Конспект урока окружающего мира по теме "Что создавалось трудом ремесленника. Маленькие мастера".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Петеева Алла Александровна

Технологическая карта урока окружающего мира. 3 класс.

Тема: Что создавалось трудом ремесленника. Маленькие мастера. (второй урок по теме).

Тип: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями, интегрированный (окружающий мир, занятие внеурочной деятельности по программе «Творческая мастерская: тряпичная кукла»).

Информационный материал: учебник  Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», часть 2; рабочая тетрадь № 2.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО  Петеева Алла Александровна 

Район, ОУ Колпинский, ГБОУ  школа № 589

УМК  «Начальная школа XXI века»

Предмет Окружающий мир 

Класс  3

Тема: Что создавалось трудом ремесленника. Маленькие мастера. (второй урок по теме).

Тип: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями, интегрированный (окружающий мир, занятие внеурочной деятельности по программе «Творческая мастерская: тряпичная кукла»).

Дата проведения урока:

Ресурсы урока:

Информационный материал:

Учебник  Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», часть 2; рабочая тетрадь № 2 Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», 3 класс;  рабочая программа по предмету «Окружающий мир», методическое пособие  Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», 3-4 классы; CD-электронное приложение к программе; рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская: тряпичная кукла»; аудиозапись «Жил на свете человек» (о мастере-игрушечнике), интернет-ресурс https://www.youtube.com/watch?v=E6Kplpe6ORA, презентация в формате Microsoft Power Point  по теме урока, листы с кроссвордом «Народная игрушка» на каждого ученика.

Оборудование:  мультимедиапроектор, компьютер, продукты традиционных русских ремесел (сувениры, предметы быта, посуда, изящные украшения, шкатулки, статуэтки и т.п.); игрушки (сергиевопосадская деревянная игрушка, дымковская, богородская, федосеевская, романовская, филимоновская, игрушки из соломы, природного материала (овощей, веточек, палочек), тряпичные куклы; индивидуальные карточки для создания алгоритма (Приложение); материалы (лоскуты светлой ткани, лоскуты кожи черного цвета, синтепон, шпагат, пряжа коричневого цвета, нитки швейные белого, красного цвета, тесьма разноцветная); ножницы.

Цель урока: развитие интереса учащихся к истории и культуре русского народа через знакомство с ремеслом игрушечника, народной игрушкой, как одним из видов ремесла на Руси; научить мастерить русскую народную куклу Тульский мастеровой, углубление материала урока за счёт реализации межпредметных связей.

Формы и методы обучения: фронтальная работа, слушание аудиозаписи, работа в группах, парах, просмотр видеофильма,   самостоятельная работа, практическая работа.

Основные термины и понятия: ремесло, ремесленник, народные промыслы, ярмарка, игрушечник, мастеровой.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Получать новые знания в рамках учебного предмета, его преобразование и применение в учебных, учебно-проектных ситуациях:  называть традиционные ремесла, различать  ремесла и их результаты-продукты, называть места традиционных игрушечных народных промыслов, сравнивать и узнавать игрушки по виду и материалу. Овладеть новой терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Познавательные: уметь отбирать, выделять, обобщать необходимую для решения учебной задачи информацию, работать по алгоритму.

Регулятивные: формулировать тему, цель урока после предварительного обсуждения.   Уметь ставить учебную задачу и  осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.   

Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в парах,    формулировать, аргументировать и отстаивать  свое мнение.  

Осознавать свои ближайшие цели саморазвития. Принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.  

Предварительная работа:

Учащиеся разбились на 4 группы по 7 человек в каждой. Деление осуществлялось на предыдущем уроке по жребию (ученики по очереди вытаскивали предметы-продукты ремесел и объединялись в группы нужного состава по  названию ремесел).  По итогам первого урока каждая группа выполняла творческий проект «Калейдоскоп ремесел» по темам:

  • 1 группа – «Герои-ремесленники в фильмах-сказках»;
  • 2 группа – «Ремесла в мультипликационных фильмах»;
  • 3 группа – «Стихи о ремеслах»;
  • 4 группа – «Загадки о ремеслах и ремесленниках».

Ход урока

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формы организации совзаимодействия на уроке 

УУД 

Мотивация к деятельности

Учебный кабинет оформлен в виде ярмарки с торговыми лавками, в которых демонстрируются предметы разных ремесел.

