Превращение и круговорот воды в природе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Чернова Лариса Александровна

Цель данного урока –  открытие новых знаний. Тема не даётся в готовом виде, система вопросов продумана так, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали её  в процессе поиска. Так как тема урока  требует от учащихся развитие абстрактного мышления, я стремилась с помощью наглядности сформировать  эмоционально окрашенные образы, которые помогут ребёнку осмыслить отвлечённые понятия. Система вопросов  в уроке выстроена так, чтобы у учащихся развивались: анализ, синтез, обобщение, классификация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krugovorot_vody.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока окружающего мира: «Превращения и круговорот воды».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологическая карта изучения темы «Превращения воды. Круговорот воды в природе».

Тема

«Превращения воды. Круговорот воды в природе».

Цели

Образовательная  (соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей) познакомиться с круговоротом воды в природе, как важнейшем   явлении в природе, связав его с состояниями воды.

Воспитательная Воспитывать у детей чувства ответственности в ходе выполнения задания индивидуального и группового. Воспитывать бережное отношение детей к воде.

Развивающая (развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных УУД).  Развивать умение перерабатывать полученную информацию, систематизировать её и делать выводы. Развивать умение работать в группе, оценивать свою и чужую работу, слушать и понимать речь других, вступать в беседу, планировать свою работу. Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, творческие способности.

Планируемый результат

Предметные:

Знать три состояния воды.

Уметь рассказать о круговороте воды.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по плану  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Доска, компьютер, карточки, тетрадь, учебник. Оборудование для практической работы: вода, кипятильник, лед, стекло. Картон, клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс,

 авт. А.А. Плешаков

Организация пространства

(фронтальная работа, работа в группах)

Оборудование:

Вода, кипятильник, лед, стекло. Картон, клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока,  учебник Плешакова А.А. и рабочая тетрадь к нему на печатной основе. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс,

 авт. А.А. Плешаков.


Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

I. Самоопределение к деятельности (1 мин.)

Цели:

Формирование умения оценить свою готовность.

-Здравствуйте дорогие исследователи. Да, да, именно исследователями вы сегодня и будете.  

-Проверьте, все ли готовы к уроку?

- Посмотрите на свои парты, ничего не забыли?

- Закройте глаза и представьте, как вы хорошо можете работать. И скажите про себя «Я хочу много знать». Поднимите руку, кто хорошо себя чувствует и готов к работе.

- А теперь на своих карточках раскрасьте тучку карандашом такого цвета, с которым вы ассоциируете свое настроение.

РегулятивныеУУД (формирование умения планировать, контролировать свою деятельность.)

Личностные УУД (социальные компетенции, личностные качества)

II. Мотивация к учебной деятельности (2  мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тематические рамки.

- Вы ведь любите отгадывать загадки? Тогда это испытание для вас.

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан, я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

- Отгадка – вода, значит сегодня на уроке мы будем исследовать  воду. Узнаем о ней что-то новое.

- Ребята, а как мы должны относится к воде?

- Бережно, ведь пресной, чистой воды на земле меньше чем соленой.

- Верно, молодцы.

Коммуникативные УУД(излагать свое мнение, аргументировать его)

Личностные УУД (сформированность мотивации к обучению)

III. Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока, постановка цели ( 2 мин)

Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

- Вспомните загадку. Скажите, а почему автор говорит, что вода – это и туча, и туман, и ручей, и стекло?

- Автор так говорит про воду, потому что она бывает в разных состояниях. Вода, пар, лед. Это превращения воды.

- Это верно, молодцы. Исследуем превращения воды поподробнее?

- Да.

- Какова будет наша цель на уроке?

- Наша цель – узнать о превращениях воды в природе.

Регулятивные(принимать и сохранять цель)

IV. Решение учебной задачи. Изучение нового ( 10 мин)

Цель:

- Актуализировать знания детей о состояниях воды.

- Формировать умение классифицировать объекты.  

V.Решение учебной задачи, опыт. ( 10 мин)

Цель:

формирование умения обобщать, делать вывод.

Физминутка

-Как вы думаете, от чего зависит различное состояние воды?

- От температуры.

- При какой температуре вода превращается в лед? (выслушиваются версии обучающихся, заостряется внимание на правильном ответе)

- 0 градусов

- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии?

- Зимой на реке, лед в холодильнике, лужи осенью замерзают и покрываются льдом, на окнах появляются узоры зимой, град, снег, сосульки и др.

- Какие вы внимательные, молодцы. Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

-Когда кипит чайник. Туман.

(Подготовленный обучающийся рассказывает о тумане)

- Сможем ли мы увидеть прямо сейчас как испаряется вода? Проведем мокрой тряпкой по доске. И где же наша вода? Испарилась прямо у нас на глазах! Вот это чудеса…

Ребята, как настоящие исследователи, порассуждайте, что же такое водяной пар.

-   Вода испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.

   В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.

- Как расположены частицы воды в жидком, твердом и газообразном состоянии? (зарисуйте в таблице).

- В твердом состоянии частицы расположены очень близко, в жидком – подальше, а в газообразном – совсем далеко.

- А теперь вы предстанете в роли знатоков состояний воды, я буду загадывать загадки, а отгадки мы распределим в таблице.

