Урок по окружающему миру 4 класс "Страна городов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Меленки

КОНСПЕКТ  УРОКА  ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 КЛАСС

ТЕМА  УРОКА:

« Страна городов »

Провела учитель начальных классов

Мальцева Н.В.

г. Меленки

2018 г.

КОНСПЕКТ  УРОКА  ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ

Класс: 4

УМК " Школа России"

Предмет: окружающий мир

Учебник: «Окружающий мир» 4 класс, А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова , М. «Просвещение», 2014г.

Тема урока: Страна городов

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (урок изучения нового )

Цель урока: Создание условий для формирования представлений о древних городах IX – XI вв.:  Киеве, Новгороде и Владимире

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. воспитывать чувства гордости  за свою Родину;
  2. формировать уважительное отношение к иному мнению;
  3. развивать мотивы учебной деятельности и формировать целостный смысл обучения;
  4. развивать самостоятельность  и личную ответственность за принятые решения;
  5. развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  6. формировать  адекватную самооценку.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательных УУД

  • развивать интерес к восприятию новой информации и умение работать с информацией;
  • добывать новые знания, опираясь на имеющиеся знания;
  • формировать умения сравнивать, обобщать и делать выводы.

Регулятивных  УУД

  • формировать умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • развивать способность планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
  • контролировать, оценивать процесс результат своей деятельности.

Коммуникативных  УУД

  • формировать умение слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
  • формировать умение работать в статичных парах, в малых группах.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Формировать представления учащихся в древних городах: Киеве, Новгороде, Владимире;
  2. Развивать речь, мышление, воображение учащихся;
  3. Развивать умения использовать различные способы поиска информации для решения поставленной цели;
  4. Формировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны

Методы работы: частично - поисковый, практический, наглядный, моделирования, проблемный, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Педагогические технологии:

- системно-деятельностный подход

- проблемное обучение

Оборудование:

Для учителя: «Окружающий мир» 4 класс, А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова , М. «Просвещение», 2014г.; проектор, демонстрационный  экран, компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями для групп

Для учеников:  рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс, А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова , М. «Просвещение», 2017г.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок пройдет вместе с гостями- педагогами различных школ города и района. Поприветствуем их.

Учитель:  Вот книжки на столе, а вот тетрадки

                   И хочется играть сегодня в прятки

                   И не досуг дуть на корабль бумажный –

                   Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

  1. Мотивация или создание проблемной ситуации

Учитель: Ребята, передо мной лежит рюкзак. Давайте заглянем во внутрь.

 (Ученик вынимает из рюкзака предметы: компас, шапка, сапоги, куртка, дневник путешественника, карты, спички)

Учитель: Как вы думаете, для какой цели все эти вещи собраны вместе?

Ответ детей: Для путешествия

Учитель: А почему вы так решили?

Учитель: Как вы думаете, чем же мы будем сегодня собираться на уроке?

 

Ответы детей:

Учитель: Но прежде чем отправиться в путешествие,  давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? Отгадайте кроссворд (Проверка домашнего задания)

Дети работают в группе.

Учитель: Какое ключевое слово у вас получилось?    Слайд №1

Учитель: Кто из вас, ребята, знает, что обозначает слово «Гардарика»?

Ответы детей:

Слайд №2    Значение слова «Гардарика»

Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие по главным городам Древней Руси

Слайд №3

Учитель: О чем бы вы хотели сегодня узнать?

Ответы детей:

Учитель: Какие города Древней Руси вы знаете?

Ответы детей:

Учитель: Сегодня на уроке речь пойдет о городах Древней Руси: Киеве, Новгороде и Владимире.

Учитель: Цель нашего с вами урока?

Ответы детей:

Слайд 4

Учитель: Мы отправляемся с вами в путешествие по древним городам: Киев, Новгород, Владимир. Какие перед нами будут стоять задачи?

Ответы детей:

Слайд 5

  1. Организация информации .  Словарно-лексическая работа

Учитель: Давайте вспомним, что вы знаете о значении данных слов

  • Купец  (ответы детей)                       Слайд 6

  • Кремль  (ответы детей)                     Слайд 7

  • Ладья  (ответы детей)                        Слайд 8

  • Собор (ответы детей)                        Слайд 9

  • Вече  (ответы детей)                          Слайд 10

  • Посадники  (ответы детей)              Слайд 11

  • Писало  (ответы детей)                    Слайд 12

  • Ров  (ответы детей)                           Слайд 13

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 14)

  1. Исследование (поиск решения проблем)

Учитель: Ребята, сейчас начнем исследование древних городов. Отправимся в путешествие. Капитаны команд выходят к доске и вытягивают билет с названием города, в который они отправятся в путешествие.

