Конспект урока. Тема: "Семейный бюджет" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Батанова Екатерина Леонидовна

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_byudzhet.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающего мира

Выполнила студентка 41 гр.

Батанова Екатерина

Проверил:

Катунькина Ю.М.

Отметка:

Дата:

Челябинск, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: «Семейный бюджет»

Цели урока:дать понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета.        

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать понятия «бюджет», «доход», расход».
  • Личностные: уметь делать самостоятельный выбор и оценивать себя.
    Тип урока:открытие нового знания

Оборудование:Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Здравствуйте, дети. Садитесь.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа.

3 мин

Маму в магазин провожает сын,

 Пять копеек он дает ей: "Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку, танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски, маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже и свистульку мне купить..."

- Можно ли купить столько товаров на пять копеек? (Нет).

- Почему? Как вы считаете?     (Потому что,  пять копеек это мало денег).

- А что  можно купить на пять копеек?      ???

Сегодня на уроке, вам понадобятся знания, которые вы ранее получили на уроках математики, СБО,  русского языка, воспитательных занятиях.

Отвечать на вопросы по материалам прошлых уроков.

К: участвовать в учебном диалоге; формулироватьответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа.

Практический: работа у доски.

2 мин.

А тема нашего урока зашифрована, надо ее расшифровать.

Упражнение - цифровое задание:

Используя таблицу «Алфавит», расшифруй тему урока

19   6     14    6    11    15    29    11        2     32    5     8     6     20

С     Е      М   Е     Й     Н       Ы     Й          Б    Ю    Д     Ж    Е     Т  

Правильно тема сегодняшнего урока «Семейный бюджет».

  • Дайте определение, что такое семья.

(Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.)

  • Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.
  • На основе чего состоят взаимоотношения в семье?
  • Назовите правила поведения в семье.

(Ведение общего хозяйства, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому, решение всех проблем, доверие и уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций и т. д.)

  • Что необходимо для содержания семьи?

(Деньги, работа.)

Отвечать на вопросы.
Формулировать тему и цель урока.

К:участвовать в учебном диалоге; формулироватьответыи выводы; строить речевые высказывания.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Практический: работа с учебником.

Словесный: беседа.

15мин.

- Семья – это не только родители и дети, это и общее жилье, и общее имущество, и общие деньги. Вот деньги семьи и принято называть «СЕМЕЙНЫМ БЮДЖЕТОМ». Свой бюджет, то есть деньги, есть не только в семьях, но и в каждом населенном пункте, будь то многомиллионный город или небольшой поселок, у каждого предприятия (завода или магазина), и даже у целой страны.

- А что такое БЮДЖЕТ-? Найдите в словаре определение слова «Бюджет» стр. 113 и запишите его в тетрадь.

Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.

- Разным семьям необходима различные суммы денег, так как одни расходуют много средств, а другие на всем экономят, но и у тех, и у других, бюджет складывается из доходов и расходов.

А что такое доходы? Найдите определение слова в словаре и запишите его в тетрадь.

Доходы – это деньги, которые мы зарабатываем и получаем.

Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? (Ответы учащихся).

Мама и папа работают. Что они получают за свой труд?  (Зарплату).

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).

- Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам)

- Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает: Что? (Стипендию)

- Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие).  

- Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц, если известно, что мама за свой труд (повара) получает 12 тысяч рублей, папа работает на стройке плотником и получает 23 тысячи рублей. Бабушка получает пенсию в размере – 6000 рублей, а дедушка – 6500 рублей Дочка за учебу в училище получает 1600 рублей. Какой же общий доход семьи за месяц?  

Задание. Подсчет совокупного дохода семьи. (49100 рублей)

- В этом месяце дочь за не очень хорошую учебу не получила стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? (Уменьшились). На сколько?

- Папа хорошо работал и получил 3000 тысячи рублей премии. Что такое премия? (Премия - это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе) Каким сейчас стал семейный бюджет?

- Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.

Найдите в словаре определение слова «Расход» и запишите его в тетрадь.

Расходы – это деньги, которые мы тратим.

Подумайте, на что в вашей семье тратят деньги? (Ответы воспитанников).

Какие бывают расходы? (Обязательные и текущие).

Задание. Сейчас предлагаем вам выполнить задание располагаются символические изображения, необходимо назвать статьи расходов и распределить их на две группы: обязательные и текущие. (задание выполняется на компьютере)

- Проверьте правильность выполнения задания.

3. Дидактическая игра «Весы».

- Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу. Если "весы" находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. В каждой семье родители по-своему распределяют деньги, тратят их, дают в долг, откладывают на счет в банке. От того, что преобладает в бюджете – доходы или расходы – определяет вид семейного бюджета.

