ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему «Мир за стеклянным берегом» на основе системно –деятельностного метода обучения УМК «Перспектива»
проект по окружающему миру (1 класс) на тему

Ярулина Заиля Сабитовна
 

В проекте представлена технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему  «Мир за стеклянным берегом» по образовательной программе  А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» на основе принципов системно - деятельностного подхода  с учетом требований ФГОС НОО. Проект ориентирован на изучение темы «Мир за стеклянным берегом» в большом разделе «Человек и природа». Данная работа представляет интеграцию учебных предметов «Окружающий мир» и «Технология». Урок направлен на достижение следующих целей:

  • формирование знаний обучающихся об аквариуме как о сообществе рыб, водных растений и моллюсков, созданным руками человека по модели природы, о средствах ухаживания за рыбами, умения различать несколько видов аквариумных рыб, навыков работы в группе, поиска и анализа информации по заданной проблеме, освоения приёмов складывания и сгибания бумаги в технике оригами.

Планировалась групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы.

К уроку представлена презентация и технологическая карта.

Материалы ориентированы на учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива», но могут также быть полезным и интересным материалом для учителей, работающих по другим УМК.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol._karta_mir_za_steklyannym_beregom.docx123.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ “Ямашурминская СОШ Высокогорского муниципального района республики Татарстан”

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Мой лучший урок в рамках ФГОС»

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему «Мир за стеклянным берегом» на основе системно –деятельностного метода обучения

УМК «Перспектива»

Автор проекта: Ярулина Заиля Сабитовна, учитель первой квалификационной

категории МБОУ «Ямашурминская СОШ Высокогорского МР РТ»

2017

Аннотация

В проекте представлена технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему  «Мир за стеклянным берегом» по образовательной программе  А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» на основе принципов системно - деятельностного подхода  с учетом требований ФГОС НОО. Проект ориентирован на изучение темы «Мир за стеклянным берегом» в большом разделе «Человек и природа». Данная работа представляет интеграцию учебных предметов «Окружающий мир» и «Технология». Урок направлен на достижение следующих целей:

  • формирование знаний обучающихся об аквариуме как о сообществе рыб, водных растений и моллюсков, созданным руками человека по модели природы, о средствах ухаживания за рыбами, умения различать несколько видов аквариумных рыб, навыков работы в группе, поиска и анализа информации по заданной проблеме, освоения приёмов складывания и сгибания бумаги в технике оригами.

Планировалась групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы.

К уроку представлена презентация и технологическая карта.

Материалы ориентированы на учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива», но могут также быть полезным и интересным материалом для учителей, работающих по другим УМК.

Актуальность проекта

Современный ФГОС НОО предъявляет новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, так как нет готовых методических материалов, недостаточность аквариума в школах, разный уровень подготовленности детей. Учитывая эти проблемы, я решила разработать экологический урок-проект.

Актуальность этого проекта можно выразить лишь одной фразой: «Любовь к природе, впрочем, как всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается с детства».

Одна из самых актуальных на сегодняшний день проблема – экологическое образование. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с раннего возраста закладывается позитивное отношение к природе.

Основная часть

Цель проекта: разработка и реализация технологической карты урока окружающего мира в 1 классе на тему  «Мир за стеклянным берегом» на основе принципов системно - деятельностного подхода, направленного на формирование знаний обучающихся  об аквариуме как о сообществе рыб, водных растений и моллюсков, созданным руками человека по модели природы,  о средствах ухаживания за рыбами, умения различать несколько видов аквариумных рыб, навыков работы в группе, поиска и анализа информации по заданной проблеме, освоения приёмов складывания и сгибания бумаги в технике оригами.

Задачи проекта:

  1. Изучить требования ФГОС НОО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения, а также актуальные методические рекомендации по разработке технологических карт уроков для реализации системно-деятельностного подхода.
  2. Разработать структуру и определить содержание технологической карты урока окружающего мира в 1 классе на тему «Мир за стеклянным берегом» на основе УМК «Перспектива».

3. Разработать дидактические материалы (презентацию, раздаточный материал) к уроку для оценки УУД обучающихся.

