конспект+ презентация к уроку по окружающему миру "Почва"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сметова Ольга Валентиновна

конспект+ презентация к уроку по окружающему миру "Почва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pochva.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок «Почва, её состав и свойства»

Т Предмет: окружающий мир

Класс :3

Название темы: Почва. Состав почвы и её свойство.

Цель:  познакомить с почвой, видами почв составом почвы.

Задачи:

Изучить состав почвы  и отличительные признаки видов почв.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску.

Воспитывать  любовь к природе,  бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Форма: урок – опыт.

Методы: проблемный,  частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный,  наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Познавательные

Умение:

находить нужную  информацию,  анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять  учебную задачу,  сохранить ее,  действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос  (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками,  договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Предметные:

Усвоение состава почвы, видов почв , умение  различать почвы , называя отличительные признаки.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, осознание значимости новой роли « исследователь», оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний,  УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», 3 класс, демонстрационный и  раздаточный материал: на партах - лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.


 

Цели: дать представление о том, что почва - продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.

Ход урока:

1.Орг. момент.

- Сегодня мы будем работать в группах Давайте вспомним правила работы.

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.

Отгадайте загадку:

Материки и острова,

Моря и океаны,

Планету эту ты дружок,

Из тысячи узнаешь!


(Земля)

Давайте вспомним, что составляет нашу планету.

(Вода, суша, воздух)

Из чего состоит вода? ( 2 молекулы водорода и одна молекула Кислорода Н2О) А для чего она нужна?

А воздух (углекислый газ, кислород, азот и примеси). А для чего он нужен?

 А из чего состоит суша?

(Варианты ответов детей: из земли, песка, и т.д.)

 (Ответы детей.)

А для чего нужна ЗЕМЛЯ?

 (ответы детей)

 Представьте, что вы сейчас

Лопата, Ботинки и люди.

Как бы вы ответили на этот вопрос?

 (Варианты ответов детей)

 Сказала лопата: « Земля, чтобы рыть».

Ботинки сказали : « Земля, чтоб ходить».

А люди сказали : «Земля, чтобы жить».

- Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Как вы думаете она называется?

 -Это почва.

Сегодня на уроке я предлагаю вам быть не просто учениками, а научными сотрудниками, изучающими почву, почвоведами.

Предлагаю составить план работы на уроке.

- С чего начнем?

– Знаете ли вы, что такое почва?

– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.

План работы

1. "Что такое почва?"

– Что еще хотели бы узнать о почве?

– И чего состоит почва?

2. «Как образуется»

3.“Состав почвы”

4. “Свойства почвы”

Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Приступим к работе, следуя составленному плану.

Можем ли мы уже ответить на вопрос «Что такое почва?»

Найти объяснение слова «Почва».

- Поработаем в группах :

1 группа - работа с толковым словарем

2 группа – с учебником,

3 группа – пытаются сформулировать ответ самостоятельно.

Почва – это верхний плодородный слой земли.

- Как вы думаете, Везде ли на Земле есть почвенный слой? (Этого слоя нет в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.)

– Как определить, есть ли на данном участке местности почва? (Растения растут на почве.)

Обратимся сейчас в п.т. с. 40 № 43 Прочтем стихотворение.

Почему гора снова стала молодой?

- Но что такое почва? Как она образуется?

Давайте найдём ответы на эти вопросы , посмотрев этот видео фрагмент.

( видео фрагмент «Почвы и их образование)

Давайте найдём в учебнике, как называется смесь сложных органических веществ.

(ГУМУС)

Переходим ко второму вопросу о составе почвы, для этого нам нужно выполнить опыты.

!. Положите в стакан с водой небольшой комок почвы. Наблюдая, появились ли пузырьки воздуха.

Вывод: Вывод: в почве есть воздух.

 А для чего он нужен?

2. Вывод: в почве есть песок, глина.

 3. Положим на нагревающий элемент почвы и нагреем её. Понаблюдайте, появятся ли капельки воды на холодном стекле, помещённом над почвой.

Вывод: в почве есть вода.

4. Продолжим прокаливать почву. Понаблюдайте, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных.

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (М Цель: увидеть наличие солей.

5.Ход опыта

Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.

Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

- Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.

Дети заполняют схему в рабочей тетради, учитель - у доски.

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).Можно определить по запаху.)

Ну и переходя к последнему пункту наших исследований. Давайте разгадаем кроссворд или ребус.

Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды).

-А как они появляются в почве (родятся).

Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие .

 Посоветуйтесь в парах и попробуйте найти верное определение слову.

Найдите его определение словаре на с.159.

 Вот это и есть главное, основное свойство почвы. И этотем нашего следующего урока.

Рефлексия.

Д.з.на выбор. 1. П.т. с. 40 № 42,с. 42 № 45,46, 2 гр. Найти ответ на вопрос какие бывают почвы?

Кроссворд:

1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)

2.одна из составных частей почвы.( песок)

3.Вещество, повышающее плодородие (перегной)

4. основное свойство почвы (плодородие)
 

П

о

ч

в

а

 

 

 

 

 

е

с

о

к

 

 

 

 

 

е

р

е

г

н

о

й

 

 

л

о

д

о

р

о

д

и

е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и электронная презентация к уроку по окружающему миру, 3 класс, "Школа России"

Методическая разработка урока по окружающему миру "В царстве грибов" , 3 класс + Презентация к уроку...

Конспект+ презентация к уроку окружающего мира «Откуда в наш дом приходит электричество?» (Программа «Школа России»)

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Откуда в наш дом приходит электричество?»(Программа «Школа России»)Цели деятельности учителя: -формировать представления о том, как электричество выраб...

Конспект + Презентация к уроку окружающего мира "Семейный бюджет" (3 класс УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект и презентация к уроку  "Семейный бюджет".Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....

Конспект и презентация к уроку по окружающему миру "Почему мы ночью спим?

Класс:  1 классПредмет:  Окружающий мир Тема: «Зачем мы спим ночью?»Цели урока.Образовательные цели.1.Выяснить значение сна в жизни человека.2.Вспомнить правила по...

Конспект и презентация к уроку по окружающему миру "Природная зона - тундра" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе изучение природной зоны - тундра...

Конспект + презентация к уроку Окружающего мира 3 класс тема - "В центре Европы".

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «В центре Европы»Цели деятельности учителя: создание условий для  первоначального представления учащихся о странах Центральной Европы (Германия...