Конспект урока по окружающему миру на тему: "Куликовская битва" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Ветчинникова Ирина Владимировна

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Куликовская битва" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzhayushchemu_miru_kulikovskaya_bitva.docx51.04 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс:

Тема урока: Куликовская битва

Цели урока: различие прошлого, настоящего, будущего; соотношение основных ( изученных) исторических событий с датами, конкретную дату с веком; нахождение мест изученных событий на « ленте времени».

Планируемые результаты:

  • Предметные - сформировать представление учащихся о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества; развивать умение работать с картой, воспитывать любовь к Родине; раскрывать основные причины возникновения войн.
  • Личностные - развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу; ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; формировать положительный психологический климат в детском коллективе, развивать позитивное отношение к себе, как успешной личности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин.

 - Здравствуйте, ребята!

Проверьте свою готовность к уроку. Спинки ровные, руки на  парте.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Приветствовать учителя.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

2. Актуальность знаний и мотивация

Практический метод – игра «Найди свою пару».

Словесный метод – беседа.

4-5 мин.

Далее учитель проводит игру «Найди свою пару». Учащиеся с помощью стрелок устанавливают связь слов 1-го и 2-го столбика.

https://arhivurokov.ru/multiurok/3/c/3/3c317cc53aac6fe8941abe4a078500a99a500124/phpb0ADZO_OON-4-kl_1_1.png

      Куликовская битва             8 сентября 1380 год

https://arhivurokov.ru/multiurok/3/c/3/3c317cc53aac6fe8941abe4a078500a99a500124/phpb0ADZO_OON-4-kl_1_2.png

                     Куликовская битва  ------  8 сентября 1380 год

- Что вызвало у вас затруднение? С какой темой мы еще не знакомы?

Решение игры «Найди пару».

Отвечать на вопросы.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательны: применять свои знания.

Познавательные: отвечать на вопросы.

3. Постановка учебной задачи

Словесный метод - беседа

4- 5 мин.

 - Сформулируйте тему и цель урока.

 - Сегодня на уроке мы окажемся на Куликовом поле с князем Дмитрием Донским и его войском. Узнаем, как впервые, спустя 140 лет, Русь нанесла монголо-татарам сокрушительный удар. Это произошло при внуке Ивана Калиты – Дмитрии Ивановиче.

Формулировать тему и цель урока.

Слушать учителя.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

4. Открытие нового знания

Словесный метод – беседа.

Практический метод - работа по страницам учебника.

Словесный метод - фронтальная беседа.

Словесный метод – беседа.

Практический метод - работа по страницам учебника.

Словесный метод - фронтальная беседа.

Словесный метод – беседа.

Практический метод - работа по страницам учебника.

Словесный метод - фронтальная беседа.

Физминутка.

7- 8 мин.

с. 70 чтение цепочкой по предложению и абзацы озаглавливаем.

Часть 1

Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов - перестал платить ненавистную дань. В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.

- Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть.

(Князь Дмитрий Иванович перестал платить дань)

-  Запишем план в словарик.

- Как вы думаете, ребята, а какими качествами обладал князь?

(смелость, храбрость, отвага)

Часть 2

Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, - крестьяне и горожане. Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди молились о даровании победы, просили Бога о защите Русской земли.

- Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. ( Князь собирает на битву всю Русь). Запишем название этой части в тетрадь.

- А зачем он это делает? Какая русская пословица есть? ( Один в поле не воин)

- Какие качества у князя прослеживаются?

( ум, мудрость )

Часть 3

А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю.

- Как озаглавим эту часть? (Князь едет за благославлением)

- О чем это говорит?

( вера в Бога)

Часть 4 – Разгорелась битва.

В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелась битва.

Учитель показывает на карте это место.

Ранний утренний туман стлался над полем будущей битвы, когда здесь выстроились русские полки. Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамена. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа. А сам князь в одежде рядового ратника стоял в общем строю.

- А какой черте характера это говорит?

(Скромность)

Читает учитель:

И сказал князь: “Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество! Слово моё будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим. Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться.”

- Как это характеризует князя?

(Честность от слово честь достоинство, хорошее качество, порядочность)

Часть 5 – Начало битвы.

Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – татарский воин Челубей и русский воин Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво. И сразу же началась жестокая сеча. Страшны были удары копий и мечей. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней – все слилось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце. Начали враги теснить русских воинов.

- А какой черте характера князя опять говорится? Обратите внимание - наравне со всеми. (Он себя не выделял)

Часть 6 - Значение победы.

- Ребята, прочитаем значение победы в Куликовской битве.

И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство. Мамай в смятении наблюдал разгром своих полчищ.

Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов – победителей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.

Выросло значение Москвы и ее князя в глазах русских людей.

Однако Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.

