Снег и Лед
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Сысоева Татьяна Викторовна

Создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sneg_i_led.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – игра: Откуда берется снег и лед

Предмет, класс: окружающий мир, 1 класс.

Тема урока-игры: Откуда берутся снег и лёд?

Место занятия в учебном процессе: раздел «Как, откуда и куда?»

Цель урока-игры:   Создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.

Задачи урока:

Обучающие

1. Повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года – зима.

2. Научить определять свойства снега и льда путём проведения опытов.

3. Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию.

4. Проверить уровень усвоения темы через мини тестирование;

Развивающие

1. Формировать умения детей в сфере самостоятельной   познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией, умение увидеть проблему и найти пути ее решения.

2. Формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают.

3. Развивать умение работать в группе.

4. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Воспитывающие. Познакомить с правилами безопасного движения на дороге, по льду.

Учить бережному отношению к своему здоровью.

Через содержание учебного занятия воспитывать желание    преодолевать трудности, умение работать сообща, соблюдая этические  нормы поведения.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Характеристика учебной деятельности:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Формируемые УУД:

Личностные:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика».

Регулятивные:

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

Коммуникативные: 

- предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Методы и приёмы: диалогические, алгоритмические, эвристические, наглядные, практические, анализ, обобщение.

Формы работы: фронтальная,  групповая, индивидуальная.

Оборудование и средства обучения: 

  1. Компьютер, медиапроектор, экран.
  2. Презентация к занятию.
  3. Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
  4. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Просвещение, 2015.
  5. Цветные карандаши.
  6. Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.
  7. Снежинки из бумаги.

Ход урока

1. Организационный момент.           Слайд 1

Учитель: 

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети: 

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

Актуализация знаний (звучит музыка из цикла Чайковского   «Времена года» - Январь)

         

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Всё покрылось серебром…(зима) слайд

                  Дел у меня немало-

                   Я белым одеялом

                   Все землю укрываю,

                   В лед реки убираю,

                   Белю поля, дома,

                  А зовут меня …(зима) слайд

- Чем зима отличается от других времен года?        

 (– «зимние месяцы»)- Назовите, ребята, зимние месяцы

Как вы думаете на какую тему пойдёт сегодня разговор?

а) Вступительная беседа

  • К нам на урок пришел необычный гость. Отгадайте загадку и узнайте, кто он.
  • Его не растили, из снега слепили.
  • Вместо носа ловко вставили морковку.
  • Глаза-угольки, руки- сучки.
  • Холодный, большой, кто он такой? (Снеговик)

  • Работа в парах. Составить из букв слова. (снег и лёд)

Если вы правильно составите 2 слова  на тему «зима», то узнаете, что он принёс с собой, и кого он привёл в гости. 

Загадки на снежинках. Группа

Летели серые гуси,

нароняли белого пуха. (снег)

Всю зиму лежит,

а весной убежит.(снег)

Дедушка без топора

мост мостит.(мороз)

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша – толстое стекло. (лёд)

  • Прозрачен, как стекло,
  • А не вставишь его в окно. (Лед)

  • Всю зиму смирно лежит,
  • А потом убежит. (Снег)
  • - Предположите о чём сегодня пойдёт речь? (Лед и снег).
  • Молодцы! Посмотрите,  у Снеговика вместо конверта появились снежинка и сосулька.
  • Сегодня мы поговорим о том, откуда берутся снег и лед.(слайд)
  • III. Работа над новым материалом
  • 1. Проблемная ситуация 
  • У нас сегодня на уроке еще две необычные гостьи. Знакомьтесь. Это – Снежинка, а это – Льдинка.
  •         Снежинка.   В небе зародилась я из капельки воды
  •                            Звездочка резная дивной красоты
  •                              Хрусталиком искристым с неба прилечу
  •                            Сяду и растаю, если захочу
  •         Льдинка.     И я тоже капелькой чистою была
  •                            А когда замерзла, словно замерла
  •                           Тоже я искристая, ростом невеличка
  •                            Льдинка я лучистая – я твоя сестричка
  •         Снежинка.  А вот и нет! Я из солнца, серебра
  •                        Ты же – мутная вода! Просто замарашка
  •                            Разве ты - близняшка?
  •   - Ребята, а как вы думаете, кто из девочек прав, Льдинка или Снежинка? Вот видите, у нас с вами тоже возникли разногласия. Сестренки они или нет - это надо доказать. А что значит доказать? (подтвердить фактами). Девочки, вы хотите вместе с нами проводить опыты? Займите свое место.
  •  Но прежде, чем ответить на этот вопрос, Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда (слайд 5)        

2. Практическая работа.