4. Провести урок окружающего мира в 1 классе на тему  «Мир за стеклянным берегом» с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для формирования знаний обучающихся об аквариуме как о сообществе рыб, водных растений и моллюсков, созданным руками человека по модели природы,  о средствах ухаживания за рыбами, умения различать несколько видов аквариумных рыб, навыков работы в группе, поиска и анализа информации по заданной проблеме для достижения предметных и метапредметных результатов обучения.

Планируемые результаты.

Предметные:

 - иметь представление об аквариуме как о сообществе рыб, водных растений и моллюсков, созданным руками человека по модели природы;

- распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыб, водных растений и пресноводных моллюсков;

- знать средства ухода за аквариумом.

Метапредметные:

познавательные:

- рассуждать о целях создания аквариумов;

- выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума;

- рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом;

- соотносить изображения аквариумных рыбок и их названия;

- объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы; 

- освоить приёмы складывания и сгибания бумаги в технике оригами.

коммуникативные:

 – слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные:

 – открыть тему урока с помощью учителя, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность. 

личностные: развивать навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, осознавать важность бережного отношения к природе.

Место и роль темы в курсе.

На изучение окружающего мира в 1 классе отводится 66 часов в год.

Тема «Мир за стеклянным берегом» входит в раздел «Человек и природа» (13 ч.) и является 8 уроком в данном разделе.

Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:

 На изучение данной темы отводится 1 час.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: интегрированный урок (окружающий мир + технология)

Ресурсы:

- книгопечатная продукция - учебник «Окружающий мир» 1 класс под редакцией А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой, рабочая тетрадь к учебнику;

- ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Перспектива»)  в 1 классе по теме «Мир за стеклянным берегом».

Тема: Мир за стеклянным берегом

Тип: изучение нового материала

Задачи:

- мотивировать учащихся к изучению курса «Окружающий мир» в 1-м классе;

- расширять знания учащихся о водных обитателях;

- научить различать некоторые виды рыб, живущих в аквариумах.

Планируемые результаты

Предметные:

- иметь представление об аквариуме как о сообществе рыб, водных растений и моллюсков, созданным руками человека по модели природы;

- распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений и пресноводных моллюсков;

- называть средства ухода за аквариумом.

Метапредметные:

- рассуждать о целях создания аквариумов;

- выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума;

- рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом;

- различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток;

- соотносить изображения аквариумных рыбок и их названия;

- объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы;

Личностные:

- осознавать важность бережного отношения к природе.

Ресурсы урока: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир»; рабочая тетрадь А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир»; презентация к уроку.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организационный момент.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

Наши ушки - на макушке

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

II.

Актуализация знаний.

Цель: актуализировать имеющиеся знания.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Какие группы растений вы знаете?

Приведите примеры деревьев, чем они отличаются от других растений?

Приведите примеры кустарников. Как вы догадались, что это именно кустарники?

Назовите травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников?

«Растения».

Деревья, кустарники, травы.

Клён, берёза, осина, ель, сосна, ясень – имеют довольно большой крепкий ствол и лиственную крону. Сирень, шиповник, акация – имеют несколько довольно тонких стволов, в отличие от деревьев у них нет главного ствола.

Подорожник, лютик, одуванчик, вьюнок. Травы имеют стебли и листья, увядающие осенью. У них нет постоянного древесного ствола над землёй.

III.

Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задачи урока.

Цель: постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения, мотивировать учащихся на изучение темы .

Организует фиксирования учащимися индивидуального затруднения. Загадывает загадки.

Загадка 1.

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.

Водные животные, тело которых покрыто чешуей.

-Давайте попробуем раскрыть тему нашего урока.

-Тема нашего урока «Мир за стеклянным берегом» Слайд 1

-Какие вопросы  поставим перед собой на  урок?

- Сегодня мы узнаем, как все они уживаются в одном мире за стеклянным берегом.

-Мы отправимся не в море, а в особый мир за стеклянным берегом, который называется … (АКВАРИУМ). Изображение аквариума. Слайд 2.

Слушают учителя. Отгадывают загадки.

Аквариум.

Рыбы.

 Аквариум и рыбы

-Зачем аквариум?

- Кто живёт?

- Чем питаются?

- Как ухаживать?

IV.

Физкультминутка

Рыбки плавают, ныряют,

В тихий солнечный денёк.

То согнутся , разогнутся ,

То зароются в песок.

V.

VI.

VII

Открытие нового знания.

Цель: сформировать понятие об аквариуме и многообразии его обитателей, познакомить со средствами ухода за аквариумом.

Первичное закрепление темы урока.

Цель- организовать закрепление темы, учить работать самостоятельно .

Творческий проект.

Цель : учить работать в группах, выполнять творческое задание.

Обратимся к учебнику на странице 38.

Что же такое аквариум? Как вы считаете?

А знаете, откуда к нам пришло слово «аквариум»? «Аква» – в переводе с латинского языка  вода.

Что вы видите на фотографиях в учебнике? Подумайте, почему ученые называют аквариум «целым миром»? Подсказываю, откуда человек узнал кого надо поселить в аквариум?

Действительно, аквариум – это водоём в миниатюре. В нём человек старается создать для рыбок такие же условия, как в природном водоёме – реке или озере. Но аквариумные рыбки – это не те рыбы, которые водятся в наших реках и озёрах.

Как вы считаете, откуда к нам привезли аквариумных рыб? Верно. Их родина – жаркие страны. А ещё, некоторые маленькие рыбки были специально выведены людьми для содержания их в аквариуме. Большая часть этих рыб не едят водные растения, а питаются кормом, который продают где?

Водные растения нужны для другой цели. Чем дышат рыбы?

Под воздействием солнечного света растения выделяют в воду кислород, которым дышат наши рыбки. А если в аквариуме не будет растений, что произойдёт с бедными рыбками?

Ребята, кто знает, как называется специальный орган дыхания у рыб?

А где находятся у рыб жабры, замечали?

Согласна с вами. Когда эти пластинки двигаются – рыбы дышат.

А кого ещё вы заметили в аквариуме?

В аквариум часто поселяют улиток. Они не только интересны и красивы сами по себе. Как вам кажется, что делает улитка, когда ползает по стенкам аквариума?

Какой сделаем вывод? Кто обитает в аквариуме?

Ребята, обратимся к рабочей тетради на странице 28, выполним задание № 2. Можете вы наклеить рыбок в нужный аквариум?

Давайте с ними познакомимся.

Покажите рыбку, которая называется Гурами (Сомик, Меченосец).Слайд 3,4,5

С помощью учебника (с. 39) наклейте этих рыбок в свой аквариум. Внимательно читайте названия рыб.Слайд 6.

Дети, кто-нибудь нашёл золотую рыбку на страницах нашего учебника. Приглядитесь получше.

Одной из разновидностей золотой рыбки является – вуалехвост. Слайд 7. Изображена на фотографии аквариума слева.

Какая рыбка изображена на второй фотографии аквариума?

Ребята, как вы считаете, с какой целью люди создают аквариумы?

Наверное, невозможно наслаждаться уголком живой природы, если не следить, не ухаживать за аквариумом. Как вам кажется?

Какие же средства нужны для ухода за аквариумом, чтобы его обитатели радовали нас?

Обратимся к учебнику на с. 38.

- Компрессор нужен для нагнетания воздуха в аквариум.

- Сачок необходим для того, чтобы извлекать обитателей аквариума во время его очистки.

- Скребком чистят стёкла.

- Термометр необходим, чтобы следить за температурой воды в аквариуме. Рыбкам должно быть комфортно: не жарко и не холодно.

Сейчас, когда мы познакомились с обитателями аквариума, я прошу вас выполнить такое задание: нарисуйте водные растения и улиток в рабочей тетради . Слайд 8 .

-Давайте, ребята, попробуем сделать мини проект – аквариум.

 Сейчас мы будем работать в группах. Какие правила надо соблюдать при такой работе?
Давайте, создадим аквариум при помощи поделок рыбок, выполненных в технике «Оригами» . Слайд 9-14.

Работают с рисунком учебника.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.

Аквариум – целый мир с рыбами, водными растениями, улитками.

Человек наблюдал за водоёмами, и создал маленький водоём  – подводный мир, у себя дома.

Из жарких стран.

В зоомагазине.

Кислородом.

Они начнут задыхаться.

Жабры.

Жабры находятся по бокам головы, под пластинками.

Улитку.

Очищает аквариум.

Таким образом, в аквариуме обитают не только рыбы, но и водные растения, улитки. Вместе они приносят пользу друг другу.

Нет, мы их не знаем.

Гурами, Сомик, Меченосец.

