Конспект урока "Жизнь диких животных зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Сметанина Юлия Александровна

Материал поможет провести урок по этой теме в форме исследования, коллективно  формулируя вывод о жизни диких животных зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhizn_dikih_zhivotnyh_zimoy.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Жизнь диких животных зимой»

Цель урока:

формировать  знания об  особенности жизни диких животных в зимнее время.

Задачи урока:

образовательные:  дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса); установить связь жизни этих животных с состоянием неживой природы и растений зимой;

воспитательные: прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру, воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, активность, любознательность;

развивающие: развивать речь, мышление, память, воображение детей.

Планируемые результаты:

Предметные: знают признаки млекопитающих; знают особенности жизни зверей в зимнее время.

Метапредметные: умеют планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.

Личностные: понимают, что к животным нужно относиться бережно.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: презентация  к уроку.

                                                                       Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание проверяется с помощью игры «Крестики – нолики». Учащиеся на листочках отвечают на вопросы, ставя «+», если ответ положительный, «0»-ответ отрицательный.

Вопросы.

1.Прячутся ли насекомые к зиме?(+)

2.Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края ? (0)

3.Зимующими называют те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это?(+)

4.Ласточка,соловей,скворец-зимующие птицы?(0)

5.Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы?(+)

6.Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

7.Нужно ли птиц подкармливать зимой?(+)

8.Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода?(0)

III. Работа над новым материалом.

 -Пришла холодная и голодная зима. Она повлияла не только на жизнь насекомых и птиц, но и на жизнь животных и рыб. Сегодня у нас пойдет речь о животных, живущих в лесу. Как называются животные, живущие в лесу и добывающие сами себе корм?(Дикие)

-Все животные еще осенью начали готовиться к зиме. Какие изменения произошли с шерстью у вех животных? (Она стала длиннее, появился подшерсток)

- Как называется  процесс  смены одной шерсти  на другую у животных? (Линька)

-Отгадайте, о каком животном говорится в загадке: (Слайд 2 )

    С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

-Кто это? (Белка — слайд 3)

-Какие изменения произошли с белкой к зиме по сравнению с осенью и летом? (Изменился цвет шерстки)

-Каким цветом белка была летом? (Летом белка рыжая, зимой станет серебристо-серая)

-Как вы думаете,  почему меняется ее цвет ? (Благодаря рыжему цвету  она летом менее заметна на фоне красноватых стволов сосен, а зимой  среди потемневшего снега она мало заметна в серой шубке)

      К зиме белка утеплила свое гнездо, которое ей служит надежной защитой  во время сильных морозов  и непогоды. Гнездо свое белка строит в развилках веток  или дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезде прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Это шар из веток  высоко  на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

-Как называется дом белки? (Гайно)

-Какую форму он имеет? (Форма шара)

-Делает ли белка на зиму запасы пищи?  (Да)

     К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по ветке орешника и сморит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас выбирает самые лучшие плоды.                                                                                                                                                    Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок - пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка сушит за лето.

- Давайте подведем итоги. (Слайд 4)

-О ком пойдет речь дальше? Отгадайте загадку: (Слайд 5)

    Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.  (О зайце — слайд 6)

-Чем он питается?

-Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм? (Ему этого не нужно, он находит корм зимой)

-Сравните зайца зимой и летом. Что изменилось? (Заяц из серого превратился в белого)

-Почему это произошло? (На снегу белого зайца не заметно)

-В наших лесах живут два вида зайцев: заяц-русак и заяц-беляк.

Заяц-русак живет на полях, просеках; заяц-беляк в лесу, предпочитая густые заросли кустарников.

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает по рыхлому снегу он на своих опушенных лапах легко, как на лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне  с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывает. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в  кустах. Ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

-Почему рядом с ямой, где прячется заяц, нет следов? (Он запрыгивает со скока)

-Заяц мастер путать следы: то несколько раз проскочит по своим следам ,то прыгнет в другую сторону, не оставив следов. Для чего заяц это делает? (Чтобы хищники не нашли место, где он спит.)

- Давайте подведем итоги. (Слайд 7)

-О каком животном пойдет речь? Отгадайте загадку:   (Слайд 8)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …  (лиса — слайд 9)

- Ребята, изменяется окрас  шерсти у лисы? (Нет)

 Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами и ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапами снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Лисы бывают разные, есть черно - бурые, а на севере живет белая лиса - песец.

- Делает ли лиса на зиму запасы?  (Нет)

-Зачем лиса нюхает снег? (Под снегом живут мыши, которыми лиса питается)

- Давайте подведем итоги. (Слайд 10)

-О ком пойдет речь?  Отгадайте загадку:  (Слайд 11)

Кто зимою спит в берлоге,
Набираясь к лету сил?
Это бурый и мохнатый
Косолапый …  (медведь — слайд 12)

-Как готовится медведь к зиме? (Нагуливает жир, строит берлогу)

-Как проводит он зиму? (Спит в берлоге)

-Какое лакомство самое любимое у медведя?  (Мед)

-За это его и прозвали медведем - «мед и ведать».

    Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет в бок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдется.

    Берлогу-яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой сухим папоротником еще до первого снега. Ложится медведь головой к  лазу, прикрывает морду лапой  и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира.

- Почему у берлоги медведя не бывает следов? (Медведь устраивает себе берлогу до наступления зимы. Зиму он проводит в сонном состоянии, не покидая берлоги. )

-Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. Так ли это?

    На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.

     Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасным. Его называют медведь-шатун.

- Давайте подведем итоги. (Слайд 13)

IV.  Обобщение.

-Нужно ли помогать животным зимой?  (Обязательно.)

-  Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя.

 Для лосей подрубают молодые осины , сохатые  любят также ветки рябины, сосны.

Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди.

Животные любят соль. Солью подкармливают лосей, оленей, зайцев..

Подкармливают зимой бобров. Ведь при недостатке припасов бобры  должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.

-Нужны ли, ребята, лесу хищники?  (Да.)

-Почему? Можно ли сказать, что человек и природа –это единое целое?

V. Самооценка. Рефлексия

- У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их)

- Кто для себя сделал открытие? (Синий)

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)

- Кому на уроке было интересно?  (Зелёный)

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)

VI. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Жизнь диких животных зимой. Решение задач."

Цель урока: показать особенности жизни диких животных в зимнее время. Задачи:образовательные:дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса); показать связь жизни этих ж...

Урок познания мира для 1 класса на тему: Жизнь диких животных зимой

Цель урока: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.Задачи: познакомить ребят...

Жизнь диких животных зимой

Презентация "Жизнь диких животных зимой"...

Конспект урока по развитию речи "Дикие животные зимой"

1 классРазвитие речиТема: Дикие животные зимойЦели:- Систематизировать знания детей о жизни диких животных;           уточнить грамматическое понятие ...

Интегрированный урок по предметам: Живой мир, Ритмика . Тема" Зима. Жизнь диких животных зимой"

Данный урок проходит в рамках учебного курса "Живой мир" 3 класс под редакцией Натальи Борисовны Матвеевой. Урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками.Цель урока: Уточнить и...

Зима.Дикие животные зимой.

Занятие в ГПД по теме :"Зима. Дикие животные зимой"(1 класс)...

Конспект логопедического занятия на тему: "Дикие животные зимой"

Фронтальное занятиеСтаршая группа.1. Дикие животные зимой.2. Цель: развитие лексико-грамматических представлений по лексической теме «Зима. Дикие животные зимой».3. Задачи:Коррекционно-обу...