Найдите в п.т.с 21 Солнце.

- По каким признакам вы догадались, что это солнце?

3) Рассказ о звездах в созвездиях.

- Прочитайте название других звезд. Может кто-то из вас знает об этих звездах? Где можно их увидеть? (В созвездиях).

- А вот в каких, вы сейчас узнаете.

Альдебаран

Регул

Сириус

Физкультминутка

(раз подняться, потянуться….)

  1. Практическая часть

1) Лепка звезд. Вылепим из пластилина звезды.

- Разместите их в порядке возрастания их температуры. Альдебаран, Солнце, Регул и Сириус.

- И так, подведем итог: Солнце это ….звезда. Звезды бывают разных размеров и разного цвета.

2) Солнце (работа с теллурием)

- Так почему Солнце светит днем? А ночью мы его не видим?

(Рассказ о смене дня и ночи (вращение Земли вокруг своей оси).

- Так за сколько часов Земля вращается вокруг своей оси? Что за это время происходит на Земле?

            Солнце не просто светит днем, без него день бы никогда не начался. Когда солнце поднимается, оно освещает Землю и у нас начинается день. Когда Солнце заходит, у нас начинается ночь.         Некоторые дети считают, что звезды вечером зажигаются, а утром гаснут. На самом деле звезды светят и днем, и ночью.

        Звёзды - это раскаленные небесные тела. Все, что раскалено - светится. Почему же мы их не видим?

            Земля окружена слоем воздуха. Солнечные лучи, проходя через воздух, рассеиваются так, что звезды становятся невидимыми. Во время полетов в космос космонавты хорошо видят одновременно и звезды, и Солнце, потому        что в космосе нет воздуха.

        После того как Солнце скрывается за горизонтом и солнечный свет, а с ним и свет, рассеянный воздухом, «выключается», атмосфера становится «прозрачной» и на небе видны звезды.

3) Проблемная ситуация

- Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда?

Черепаха предлагает провести опыт и узнать, что происходит со звёздами днём.

4) Опыт «Дневные звёзды»

1. Дыроколом пробиваем в картоне несколько отверстий.
2. Вкладываем картонку в конверт.
3. Находясь в хорошо освещённой комнате, держим в одной руке конверт с картонкой, в другой фонарик.
4. Включаем фонарик и с пяти сантиметров святим им на обращённую к вам сторону конверта, а потом на другую.

- Вы видите отверстия? А что скажите теперь?

Результат исследования. 

Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону конверта, дырки становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас. В освещённой комнате свет пройдёт через дырочки независимо от того, где находится зажжённый фонарик, но видно их станет только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через неё свету, начнёт выделяться на тёмном фоне. Со звёздами происходит тоже самое.

Вывод: Звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.

VII. Итог урока.

- Так что нового мы узнали на уроке?

Тест на листочках. Самопроверка.

- О загадочном космосе можно посмотреть фильмы. Прочитать в интернете. Но не забывайте все этом можно узнать из книг.

  1. Совместный коллаж.

- Перед вами лист большой бумаги,  картинки. Составьте коллаж «В космосе». А помогать вам будут взрослые. Им тоже надо составить такой коллаж. А потом посмотрим, у какого какой получился.

Тест

  1. В какое время суток лучше всего наблюдать за звездами?

а) утром

б) днем

в) ночью

2. Как называли раньше ученых-астроном?

а) космонавт

б) звездочет

в) учитель

3. С помощью какого прибора можно наблюдать за звездами?

а) подзорная труба

б) очки

в) телескоп

Тест

  1. В какое время суток лучше всего наблюдать за звездами?

а) утром

б) днем

в) ночью

2. Как называли раньше ученых-астроном?

а) космонавт

б) звездочет

в) учитель

3. С помощью какого прибора можно наблюдать за звездами?

а) подзорная труба

б) очки

в) телескоп

Список использованной литературы:

  1. А.А. Плешаков, М.А. Ионова. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М: Просвещение, 2014.
  2. А.А. Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба». М: Просвещение, 2013.
  3. Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по ОКМ. М: Экзамен. 2012.

Интернет- ресурсы:

  1. https://infourok.ru/
  2. https://yandex.ru/video
  3. https://www.litmir.me/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Почему солнце светит днем , а звезды ночью

1.Дать представления детям о формах звёзд.созвездий ,обогощение словаря2. развивать интелектуальны  и ппрактические умения детей.3. Воспитывать наблюдательность и развивать мышление детей.4.воспи...

Презентация к уроку-проекту "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?" "

Презентацию можно использовать для урока по окружающему миру 1 класс "Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?"...

презентация к уроку окружающий мир 1 класс по теме "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"

Презентация предназначена для урока окружающий мир в 1 классе по теме" Почему солнце светит днем, а звезды ночью"...

Интегрированный урок(окружающий мир и технология) на тему "Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Представлена групповая работа с целью формирования коммуникативных УУД. Ученики должны усвоить, что звезды — огромные пылающие шары, находя...

Конспект урока окружающего мира. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью. 1 класс.

Вашему вниманию представлен конспект урока окружающего мира для 1 класса. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью....