Открытый урок по окружающему миру "Наш край"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Переверзева Наталья Гурбаналиевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

в 4 классе

Тема: «Наш край»

Учитель: Переверзева Н.Г.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата проведения урока: 01 .12.2017 года

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Учитель: Переверзева Наталья Гурбаналиевна

УМК « Школа России».  Авторы учебника: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова

Тема урока: « Наш край».

Цели урока: познакомить с географическим положением края, экономикой, с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира.

Формируемые УУД:

познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Методы и формы организации учебно-познавательной деятельности:

частично-поисковый;
фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Тип урока:  открытие новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, административная карта России;  карта Курской обл. презентация «Твой родной край».

Ход урока.

№ п/п

        Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество.

В добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

  • Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их.

Улыбаются друг другу и гостям.

        Коммуникативные умения:

 адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

II.

Актуализация знаний.

Цель этапа: воздействие на эмоциональную сферу детей, вспомнить материал, изученный ранее.

- Ребята, я думаю, что вы  много узнали о  природных зонах России и сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте.

- Давайте  проверим, так ли это.

1.  До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)

2.  С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь)

3.  Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)

4.  Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой  здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается  интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят  в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня)

5.  Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает.  Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. (Черноморское побережье Кавказа)

6.  В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона)

- Молодцы! Хорошо справились с заданием.

 

Учащиеся по карточкам работают в парах. Дают название природной зоне и указывают её на карте. (Оценивают  свою работу на лестнице успеха)

Личностные умения:

— проявлять интерес к многообразию природных зон России;

— проявлять бережное отношение к природе.

Познавательные умения: 

— раскрывать значение понятий  «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «сообщество», использовать их в активном словаре;

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение.

III.

Самоопределение к деятельности.

Определение темы урока, формулирование цели.

Цель этапа: изучение родного края

Учитель включает аудиозапись песни « Наш край».

  • Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? Почему наш урок начался так необычно?

-  Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!

(На доске записывается тема урока:  «Наш край».)

- Какая цель может быть поставлена в связи с темой?

- Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей)

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

-Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке.

-- На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие – на следующем уроке.

(Потому что говорить мы сегодня будем о родном крае)

Читают название раздела, высказывают предположения.

- Какой он наш край? Как живут и чем занимаются  люди? Что окружает нас?

Регулятивные умения:

 понимать учебную задачу  и стремиться ее выполнить;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

 адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

IV.

Учебно-познавательная деятельность

Цель – формирование у учащихся представлений о  родном крае

1.Работа со словарем.

2. Работа с картой

Край- слово многозначное. Посмотрим его лексическое значение в словаре Ожигова.

- Какие утверждения для нас подходят?

Давайте познакомимся с административной картой России (учебник с.144-145). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта?

Дети находят определения к слову край

( На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующих точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы)

Предметные умения:

— рассказывать о природе родного края и определять его местоположение на карте;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни;

— рассказывать об экологических проблемах;

— составлять цепи питания, характерные для нашего края;

V.

Физкультминутка

Цель:

-сохранить здоровье детей

А теперь закройте глаза и послушайте  аудиозапись.

VI.

Первичное закрепление.

Цель: уметь  работать с картой находить свой край.

1. Работа с картой.

- Найдите на карте территорию, где мы живем.

- Найдите и назовите по карте наших соседей.

Учитель кратко рассказывает об  истории Курской области. (Презентация)

Ученик с помощью учителя показывает на настенной карте, а остальные находят в учебнике.

Работают в парах.

Предметные: уметь находить на карте свой регион;

- характеризовать свой край по плану;

Метапредметные:работать в паре с картой, определять свой край, составлять рассказ по плану.

Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем.

VII.

Работа по новой теме.

Цель: уметь представить самостоятельно добытую информацию.

  • Узнаем об экономике Курской области.

- Узнаем, какие растения есть в нашем крае.

- А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире.

Краткое сообщение об экономике.

Дети рассказывают о растительном мире края.

Сообщение о животном мире.

Личностные: желание приобретать новые знания и умения;

Коммуникативные: правильно формулировать собственные мысли.

VIII.

Подведение итогов.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Домашнее задание.

- Какие карты вы знаете? С какой новой картой мы работали? Выполним задания в электронном учебнике.

-Достигли ли мы цель урока?

Проверочная работа.

Учащиеся работают в парах на компьютере.

Выводы.

Знакомятся с заданиями.

IX.

        Рефлексия.

Цель: выявить степень заинтересованности темой урока.

1. На уроке я работал _________________(активно/пассивно)

2. Своей работой на уроке я ______________ _______________(доволен/недоволен)

3. Урок для меня показался ___________(коротким/длинным)

4. За урок я __________(устал/не устал)

5. Мое настроение ____________(стало лучше/хуже)

6. Материал урока мне был __________( понятен/непонятен,

полезен/бесполезен, интересен/скучен)

7 .Д\з  мне кажется ____________(легким/трудным, интересным/неинтересным)

Выставление оценок.

Заполняют анкету-анализ.

Коммуникативные УУД:

Формировать ответы на вопросы

Личностные УУД:

Формирование ценностного отношения к полученным знаниям

Регулятивные: учиться делать самооценку своей деятельности на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."...

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."

Открытый урок по окружающему миру 4класс"Животноводство нашего края."...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы нашего края"

Урок по окружающему миру на тему "Водоёмы нашего края!" (САмарская область) По программе "Школа России"...

Сценарий открытого урока по окружающему миру на тему "Наш край"

Урок в 4 классе с использованием элементов музейной педагогики....

Сценарий открытого урока по окружающему миру на тему "Наш край"

Урок в 4 классе с использованием элементов музейной педагогики....

Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс

Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс...