Технологическая карта по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Филиппова Ольга Васильевна

Технологическая карта по окружающему миру на тему "Кладовые Земли" во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Заглянем в кладовые Земли»»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: формировать представление о горных породах;

Задачи: познакомить учащихся с горными породами и минералами;

- учить различать составные части гранита;

-создать условия для формирования навыка исследовательского поведения;

-работать в паре, умения слышать и слушать собеседника.

УУД:

Предметные результаты:

  • иметь представление о камнях, как части неживой природы;
  • познакомиться с горными породами и минералами;
  • различать и узнавать горные породы и минералы;
  • научиться различать составные части гранита;
  • узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Метапредметные результаты:

  • определять названия красивых камней с помощью атласа-определителя (А.Плешаков) и учебника;
  • рассказывать о значении камней в нашем доме и изделий из них;
  • соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены;
  • высказывать своё отношения к изделиям из камня;
  • предлагать собственные варианты подобных изделий и рисовать их эскизы.

Личностные результаты:

  • осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме;
  • делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия образцов камней;
  • обсудить поучительную историю одной коллекции камней.

Оборудование:

Презентация «Кладовые Земли», атласы-определители «От земли до неба», лупы, коллекция камней (гранит), цветные карандаши, учебники, рабочие тетради на печатной основе.

      Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок, встали ровненько, красиво, я хочу видеть, что вы готовы к уроку. Садитесь.

Садятся

  1. Актуализация знаний.

  1. Закрепление (Практическая работа)

- Кто скажет, о чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира?

- А теперь с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю. Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли. (слайд №1)

        - Откройте учебники на стр. 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего сегодняшнего урока.

  1. Начальные представления о горных породах.

- Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы.

- С некоторыми из горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день. Отгадайте, с какими: (слайд №2)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (МЕЛ)

                                      Он очень нужен детворе,

                                                 Он на дорожках во дворе,

                                                 Он и на стройке, и на пляже,

                                                 Он и в стекле расплавлен даже.   (ПЕСОК)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (ГЛИНА)

                                                 Он очень прочен и упруг,

                                                 Строителям – надёжный друг.

                                                 Дома, ступени, постаменты

                                                 Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)

 

- Дайте общее название всем этим предметам.

Читаем хором.

- Что такое полезные ископаемые?  

(слайд №3)

Вся поверхность земли состоит из горных

пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы

пишите на доске, уголь – всё это горные породы.

Из горных пород, называемых рудами, добывают

различные металлы.

        Все горные породы, полезные для человека,

так и называются – полезные ископаемые. Почему

ископаемые? Потому что многие из них находятся

под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо

извлечь («ископать» говорили в старину) из-под

земли.

- А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе?     (слайд №4)

- С помощью чего мы определяли их названия?

- Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ.

2. Знакомство с минералами.

- Отгадайте, о каком из знакомых вам камней идет речь.

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

Что вы можете сказать об этом камне?

(слайд №5)

- Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.

- Найдите цветные зёрна.  

- Найдите полупрозрачные зёрна.

- Найдите чёрные блестящие зёрна.

  (слайд №6)

- Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.

- Давайте откроем рабочие тетради на с. 32 и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?

- Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.

- Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?

- Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: 

 - Чем отличаются горные породы от минералов?  (слайд №7)

 - Где используют богатство земных кладовых?  (слайд 8)

- Давайте послушаем одну историю о коллекции камней, которую рассказал выдающий ученый, академик Александр Евгеньевич Ферсман (с.46-47 учебник)

Обсуждение:

- Сколько лет было автору, когда он стал собирать камни?

 - Кем стал автор этого рассказа?

- Какой камень ему попадался чаще всего?

- А кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых?

О созвездиях и знаках зодиака

(Узнаем, что такое горные породы и минералы. Научимся различать составные части гранита. Обсудим поучительную историю одной коллекции камней)

Мел

Песок

Глина

Гранит

Полезные ископаемые

Ответы детей

Известняк, гранит, кремень

С помощью атласа определителя

Гранит

Он очень прочен, поэтому его используют в строительстве.

Это минерал полевой шпат.

Это минерал кварц.

Это минерал слюда.

Ответы детей

Ответы детей

я научился различать составные части гранита

Шесть лет

Ответы детей

Хрусталь

Геологи.

  1. Итог урока

- Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?

- Что нового и интересного узнали?

- А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?

- Из чего состоит гранит?

- Чем отличаются горные породы от минералов?

- Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.

  1. Рефлексия

- Кто доволен своей работой на уроке?

  1. Домашнее задание.

- с. 44-47 учебника прочитать, задание №3 с. 33 в рабочей тетради. Вам придется поработать дома с атласами – определителями и приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру "В мире звука"

Конспект урока и презентация по окружающему миру 2 класс по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Россия на карте", 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (Окружающий Мир) Тема: Россия на карте Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «географическая карта»; с условными знаками на карте  Планируемые ре...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...