-Молоко над рекою плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман)

-Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

-На дворе переполох,

С неба сыплется горох. (Град)

-Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лёд)

-Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

-Вечером родится,

Ночь живёт,

Утром умирает. (Роса)

-И не снег, и не лёд,

А серебром деревья убирает. (Иней)

Состояния воды

Состояния воды

Твердое

Жидкое

Газообразное

Расположение частиц

Примеры

Град, лед, снег, иней.

Дождь, роса.

Туман

- Дополните таблицу своими примерами, проверьте работы в парах.

- А теперь пришло время настоящих исследований. Готовы? Нагреваем воду до кипения, над ней подставляем стекло со льдом и мы видим на ней капли, которые падают вниз. Как это объяснить? (Выслушиваются предположения обучающихся, подводится итог.)

- Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду и в виде капель падает вниз.

- Это мы посмотрели опыт в классе, а скажите, как эти процессы происходят в жизни?

- Солнышко греет воду, она испаряется, поднимается в облака, потом идет дождь и вода снова попадает на землю.

- Это называется круговорот воды в природе.

- Проверим свои предположения, посмотрим фильм о круговороте воды (2 мин.).

- А теперь расскажите о круговороте по схеме в учебнике соседу по парте.(Обучающиеся объясняют схему круговорота воды в природе)

-Пришло время отдохнуть. Повторяйте движения.

Звучит песня «Дождя не боимся» из к/ф «Незнайка с нашего двора». Обучающиеся повторяют движения за учителем.

Коммуникативные (готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения)

Познавательные (анализ информации, систематизация, классификация; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях природных явлений)

Личностные УУД(готовность к саморазвитию)

Регулятивные УУД(работа с таблицей)

Познавательные УУД (связи и отношения между объектами и предметами;

Использование схемы)

Коммуникативные (готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения)

VI. Решение учебной задачи. Практическая работа

( 10 мин)

Цели:

-  организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группах;

- организовать творческую деятельность;

- умение действовать по плану.

- Ребята, я предлагаю вам поработать творчески. В каждой группе вам предстоит создать макет круговорота воды в природе. В помощь вам схема из учебника и образец работы, но оформлять вы можете так, как захотите.

Составим план нашей работы:

1.Подготовить рабочее место.

2. Поставить цель работы.

3.Рассмотреть схему.

4. Выбрать материалы для работы.

5. Распределить обязанности в группе.

6. Выполнить работу.

7. Подготовить презентацию работы.

 

Регулятивные (формирование умения планировать свою деятельность. Умение ставить цель.)

Познавательные УУД(создание моделей изучаемых объектов и процессов)

Коммуникативные(умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности).

VII. Обобщение усвоенного. Оценка. (5 мин)

Цель:

формирование умений обобщать знания, делать выводы, оценивать работу группы.

Дети презентуют работу. После чего оценивают себя. – Мы научились объяснять как происходит круговорот воды в природе, таким образом цель достигнута.

-В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает, и  снова в поход!  

- Изменяется ли количество воды на планете? (Нет, оно остается прежним)

- О каких трех состояниях воды вы узнали? (жидкое, твердое и газообразное)

- Что вам показалось наиболее интересным? (Превращения воды, опыт, изготовление макета).

Коммуникативные УУД(умение презентовать работу, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности)

Регулятивные (оценка своей деятельности)

VIII. Итог занятий. Рефлексия учебной деятельности (5   мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Вы довольны собой, мои юные исследователи?

-На капельке отразить свои ощущения от урока.(слова, эмоции, смайлик) «Посадить» капельку на облако. (у каждого ученика  бумажная «капелька»)

- Как вы себя чувствуете?  А теперь на своих карточках раскрасьте облачко таким карандашом, с которым вы ассоциируете свое настроение на конец урока. У кого цвет изменился? С чем это связано?

- Спасибо вам за прекрасную работу.

Регулятивные (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии)

Домашнее задание

- Дома вам предстоит сделать то, что вас заинтересует по теме «Состояния воды. Круговорот воды в природе». 1 вид задания – таблица.

Знал раньше

Узнал на уроке

Хочу узнать еще

 - Найти информацию о том, что будет в 3 колонке. Только помните, 3 колонка должна быть заполнена обязательно.

2 вид задания – сочинить сказку про путешествие капельки воды по свету.

Регулятивные УУД(поиск информации, работа с таблицей)

Коммуникативные УУД(составлять тексты в устной и письменной форме)

Личностные (взаимодействие с родителями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Превращения и круговорот воды в природе".

" При разработке уроков "Окружающего мира" учителю важно помнить, что он составляется с учётом принципов "от простого к сложному, от близкого к далёкому", с учётом условий и возможностей, сезонных изм...

Превращение и круговорот воды в природе.

А. Плешаков  учебник  и  рабочая  тетрадь." Школа  России."...

Конспект урока по окружающему миру в 3 - м классе на тему: "Превращения и круговорот воды в природе».

Конспект урока по окружающему миру  в 3  классе на  тему: "Превращения и круговорот воды в природе»....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Превращения и круговорот воды в природе"

Цели: Способствовать расширению кругозора учащихся, создать условия для ознакомления с тремя состояниями воды, с круговоротом воды в природе....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Превращения и круговорот воды в природе"

Конспект урока разработан для урока окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа России"...

Презентация "Превращения и круговорот воды в природе"

Презентация является мультимедийным сопровождением к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Превращения и круговорот воды в природе"...