Самостоятельная работа.

Высказывают своё мнение, делают выводы.

Меченосец .

Выполняют задание в рабочей тетради.

Чтобы любоваться природой у себя дома. Для изучения рыб, животных, водных растений.

Мнения детей.

Термометр, сачок, компрессор, фильтр и скребок.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы, работают с учебником.

Выполняют задания в рабочих тетрадях.

Дети объясняют, какие правила надо соблюдать.

Делают рыбки по технологии оригами.

VIII.

Физкультминутка для глаз «Рыбки».

IX.

Рефлексия учебной деятельности.

Самооценка.Цель: проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности, формировать действие самооценки учащихся.

Посмотрите на изображение аквариума. Слайд 15

Что из неживой природы есть в аквариуме?

Нужно ли, для того чтобы обитатели аквариума чувствовали себя хорошо, солнце?  

Назовите объекты живой природы в аквариуме?

Могут ли рыбки, водные растения и улитки обойтись без тепла, света, воды?

Какой делаем вывод?

На доске прикреплены цветы красного, синего и жёлтого цветов. Детям раздаются бабочки из бумаги. Каждый ученик посадит бабочку на выбранный цветок:

Все понятно. Я молодец! – красный цветок.

Я старался, но надо доработать.   – синий цветок.

Повторю материал ещё раз.  – жёлтый цветок.

Вода, камни.

Да, нужно. Растения на солнце выделяют кислород, а рыбки могут дышать.

Рыбы, улитки, водные растения.

Нет.

Неживая и живая природа не могут жить друг без друга. Они тесно связаны.


Заключение

Данная работа – проектирование урока - построена с учетом методических рекомендаций и требований ФГОС НОО.  Определены содержание и структура урока в соответствии с УМК «Перспектива» по учебнику «Окружающий мир» 1 класс под редакцией А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой. Разработана технологическая карта для проведения урока. Данный проект урока могут использовать в работе учителя начальных классов как на уроке, так во внеурочной деятельности.


Литература

  1. М. Бейли, П. Бергесс, «Золотая книга аквариумиста», Москва, «Аквариум», 2002
  2. Вассер С. П. Водоросли. Справочник. — Киев: Наук. думка, 1989
  3. Вилли К. Биология: пер. с англ. — М.: Мир, 1964
  4. Золотницкий Н. Ф. Аквариум любителя. — М.: ТЕРРА, 1993
  5. Кочетов А. М. Экзотические рыбы. — М. Лесная промышленность, 1989
  6. Махлин М. Д. По аллеям гидросада. — Ленинград: Гидрометеоиздат, 1984
  7. Г. Й. Майланд «Аквариум и его обитатели», БММ АО, Москва 1998
  8. Полканов Ф. М. Подводный мир в комнате: Научно-популярная лит-ра. — М.:Дет. Лит., 1981
  9. Цирлинг М. Б. Аквариум и водные растения. — СПб.: Гидрометеоиздат, 1991, 256

Приложение 1.

Технологическая карта изготовления модели рыбки

1

Возьмите цветной квадрат, сложите по диагоналям, затем сложите квадрат пополам.

2

Сложите двойной треугольник.

3

Загните левый угол верхнего слоя.

4

Также внахлест загните правый угол верхнего слоя.

5

Переверните и дорисуйте рыбку.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме Стебли, корни

урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему : "Когда наступит лето?" Плешаков

Целью урока по  окружающему  миру "Когда наступит лето?", проведенный в 1классе является определение  характерных признаков смены времен года, соотношение временных промежутков; воспиты...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс по теме: "Солнечная система".

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Солнечная система" 2 класс....

Проект "Разработка технологической карты урока математики во 2 классе на тему «Конкретный смысл действия умножения» на основе принципов системно -деятельностного подхода"

Данная тема урока математики имеет большое значение в содержании образования, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие. ...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А.

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме "В царстве грибов" к учебнику Плешакова А. А....

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс на тему: «Трудный путь становления медицины»

Тема урока: «Трудный путь становления медицины».Класс, УМК: 4 «А», «Система Л.В.Занкова».Цель урока: создание условий для формирования представления о пути становле...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему «Дикорастущие и культурные растения»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятий «дикорастущие растения», «культурные растения»; знакомство с различными видами дикорастущих и культурных растений.Пла...