 1 группа   Киев  - энциклопедия

 2 группа   Владимир – интернет

 3 группа   Новгород – учебник

Для работы мы разделились на малые группы. Каждая группа получает свое задание для исследования. По завершению работы вы должны будете представить свои результаты. На столах у вас оценочные листы. Командиры команд оценивают вашу работу на уроке. Но сначала вспомним правила работы в группах. (Слайд 15)

 На экране появляются правила, их зачитывает ученик: Как работать в группе:

  • Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил;
  • Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая;
  • Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться;
  • Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия;
  • Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

Учитель: У каждой группы есть карта исследования. Работайте с этой картой в течении 10 минут. Затем обменяемся полученной информацией. (приложение №1)

  1. Обмен информацией. Изложение результатов исследования.

Учитель. Исследовательская работа закончена. Командиры, представьте результаты исследования.

(В своих выступлениях учащиеся используют карты древних городов. Отметка….).

Рассказ учителя: А знаете ли Вы что такое археология?        Удивительная жизнь древнего города Новгорода открылась благодаря находкам археологов. Например, стало известно, что ходили новгородцы по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из древних улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с Х по ХV вв. – 500 лет.

        Выдающимся открытием археологов стали берестяные грамоты. Древние новгородцы писали на бересте  - березовой коре. Буквы выцарапывали специальными заостренными палочками  - писалами. Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья. На бересте вели деловые расчеты. После прочтения ненужные грамоты выбрасывали. (Слайд 16, 17)

        Через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них – маленький новгородец Онфим – учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и, отвлекаясь от занятий, делал на бересте смешные рисунки. (Слайд 18)

  1. Организация информации (обобщение)

Учитель: Давайте обобщим, что же вы узнали о древних городах, выполнив задание в рабочей тетради стр. 18 задание 3. Верны ли эти утверждения?

Самостоятельная проверка. Правильно все 6 – оценка «5»

                                                                          5 – оценка «4»

                                                                          4 – оценка «3»

                                                               менее 3 – оценка «2»    Слайд 19

  1. Связывание информации (открытие и формирование нового знания: принципа, идеи, обобщение). Выводы

Учитель:  Наше путешествие подошло к концу. Сегодня вы узнали много нового  и интересного об историческом прошлом нашей страны. А сейчас я вам задам 4 «Почему?»

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

 Учитель: Мне очень понравилось общение с вами. Я хочу поблагодарить вас ребята за работу на уроке. Давайте в заключение построим свой город с красивыми домиками, которые лежат у вас на столах. Каждый из вас, если вам понравился урок прикрепляет на доску  - оранжевый домик, если вам было скучновато – желтый, а если вам совсем не понравилось наше путешествие – сиреневый. ( Слайд 20)

Учитель: Какой замечательный город у нас получился! Ребята, вы молодцы! Работали слаженно, дружно, полностью соответствовали девизу: «Дружба любому поможет в беде, с преданным другом не страшно нигде!»

  1. Домашнее задание

 Учитель: Выберите задание: 1) учебник  с.46-53;  2) От имени новгородца расскажите о своем городе иноземному купцу ; 3) нарисуйте достопримечательности г.Владимира.

Кто Русью рожденный, в Россию влюбленный,

Тот отдал ей сердце и душу свою,

Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,

О ней, о России, я песню пою.

Про белые рощи и ливни косые,

Про желтые нивы и радость весны.

Любите Россию, любите Россию!

И будьте России навеки верны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "Достопримечательности городов России"

Открытый урок по окружающему миру. 2 класс. Тема "Достопримечательности городов России" по программе Начальная школа XXI века"...

конспект урока по окружающему миру "Страна городов"

Конспект урока по окружающему миру "Страна городов " 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру "Страна городов", 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Самоанализ урока по окружающему миру "Страна городов"

Самоанализ составлен с требованиями ФГОС....

Конспект урока по окружающему миру «Проект «Города России»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о городах России.Планируемые результаты:Предметные:Знать:крупные города России;особенности городов России;Уметь:самостоятельно выделять нужную информацию...

Конспект урока по окружающему миру Проект "Города России" " (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о городах России;Планируемые результатыПредметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:принимать и...

Конспект урока по окружающему миру Проект. "Города России"

Создать условия для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу по знакомству с городами России в совместной учебно-познавательной деятельности.Планируеме результаты:...