   Сегодня у нас урок не простой. На уроке, как настоящие ученые, мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. - Наша задача – установить родство между Льдинкой и Снежинкой.

Для этого изучим их свойства. Работаем в парах и группах. Настроим себя на работу.

Мы – умные

Мы - дружные

Мы внимательные

Мы старательные

Мы отлично учимся

У нас всё получится!

а) Узнаем первое свойство. Сравните цвет снега и льда с листами картона

- Посмотрите на снег. Какого он цвета? Верно, белее снега нет ничего на свете. Недаром говорят «белоснежная скатерть», «белоснежные лепестки». - Причина того, что снег белый состоит в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым.

- А теперь рассмотрите лед. Что вы скажете о цвете льда?

Вывод формулирует 1 группа, а остальные оценивают.

ВЫВОД. СНЕГ БЕЛЫЙ. ЛЕД БЕСЦВЕТНЫЙ

б) Рассмотрим второе свойство.

        - Положите на пустую тарелочку открытку. Засыпьте ее снегом. Видна ли открытка через снег? О чем это говорит?

        - А теперь посмотрите на эту открытку через пластинку льда. Видите рисунок? Какой лед? 

Вывод формулирует 2 группа, а остальные оценивают.

ВЫВОД. СНЕГ НЕПРОЗРАЧНЫЙ. ЛЕД ПРОЗРАЧНЫЙ.

в) Проведем третий опыт. Вспомните, что мы делали из снега?

Придвиньте ближе стаканчик со снегом.

- Попробуйте в снегу сделать ямку карандашом.

- А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку.

- Что заметили? Какой же снег?

        - Сейчас я возьму кусочек льда и ударю по нему молотком. Что произошло? О каком свойстве льда это говорит?

Вывод формулирует 3 группа, а остальные оценивают.

ВЫВОД. СНЕГ РЫХЛЫЙ. ЛЕД ХРУПКИЙ.

Какая беда может случиться, если лёд тонкий?

Вывод:  тонкий лёд  хрупкий, поэтому нельзя кататься по первому, ещё слабому льду.

г) Рассмотрим четвертое свойство.

        - Один из вас положит себе на ладошку маленький комочек снега, а другой кусочек льда. Что происходит со льдом и снегом? А почему на улице они не тают?

Вывод формулирует 4 группа, а остальные оценивают. (15) ВЫВОД.

 В ТЕПЛЕ СНЕГ И ЛЕД ТАЮТ И ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ВОДУ.

Зимой на улице холодно, морозно.

- Что надо делать, чтобы согреться?

- Давайте и мы немного подвигаемся.

Я Мороза не боюсь,

(Шагаем на месте) раз, 2-3

С ним я крепко подружусь.

(Обнять себя) раз, 2-3

Подойдёт ко мне мороз,

(руки на поясе- повороты) раз, 2-3

Тронет руку, тронет нос

(Показали руку, нос) раз, 2-3

Значит, надо не зевать,

(Хлопаем в ладоши) раз, 2-3

Прыгать, бегать и играть.

(Прыжки на месте) раз, 2-3

5группа называет все свойства льда и снега. А группа           распределит   свойства на доске.

3.Обобщение знаний.- Ребята, мы познакомились со свойствами снега и льда. ( Свойства снега и льда)

        - Назовите свойства снега. Перечислите свойства льда.

Как видим свойства снега и льда разные. Но одно свойство у них общее. Какое? Можем ли мы сказать, что снег и лед- это вода, но только в твердом состоянии? Что же мы смогли доказать Льдинке и Снежинке.

Молодцы, ребята! Помогли сестричкам!

V. Беседа о том, откуда берутся снег и лед.

        - Итак, мы выяснили, что снег и лед под воздействием тепла превращаются в воду. А если вода замерзнет, что получится?

        -Где в природе вы видели лед?

        - Как образуются сосульки?

        - А как можно получить лед в домашних условиях?

        - Поскольку лед твердый, из него можно делать разные фигуры. Проводятся даже чемпионаты по изготовлению ледяных фигур.

(Ледяные фигуры).

(Айсберг)

        - А как называется эта ледяная гора, плавающая в океане?

        - Айсберги - крупные глыбы пресного льда, отломившиеся от ледников, спустившиеся в море или океан.

        - Это действительно плавающие горы изо льда, рожденные сползающими в море ледниками. Конец ледника на какое- то время повисает над морем. Его подтачивают приливы, морские течения, ветры. Наконец, он обламывается и с грохотом падает в воду. Айсберг - это большая опасность для корабля. Ведь над водой видна только небольшая часть его.