Аты – баты,
Мы солдаты!
Для разминки из – за парт
Поднимается на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Аты – баты,
Стой на месте!
И присаживаемся вместе.

Слушать учителя.

Читать текст учебника.

Озаглавливать каждую часть.

Отвечать на вопросы учителя.

Записывать план.

Слушать учителя.

Читать текст учебника.

Озаглавливать каждую часть.

Отвечать на вопросы учителя.

Записывать план.

Слушать учителя.

Читать текст учебника.

Озаглавливать каждую часть.

Отвечать на вопросы учителя.

Записывать план.

Выполнять физминутку.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: выполнять учебные задания, используя план.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной

5. Первичное закрепление во внешней речи 

Практический метод – работа с книгой.

Словесный метод – беседа.

Практический метод – работа в парах.

5- 7 мин.

Работа с картой.  Учитель просит показать то или иное место на карте пальчиком, а учитель ходит и проверяет.

Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину?

- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны изучать и знать историю своей страны.

- А сейчас давайте назовем те хорошие качества, которыми обладал князь Дмитрий Донской и русские воины тех времен. Работать будете в парах. Каждый из вас должен назвать не менее 5 данных качеств. И что вообще можно сказать о них еще?

- Проверим вашу работу.

- Ребята, как вы думаете, какими же качествами обладали русские воины тех времен и сам князь Дмитрий?

- Храбростью, мужеством, смелостью, отвагой, силой!

- Они любили свою Родину, свой русский народ и готовы были отдать свои жизни за них!

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать в парах.

Отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательны: применять свои знания.

Познавательные: отвечать на вопросы .

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод - самостоятельная работа в группах.

 

Практический метод - самостоятельная работа в парах.

10 - 13 мин.

Рабочая тетрадь с. 24, задание № 2, работа в группах по 4 человека. Устная проверка.

Рабочая тетрадь с. 25, задание № 3, работа в парах. Устная проверка.

 Теперь проверим насколько вы внимательно слушали и как усвоили новый материал. Разгадаем кроссворд.              (Работа в парах).

http://festival.1september.ru/articles/639910/img1.gif

По горизонтали:

1. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем

3. Приток Дона близ места Куликовской битвы

4. Прозвание князя- победителя в Куликовской битве

7. Московский князь, дед Дмитрия Донского.

9. Военачальник монголо-татар

10. Русский богатырь, противник Челубея

11. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря

По вертикали:

2. Основатель Троицкого монастыря

5. Поле битвы 8 сентября 1380 года

6. Город, князь которого организовал отпор ордынцам

8. Русский князь, стоявший во главе войска в Куликовской битве

По горизонтали:

По вертикали:

1. Челубей

3. Непрядва

4. Донской

7. Калита

9. Мамай

10.Пересвет

11. Ослябю

2. Сергий

5. Куликово

6. Москва

8. Дмитрий

- Молодцы! Хорошо усвоили материал.

Выполнять задание самостоятельно в группах.

Выполнять задание самостоятельно в парах.

Познавательные: отвечать на вопросы

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательны: применять свои знания.

Познавательные: отвечать на вопросы

7. Включение в систему знаний

Словесный метод  - беседа.

2 - 3 мин.

 - Ребята, а сейчас в наше время нужны эти качества защитникам Отечества?

Дети отвечают.

- Мальчики, а вы ведь тоже будущие защитники Родины! Поэтому вы должны развивать в себе эти качества.

- Ребята, что же нового вы узнали на уроке?

Дети отвечают.

- Князь Дмитрий в 1380 году впервые одержал победу над татарами на Куликовом поле.

Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание: пересказ частей, которые озаглавили, и нарисовать один из эпизодов Куликовской битвы кто желает.

Отвечать на вопросы учителя.

Познавательны: применять свои знания.

Познавательные: отвечать на вопросы

8. Рефлексия деятельности

1-2 мин.

Оцените свою деятельность на уроке при помощи  продолжения слов:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… 

Записывать домашнее задание.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Регулятивные: анализировать собственную работу.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

                                                                                                                                                           Выполнила студентка 45гр.

                                                                                                                                   Сальникова Ирина

Проверил: ______________

                                                                                                                                            Отметка: ___________

                                                                                                                                 Дата: 02. 03. 18.

Челябинск, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.

"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Природа в классе» 1 класс

Цель урока: 1. Учащиеся имеют расширенное представление о комнатных цветах.2. Умеют различать комнатные растения...

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс Школа России

Цель урока: Познакомить учащихся с Куликовской битвой как важнейшим и переломным моментом в  истории Руси, определить значение битвы, расширить знания детей по истории Руси.Задачи:1. Способствова...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс

Конспект урока разработан в рамках научного фестиваля "Развитие критического мышления у младших школьников в процессе обучения". УМК "Школа России"....