Урок окружающего мира. 1 класс. УМК "Школа России"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Гирич Оксана Вячеславовна

Урок окружающего мира по теме "Перелетные и зимующие птицы". 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mira_.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. 1 класс.

Птицы перелетные и зимующие.

Цель: учить различать представителей различных групп птиц.

Задачи:
- уточнить знания учащихся о многообразии птиц и их значении для природы;
- классифицировать птиц на перелетных и зимующих;
- развивать внимание, память, мышление;
- воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.

Материалы и обрудование:
- иллюстрации птиц зимующих и перелетных;
- фонограмма «Голоса птиц»;
- презентация «Перелетные и зимующие птицы»;
- раздаточный материал «Проверочная работа».

Ход урока:

  1. Организационный момент;
  2. Актуализация проблемы.
    Отгадайте загадку:

Снится ночью червяку

Чудо- юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого червяк боится?

Угадали? Это …. (птица).

- Посмотрите в окно. Каких птиц вы видите за окном?
- Почему их так мало? (Зимой многие птицы улетают на юг).
- Как называются птицы, которые с наступлением холодов улетают в теплые края? (перелетные).
- А когда они вернутся? (весной)
- Как называются птицы, которые остаются? (зимующие)
- Предположите, о чем будем говорить сегодня на уроке?
- Какие цели поставим?

  1. Сообщение нового материала,
    презентация «Перелетные и зимующие птицы»

- Какую пользу приносят птицы? Расскажите.
- Каких перелетных птиц вы знаете?

-Отгадайте загадку:
Всех перелетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей.
Взад-вперед по пашне вскачь
И зовется птицей …. (Грач)

Рассказ ученика о граче:
1 ученик:
- Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерна и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнезд.
Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но от гнезда одна из птиц не улетает, иначе гнездо займет другая пара птиц.

-Отгадайте загадку:
На шесте дворец, на дворце певец,
А зовут его …. (скворец)

Рассказ ученика о скворце:
2 ученик:
- Посмотрите на его массивное тело и короткую шею (показ иллюстрации). Он нам покажется неуклюжим, тяжелым, хотя весит всего 75 грамм.
Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, постоянно шествует он за плугом. Выдергивает из отваленных пластов земли дождевых червей и жуков. Осенью стаи скворцов совершают налеты на сады. Но этот вред не сравним с той пользой, которую они приносят, выкармливая птенцов. Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до трехсот раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожает одна пара птиц.

- Какая птица – плохая мать? (кукушка)

Рассказ ученика о кукушке:
3 ученик:
- Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их не землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь маленькой птичке. И вот у хозяина гнездышка появляются прожорливый кукушонок. В отсутствие своих приемных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестренок, и тогда птицам  ничего не остается делать, как выкармливать его одного.

-Отгадайте загадку:
Спереди шильце, сзади вильце,
На груди белое полотенце …. (ласточка).

Рассказ ученика о ласточке:
4 ученик:
- Ласточки прилетают в середине мая. Ее легко узнать по черному оперению и белой грудке. У ласточки быстрый полет, она не просто летает, а ловит в воздухе мух и комаров. Лепят гнезда ласточки под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал – его много: грязь, глина, а склеивается все слюной самой птицы.

- Посмотрите, какие еще птицы являются перелетными (плакат перелетных птиц).
- Назовите их.
- Назовите зимующих птиц.
- Какую птицу называют лесным доктором? (дятел).

Рассказ ученика о дятле:
5 ученик:
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.

- Почему некоторые птицы вынуждены улетать в теплые края? (нет корма).
- Почему не улетают зимующие птицы?
- Чем кормятся зимующие птицы?

-Как мы можем помочь птицам выжить в суровую зиму?

  1. Физкультминутка.

Игра «Соберитесь в стаи». Каждому ученику выдается карточка с названием птицы, перелетной или зимующей. Ученики должны сами определить, к какой стае они относятся – к перелетным или зимующим. Затем каждая стая проверяет, нет ли чужих.

1 команда-перелетные птицы: грач, скворец, ласточка, кукушка, трясогузка, соловей, дрозд, горихвостка, зяблик, стриж, лебедь, гусь, журавль,цапля.

2 команда-зимующие птицы: ворона, сорока, воробей, синица, дятел, голубь, чечетка, свиристель, королек, ворон, сова и др.

  1. Работа в учебнике (стр. 16)

-Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.

-Как же это удалось сделать ученым?

-Птицам одевали на лапки маленькие кольца. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

-Прочитайте самостоятельно в учебнике (стр.16) материал о кольцевании птиц.

-В учебнике на стр. 16 отметьте карандашом зимующих птиц.

6. Работа в рабочих тетрадях.

Дети выполняют задания в рабочих тетрадях  на стр. 14-15.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом. Дети проверяют друг у друга выполненные задания, сверяя их  с образцом на доске.

7.Первичное закрепление изученного материала. Самостоятельная работа под фонограмму пения птиц.

Ученикам выдаются листки, где нужно записать птиц в два столбика:

перелетные и зимующие.

-Запишите птиц, которых вы знаете и запомнили, в два столбика: перелетные или зимующие. Во время практической работы звучит запись пения птиц.

8. Итоговое закрепление. Игра «Прилетели птицы»

-Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть. Начнем:

-Прилетели птицы: голуби, синицы,

Мухи и стрижи. Что неправильно? (Мухи-насекомые)

-Прилетели птицы: голуби, синицы,

 Аисты, вороны, галки, макароны (макароны)

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Чибисы, чижи, галки и стрижи,

Комары, кукушки . (комары)

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Галки и стрижи, аисты, кукушки,

Даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы.

Все мы молодцы!

9. Итог урока.

-О ком говорили на уроке?

-По какому признаку поделили птиц на две группы?

-Почему зимой необходимо подкармливать птиц?

-В рабочей тетрадке на полях нарисуйте, какое у вас сейчас настроение и впечатление от урока: улыбка (хорошее) или грустное выражение.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс

Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

           Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

Конспект урока окружающего мира "Проект. Города России" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:...

Конспект урока окружающего мира Проект "Города России" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну. Планируемые результатыПредметные:Знат...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметныезнать: что ...