  • Если лед- это замерзшая вода, то что такое снег?

        - Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Тайна рождения снежинок была разгадана совсем не так давно. Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда летом идет вместе с дождем. (. Снежинки)

        Капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звездочки – снежинки. (СлайдСнежинки)

        - Как же образуются снежинки?

        - Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки – кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю. Они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и, наконец. Становится удивительной красоты звездочкой.

        Все снежинки индивидуальны по форме, и двух одинаковых снежинок не найти. - Вот, ребята, какое чудо нас окружает!        

VII. Работа в рабочей тетради

Давайте проверим, как вы их запомнили. Работа в рабочей тетради. С. 46

        - Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку? Для художника снежинка – это девушка. Она очень красивая и веселая.

- А кто сидит на веточке? Как вы думаете, почему их так назвали?

-Не забудьте взять с собой на прогулку корм для птичек и сделайте удобные   кормушки.

X. Контроль и самопроверка знаний.

        А сейчас поиграем. Приготовьте сигналы. Если вы согласны с утверждением, показываете (какой?) зеленый цвет.

Если не согласны, то красный.

        - Снег тает и превращается в воду (зеленый)

        - Если вода замерзнет, она превратится в лед (зеленый)

        - Снег бесцветный (красный)

        - Лед прозрачный (зеленый)

        - У снежинки 5 лучей (красный)

        - Лед хрупкий (зеленый)

        - Снег непрозрачный (зеленый)

        - Все снежинки одинаковые (красный)

        - Снег белый (зеленый)

        - Молодцы, ребята, вы были очень внимательны!

VIII. Беседа о значении снега и льда для людей.

        - Вы отлично отгадали все загадки. Отгадайте еще одну. (Узоры на окне)

Побелело за ночь всюду

А у нас в квартире чудо.

За окошком двор исчез-

Там волшебный вырос лес!

-Что это за лес? Как он образовался, догадались?

(.Зима)

-Зимой очень красиво!

-Чем же мы любим, заниматься зимой на улице?

 (Катание на лыжах, катание с горки, на коньках, снежная крепость, снеговики)

        

Итог.  Вот и кончился урок, и подводим мы итог! 

Какие открытия вы сделали на этом уроке?

    Давайте посмотрим. Справились ли мы с задачами урока? 

- Что исследовали? Я узнал…    Я запомнил…        Я удивился…

- Вы открыли свойства снега и льда?.

Узнали, как образуется снег и лед?.

Вспомнили о значении снега и льда для людей.        

        -А почему снег скрипит? Интересно? Попробуйте об этом найти информацию дома.

        - А что вам поможет в поиске? Чем воспользуетесь?

        - (спросить у родителей, вместе поискать ответ в интернете, воспользоваться энциклопедиями).

  •  Снеговик не успел дорисовать снежинки, надо ему помочь.
  • А я предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, поместить свою фотографию в рабочей тетради и рассказать с их помощью как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.

Вы хорошо потрудились, и Снеговик благодарит всех за хорошую работу.

Дарит вам снежинки.

        Рефлексия 

        - Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.

-Было здорово. Я доволен.(белая снежинка)

- Я немного неуверен. Надо поработать. (голубая снежинка)

  -Я желаю вам удачи и новых открытий! 

Литература:

  • Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015.
  • Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Просвещение, 2015.
  • Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс.  . – М.: ВАКО, 2015
  • Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх.

Интернет-источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Н. Рубцов "Первый снег"

Презентация создана по стихотворению Н.Рубцова "Певый снег" Можно вставить музыку П.И. Чайковского "Декабрь"...

Урок по литературному чтению в 3 классе по разделу "Глухая пора листопада", тема "О близости снега. Стихи Г. Сапгир"Четыре конверта", Д.Самойлов "Перед снегом"

Урок составлен по программе "Образовательная система школа 2100"Цель: формирование у обучающихся представлений о чувствах, которые могут вызывать произведения поэтов об осениЗадачи: Развитие умений во...

Стихи о родной природе. А.Блок. «Снег да снег»

Урок литературного слушания в 1 классе по теме: "Стихи о родной природе".                 А.Блок. «Снег да снег»...

Стихи о родной природе. А.Блок. «Снег да снег»

Методическая разработка урока по литературному слушанию в 1 классе по теме: "Стихи о родной природе".  А.Блок. «Снег да снег»....

Стихи о приближении снега (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»).

План-конспект урока по теме "Стихи о приближении снега" (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)", 3 класс, "Школа-2100"...