Учитель предлагает учащимся посетить  русскую ярмарку ремесел и   по  товарам, представленным в лавках,   назвать ремесла.

Заранее подготовленные учащиеся в костюмах скоморохов поют песни-заклички, зазывая всех на ярмарку.

Дети в костюмах торговцев предлагают товары из своих лавок.

Проявляют интерес к предстоящей работе, называют ремесла.

Фронтальная

Познавательные: уметь наблюдать, слушать.

Коммуникативные: уметь владеть приёмами монологической и диалогической речи.

Актуализация необходимых знаний

Создает условия для  проверки творческого домашнего задания.

Оценивание домашнего задания (творческого проекта).

Предлагает прослушать аудиозапись «Жил на свете человек». Задает вопросы по услышанному:

1) Какими двумя ремеслами владел герой рассказа?

2) Нужен ли труд игрушечника?

3) Можно ли представить детство без игрушек?

Предлагает сформулировать тему урока, цель.

Ставит проблемный вопрос: Когда появились в нашей стране первые детские игрушки и какими они были?

Предлагает сформулировать учебную задачу.

Выступление творческих групп.

Высказывают мнение о наиболее понравившемся и удачном проекте.

Слушание аудиозаписи. Отвечают на вопросы учителя.

Ученики формулируют тему урока, цель.  

Ученики высказывают свои мнения.

Формулируют и принимают учебную задачу.

Групповая, слушание аудиозаписи,

создание проблемной ситуации.

Познавательные: уметь наблюдать,  слушать, выделять главное.

Регулятивные: формулировать тему, цель, учебную задачу  урока после предварительного обсуждения; уметь  увидеть проблему,   выразить её словесно.

Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество.

Организация познавательной деятельности

Выясняет, каким образом можно проверить правильность высказанных предположений на поставленный проблемный вопрос.  

Создает условия для самостоятельной работы с текстом учебника на страницах 113, 114 статьи  «Игрушки делать – тоже ремесло», «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек», «Знакомься: наша Родина» с целью получения информации по проблеме урока.

Дополняет текст учебника и детские высказывания, используя материалы «В записную книжку учителя».

Обращает внимание на организованную выставку «народных» игрушек в одной из торговых лавок ярмарки: сергиевопосадская деревянная игрушка, дымковская, богородская, федосеевская, романовская, филимоновская игрушки, игрушки из соломы, из природного материала (овощей, веточек, палочек), тряпичные куклы.

Показ видеофрагмента выставки игрушек (https://www.youtube.com/watch?v=E6Kplpe6ORA ).

Организует работу в парах. Предлагает рассмотреть и сравнить игрушки по внешнему виду: из какого материала они сделаны, как расписаны, определить по иллюстрациям в учебнике, к какой группе русских народных игрушек относятся.

Предлагают способы проверки информации.

Самостоятельно читают статьи, участвуют в обсуждении.

Слушают дополнения учителя.

Дети в костюмах торговцев демонстрируют игрушки и читают стихотворения о них.

Знакомятся с выставкой игрушек.

Смотрят видеофрагмент

(https://www.youtube.com/watch?v=E6Kplpe6ORA )

Работа в парах: рассматривают игрушки, сравнивают по внешнему виду, определяют, к какой группе народных игрушек относятся.

Фронтальная, самостоятельная работа, просмотр видеофильма, работа в парах.

Познавательные: уметь работать с текстом, наблюдать, слушать,  анализировать,  сравнивать,  классифицировать. Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в парах,    формулировать, аргументировать и отстаивать  свое мнение

Закрепление и включение в систему знаний

Организует выполнение задания 1 на странице 20, задания 2 на странице 21 рабочей тетради.

Предлагает  разделить игрушки на две группы по признаку: игрушки, изготовленные взрослыми ремесленниками; игрушки, которые способны смастерить маленькие ремесленники.  

Предлагает почувствовать  себя ремесленниками и изготовить игрушку, используя опыт и традиции прошлого России.

Организует работу по созданию куклы Тульский мастеровой (Кузнец Фрол):

  1. создание алгоритма изготовления куклы Тульский мастеровой по заранее приготовленным индивидуальным карточкам с нарушенной последовательностью этапов работы;
  2. проверка по эталону правильной последовательности этапов работы (слайд);
  3. проверка наличия материалов и инструментов;
  4. самостоятельная работа учащихся с опорой на  алгоритм (индивидуальную карточку).

Оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Выполняют задания в рабочей тетради с взаимопроверкой в парах.

Классифицируют игрушки на две группы по указанному признаку.

Рассматривают предложенные карточки по изготовлению куклы, обсуждают технологическую последовательность, способы устранения дефектов.

 

Сверяют по эталону правильную последовательность этапов работы.

Проверяют наличие материалов и инструментов.

Самостоятельно изготавливают куклу, используют приемы самоконтроля и взаимоконтроля, отмечая в своей карте выполнение этапов создания игрушки знаком «V».

Самостоятельная работа, практическая работа по алгоритму.

Познавательные: уметь наблюдать, читать, слушать, анализировать,   классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, работать с таблицей.

Регулятивные: уметь  определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.   

Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество.

Рефлексия деятельности

Организует подведение итогов урока.

Выставка готовых работ в одной из торговых лавок ярмарки.

Предлагает оценить свою работу, определив уровень своих достижений, с опорой на алгоритм:

1 уровень – Усвоил новое знание и научился применять его на практике.

2 уровень – Усвоил знание, но требовалась помощь учителя.

  1. уровень – Испытывал затруднения.

Оценивает работу учащихся, учитывая их самооценку по уровням достижений. Выставляет отметки.

Предлагает домашнее задание (слайд):

Общее задание - решить кроссворд «Народная игрушка».

Варианты 1, 2 – предлагаются на выбор, для обсуждения на занятии внеурочной деятельности.

Вариант 1. Рассказать, что умеешь мастерить ты, а что умеют мастерить твои родители или друзья.

Вариант 2.  Найти предания, былины о кузнецах и их ремесле (Сварог, Гэсер, Вулкан, Гефест и другие).

Учащиеся выставляют изготовленных кукол на импровизированный прилавок.

Оценивают свою работу: определяют уровень своих достижений, выявляют причины успешности или не успешности с опорой на алгоритм (индивидуальную карточку).

Учащиеся в костюмах торговцев поют хвалебную песню, восхваляя новый  товар.

Записывают задания в дневник и выбирают варианты домашнего задания, оценив свои возможности по каждому из них.

Фронтальная работа, самостоятельная работа по алгориму (самооценивание).

Познавательные: уметь   слушать.

Регулятивные: владеть основами самоконтроля,  самооценки; уметь соотносить результат своей деятельности с целью.

Коммуникативные:  уметь принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.  

        

ПРИЛОЖЕНИЕ

Алгоритм изготовления куклы Тульский мастеровой.

Возможные проблемы и способы решения. Уровни самооценки.

№ этапа

Технологическая последовательность

изготовления куклы

  Цифровое изображение этапов работы

Проблемы

Способ устранения проблемы

Отметка о выполнении этапа работы

«V»

Приготовить  для фартука лоскут кожи черного цвета прямоугольной формы со сторонами 4см и 7 см. Привязать кукле фартук. Голову повязать тесьмой.

Кукла Тульский мастеровой (Кузнец Фрол) готова.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1667.JPG

1.Неровно выкроена деталь для фартука.

2. Неровно закреплен фартук.

3. Неровно повязана тесьма на голову.

1. Подровнять деталь.

2. Удалить нитки стягивания. Уровнять края фартука  закрепить.

3. Развязать тесьму, ровно наложить, заново завязать узлом.

 

Выкроить

лоскут ткани квадратной формы со стороной 15 см для основания (головы) куклы.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1644.JPG

Неровно выкроена деталь основания.

 Подровнять деталь.

Намотать  шпагат на сложенный вчетверо лист плотной бумаги (50 оборотов) и разрезать моток с двух концов.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1651.JPG

Нитки  намотаны так туго, что лист бумаги выгнулся.

Размотать нитки. Повторить наматывание, следя за тем, чтобы бумага не выгибалась.

Разделить нижнюю часть веревочного туловища и сформировать ноги. Намотать обереговый крест на груди красной нитью.

Стопы обозначить  красной нитью.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1659.JPGD:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1662.JPG

1. Неравномерно распределены нити для ног.

2. Слабо зафиксированы стяжки на ногах.

3. Слабо намотан обереговый крест.

 1.Распределить моток равномерно на две части по 25 нитей в каждой.

2. Удалить нитки стягивания, заново стянуть.

3. Удалить нити и заново намотать, начиная с талии.