Рассмотрим эти понятия с помощью обыкновенных весов.

Оборудование: настольные бытовые весы с двумя чашами, деревянные бруски с надписями «зарплата», «пенсия», «питание», «одежда», «шуба», «телевизор», «интернет» и т.д.

Содержание: Одна чаша весов обозначает доходы, другая – расходы семьи.  Воспитанники с помощью педагога кладут бруски с различными надписями на соответствующие чаши весов, после делают вывод об их соотношении и записывают его в тетради.

Вывод: Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей.

4. Моделирование реальных ситуаций.

Цель: Закрепление полученных знаний, формирование поведенческих штампов.

Содержание: воспитанники группируются по 2 человека, получают карточки с заданиями и ищут выход из предложенных ситуаций.

1. Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок-подросток требует купить дорогой телефон.

Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку

2. Два подростка живут в одной комнате общежития и распределяют определенную сумму на неделю.

Решение: Необходимо учесть деньги на питание, учебные принадлежности, проезд. Второстепенные расходы – развлечения, покупка предметов не первой необходимости.

3. В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (лотерея, наследство). Как правильно ей распорядиться?

Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные нужды.

- Прежде чем мы начнем подсчитывать расходы у предложенной нам семьи, необходимо проверить ориентируетесь ли вы в ценах на продовольственные и промышленные товары.

- Предлагаю вам рассмотреть на экране изображение товаров с ценниками. Как вы думаете, нет ли там ошибок?

- Действительно, все ценники перепутаны. Вам необходимо исправить ошибки - на плакате прикрепить ценники к соответствующим товарам.

Отвечать на вопросы.  

Отвечать на вопросы.  

П: дополнять и расширять знания.

П:извлекатьнеобходимую информацию из собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р:

Осмыслять учебный материал; действать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

К: формулировать ответы;

Физкультминутка

Проводят дети.

Выполнять упражнения.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа в группе.

Практический: работа с учебником.

10 мин.

Задание. Упражнение "Товар и цена". (дети на карточках выполняют задание)

- Проверьте правильность выполнения задания.

- Вы хорошо ориентируетесь в ценах на товары. Можно выполнять следующее задание - подсчитывать расходы семьи.  

Задание. Задача (расходы семейного бюджета). .

Как мы уже подсчитали бюджет семьи – 49.100 рублей.

Они заплатили: коммунальные услуги и телефон – 9.700 рублей

Непродовольственные товары – 10.000 рублей;

Культурно развлекательные мероприятия – 3.000 рублей

Кредит – 9.000 рублей Остальные все деньги пошли на питание.

Сколько денег уйдёт на питание?

Отвечать на вопросы.  

К: формулировать ответы;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа в печатной тетради.

4 мин.

Тест «Экономическая игротека» Слайд 27

Выберите правильный ответ

Вопрос № 1. Чем отличается домашний труд от труда на производстве?

  • На производстве веселее трудится
  • На производстве за труд платят деньги
  • На производстве много народа

Вопрос № 2. Отметь российские деньги

  • доллары
  • копейки
  • евро
  • рубли

Вопрос « 3.  Бюджет семьи – это…

  • доход семьи
  • деньги, которые хранятся в банке
  • зарплата родителей
  • доходы и расходы семьи

Вопрос № 4. Что входит в обязательные статьи расходов.

  •  Оплата коммунальных услуг
  • Оплата культурных потребностей
  • Налоги
  • Кредит
  • Покупка одежды и обуви

Вопрос № 5.  Как называется бюджет , если доходы и расходы одинаковые?

  • Сбалансированный
  • Дефицитный
  • Избыточный
  • Такого не бывает

Самостоятельно работать в тетрадях.

П.: искать и извлекать информацию

Р.:

Применять освоенные способы действия.

VII. Рефлексия деятельности (по продукту)

2 мин.

Вы хорошо сегодня потрудились. Молодцы!

Вам понравился урок?

Трудно было?

Оценивать свою работу на уроке.

Л.: самооценка на основе критерия успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии в 1 классе УМК "Россия" Тема урока: "Ромашковое поле"

Материал содержит конспект урока технологии в 1 классе по теме "Ромашковое поле"....

Конспект урока по математике, 3 класс, Школа России, Умножение и деление на 6, урок-сказка

Даннай материал предназначен для закрепления знания таблицы умножения и деления на 6. Урок представлен в игровой сказочной форме. Выполнен для использования в 3 классе по УМК "Школа России". Содержит ...

Конспект на тему :«Семейный бюджет». 3 класс

Конспект к уроку окружающего мира...

Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....