Согнуть трубочку пополам и перемотать ниткой шею.  Это лицо.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1649.JPG

Слабо закреплено основание шеи.

1.Удалить нитки стягивания.

2.Аккуратно, туго стянуть, удалить концы ниток.

Разложить куски шпагата ровным слоем, сверху положить голову.

Равномерно распределить  куски шпагата вокруг головы и крепко перевязать шею.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1652.JPGD:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1653.JPG

1. Разная длина кусков шпагата.

2. Слабо зафиксирована стяжка на шее.

1.Снова равномерно разложить.

2.  Удалить нитки стягивания, заново стянуть.

Намотать  шпагат на сложенный вчетверо лист плотной бумаги (24 оборота) и разрезать моток с одного конца. Перевязать посередине ниткой.

Заплести с двух сторон косички – это руки куклы.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1655.JPGD:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1656.JPG

     

1. Неравномерно распределены пряди в косичке, отчего она смотрится неопрятно.

2. Слабо заплетены косички.

1. Распределить на 3 пряди с одинаковым количеством нитей в каждой.

2. Разрезать стяжки, расплести косички. Туго заплести косички и перемотать ниткой с двух концов.

Подложить руки под горлышко куклы, уложив их между половинок тканевого рулончика. Перевязать талию.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1658.JPGD:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1657.JPG

Слабо зафиксирована стяжка на талии куклы.

Удалить нитки стягивания, заново стянуть.

Из шерстяных ниток черного цвета сделать волосы и бороду. Привязать бороду  на лицо, а волосы приложить к голове и зафиксировать ниткой.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1663.JPGD:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1665.JPG

1. Слабо затянута нитка посередине пучка.

2. Криво завязаны борода и волосы.

3. Слабо привязаны борода к лицу или волосы к голове.

1.  Удалить нитки стягивания, заново стянуть.

2. Развязать, симметрично наложить, заново завязать.

3. Хорошо затянуть концы нитей, зафиксировать узлом.

На квадратный лоскут светлой ткани положить два шарика синтепона, свернуть лоскут трубочкой и перемотать ниткой посередине.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1647.JPGD:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1648.JPG

1.Основание куклы не ровно скручено.

2. Основание куклы слабо скручено.

3. Слабо связаны нитки.

4. Не точно определена середина основания.

1. Развернуть и аккуратно скрутить основание.

2.  Развернуть и туго свернуть основание куклы.

3. Удалить нитки стягивания, новой ниткой туго перемотать, хорошо стянуть основание куклы посередине.

4. Удалить нитки стягивания, определить середину основания, новой ниткой туго перемотать, хорошо стянуть основание куклы.

ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ!

Уровни для самооценки учащегося

Уровни

Характеристика

Отметка «V» учащегося о выборе уровня

1 уровень

Усвоил новое знание и научился применять его на практике.

2 уровень

Усвоил знание, но требовалась помощь учителя.

3 уровень

Испытывал затруднения




Предварительный просмотр:

Алгоритм изготовления куклы закрутки.

Возможные проблемы и способы решения. Уровни самооценки. (Образец для учителя.)

№ этапа

Технологическая последовательность

изготовления куклы

 Цифровое изображение этапов работы.

Проблемы

Способ устранения проблемы.

Отметка о выполнении этапа работы

«V»

1

Выкроить

лоскут ткани квадратной формы со стороной 15 см для основания (головы) куклы.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1644.JPG

Неровно выкроена деталь основания.

 Подровнять деталь.

2

На квадратный лоскут светлой ткани положить два шарика синтепона, свернуть лоскут трубочкой и перемотать ниткой посередине.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1647.JPG

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1648.JPG

1.Основание куклы не ровно скручено.

2. Основание куклы слабо скручено.

3. Слабо связаны нитки.  

4. Не точно определена середина основания.

1. Развернуть и аккуратно скрутить основание.

2.  Развернуть и туго свернуть основание куклы.

3. Удалить нитки стягивания, новой ниткой туго перемотать, хорошо стянуть основание куклы посередине.

4. Удалить нитки стягивания, определить середину основания, новой ниткой туго перемотать, хорошо стянуть основание куклы.

3

Согнуть трубочку пополам и перемотать ниткой шею.  Это лицо.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1649.JPG

Слабо закреплено основание шеи.

1.Удалить нитки стягивания.

2.Аккуратно, туго стянуть, удалить концы ниток.

   

 

4

Намотать  шпагат на сложенный вчетверо лист плотной бумаги (50 оборотов) и разрезать моток с двух концов.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1650.JPG

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1651.JPG

Нитки  намотаны так туго, что лист бумаги выгнулся.

Размотать нитки. Повторить наматывание, следя за тем, чтобы бумага не выгибалась.

5

Разложить куски шпагата ровным слоем, сверху положить голову.

Равномерно распределить  куски шпагата вокруг головы и крепко перевязать шею.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1652.JPG

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1653.JPG

1. Разная длина кусков шпагата.

2. Слабо зафиксирована стяжка на шее.

1.Снова равномерно разложить.

2.  Удалить нитки стягивания, заново стянуть.

6

Намотать  шпагат на сложенный вчетверо лист плотной бумаги (24 оборота) и разрезать моток с одного конца. Перевязать посередине ниткой.

Заплести с двух сторон косички – это руки куклы.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1654.JPG

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1655.JPG

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1656.JPG

1. Неравномерно распределены пряди в косичке, отчего она смотрится неопрятно.

2. Слабо заплетены косички.

1. Распределить на 3 пряди с одинаковым количеством нитей в каждой.

2. Разрезать стяжки, расплести косички. Туго заплести косички и перемотать ниткой с двух концов.

7

Подложить руки под горлышко куклы, уложив их между половинок тканевого рулончика. Перевязать талию.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1658.JPG

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1657.JPG

Слабо зафиксирована стяжка на талии куклы.

Удалить нитки стягивания, заново стянуть.

8

Разделить нижнюю часть веревочного туловища и сформировать ноги. Намотать обереговый крест на груди красной нитью.

Стопы обозначить  красной нитью.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1659.JPG

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1661.JPG

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1662.JPG

1. Неравномерно распределены нити для ног.

2. Слабо зафиксированы стяжки на ногах.

3. Слабо намотан обереговый крест.

 1.Распределить моток равномерно на две части по 25 нитей в каждой.

2. Удалить нитки стягивания, заново стянуть.

3. Удалить нити и заново намотать, начиная с талии.

9

Из шерстяных ниток черного цвета сделать волосы и бороду. Привязать бороду  на лицо, а волосы приложить к голове и зафиксировать ниткой.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1663.JPG

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1665.JPG

1. Слабо затянута нитка посередине пучка.

2. Криво завязаны борода и волосы.

3. Слабо привязаны борода к лицу или волосы к голове.

1.  Удалить нитки стягивания, заново стянуть.

2. Развязать, симметрично наложить, заново завязать.

3. Хорошо затянуть концы нитей, зафиксировать узлом.

10

Приготовить  для фартука лоскут кожи черного цвета прямоугольной формы со сторонами 4см и 7 см. Привязать кукле фартук. Голову повязать тесьмой.

Кукла Тульский мастеровой (Кузнец Фрол) готова.

D:\Конкурс Петеева\фото куклы\SAM_1667.JPG

1.Неровно выкроена деталь для фартука.

2. Неровно закреплен фартук.

3. Неровно повязана тесьма на голову.

1. Подровнять деталь.

2. Удалить нитки стягивания. Уровнять края фартука  закрепить.

3. Развязать тесьму, ровно наложить, заново завязать узлом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Про больших и маленьких"

Конспект и мультимедийная презентация урока окружающего мира в 1 классе по теме "Про больших и маленьких". Материал урока направлен на общее ознакомление учащихся со способами размножения животных раз...

Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ...

Конспект урока окружающего мира в 3 класса, программа "Школа 2100" Аквариум- маленькая искусственная экосистема"

Урок окружающего мира, раздел "Обитатели Земли" , тема урока " аквариум - маленькая искусственная экосистема"...

Конспект к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Маленькие рыцари" Программа "Школа 2100"

Урок окружающего мира в 3 – м классе по программе «Школа 2100» Тема урока:  «Маленькие рыцари»Цель урока: сформировать представление об отряде членистоногих....

Конспект урока окружающего мира на тему "Про больших и маленьких"

Урок окружающего мира на тему "Про больших и маленьких"(ПНШ)...

Конспект урока окружающего мира «Природные богатства и труд людей – основа экономики» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: раскрытие роли природных богатств и труда людей в экономике; формирование бережного отношения к окружающей среде, уважение к труду людей;Планируемые результатыПредметные:Зна...