Урок по окружающему миру 3 класс по теме "Разнообразие животных"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

Петровская Наталья Сергеевна

Презентация и технологическая карта урока по ОМ 3 класс на тему"Разнообразие животных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе по системе "Школа России" . Учебник "Окружающий мир" под ред.А.А.Плешакова.

Урок из раздела "Эта удивительная природа" по теме "Разнообразие животных".

Тип урока: усвоение нового материала

Цель урока:

  • познакомить учащихся с классификацией животных;
  • выявить отличительные групповые признаки;

Задачи урока:

Образовательные:

  • Углубление знаний о животном мире, их существенных отличительных признаках;
  • Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
  • Развивать умение детей работать с текстом;
  • Расширение кругозора учащихся.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности;
  • Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
  • Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
  • развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
  • Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
  • Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
  • Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, готовы вы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас.

2. Введение в тему урока

Ребята, жизнь - самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Всюду обитают живые существа.

- А вы знаете какие?

- Верно, ребята! Это звери, птицы, рыбы, насекомые и мн.др.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим

  • разнообразие животного мира,
  • выясним их групповые отличия,
  • понаблюдаем, подумаем и ответим на "хитрый" вопрос,
  • полистаем страницы Красной книги и дадим советы людям.

Наш с урок будет проходить под девизом :

"Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!"

А чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд, в котором спрятано ключевое слово.

Презентация.

Слайд: пустой кроссворд

Я буду каждой команде поочерёдно загадывать загадки

(Дети сидят в группах.

Картинки с отгадками параллельно открываются на доске отвечающими детьми.)

1.

Домик- хатка на реке,
И плотина на реке.
Это кто ж такой, скажите,
Архитектор и строитель? 
Слайд

2.

Ползла букашка по большой ромашке,
но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
угадайте, дети, кто расставил сети? 
Слайд

3.

Это что за вертолёт
над водой кружит, поёт
и глядит во все глаза
Вертолёт тот:. 
Слайд

4.

Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
он появится опять. 
Слайд

 5.

На дне, где тихо и темно
лежит усатое бревно. 
Слайд

6.

Прилетает к нам с теплом.
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. 
Слайд

7.

Она легка. Красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
 Слайд

8.

Я на пне её застала,
думала она устала.
Я поймать её хотела,
Но в ладошку поглядела - 
Чудеса! Вот это да!
Ускользнула без хвоста.
 Слайд

9.

Прыгает зверушка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка
 Слайд

10.

Полоска чёрна, полоска белая.
Как будто красила рука умелая. 
Слайд

11.

Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богата, рогатая. 
Слайд

12.

Отгадайте, это кто
Ходит в костяном пальто

Какое слово у нас получилось? А как вы считаете, разнообразие кого?

Молодцы, ребята. Тема нашего урока "Разнообразие животных"

3. Изучение нового материала.

Ребята, а кто из вас знает как называется наука о животных?

Зоология - зоо - животные, логос - наука

Учёные - зоологи делят царство животных на большое число групп. Во-первых, все животные делятся на

Слайд

Позвоночные животные

Беспозвоночные

Ребята, подумайте и постарайтесь объяснить, почему одних животных относят к беспозвоночным, а других - к позвоночным?

- Молодцы! Верно.

У более крупных животных скелет внутренний и его основу составляет позвоночник.

Предположите, кто из животных относится к позвоночным?

А вот на какие группы учёные-зоологи разделили позвоночных

Слайд

  • Рыбы
  • Земноводные (амфибия)
  • Пресмыкающиеся (рептилии)
  • Птицы
  • Млекопитающие (звери)

Подумайте, какие из перечисленных животных живут только в воде?

Как вы думаете каких животных называют земноводными?

Второе название этой группы животных амфибия, что в переводе с греческого означает живущие двойной жизнью.

В чём состоит отличие млекопитающих от всех прочих животных?

Млеко - устар. Молоко.

Групповая работа.

У вас на парте в каждой группе есть конверт, в который вложены иллюстрации животных.

Ребята, я предлагаю вам найти общие признаки этих животных и определить, к какой группе позвоночных они относятся.

Свои выводы впишите в таблицу. (Приложение 1)

Помните, работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.

Вашим помощником будет учебник на с. 91-92.

Выступление групп.

Молодцы, ребята!

Есть ещё одна группа позвоночных, о которой мы с вами ничего не сказали.

Какая это группа?

Молодцы! Это пресмыкающиеся.

В животном царстве пресмыкающиеся занимают место между земноводными и птицами. Учёные считают, что птицы произошли от пресмыкающихся несколько миллионов лет назад.

А вы знаете почему у животных такое название?

Давайте подумаем вместе.

Пресмыкающиеся подразделяются на 4 основные группы. Слайд (Щелчок на слове пресмыкающиеся)

Черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи.

Почему же эта группа животных носит такое название?

На этот вопрос вы постараетесь ответить после просмотра фильма.

Фильм.(Курсор для просмотра наводится на каждое из животных)

Динамическая пауза. Слайд

  • Если я называю птиц - вы поднимаете глаза вверх.
  • Если я называю пресмыкающихся - вы смотрите вниз
  • Если - млекопитающих - смотрите влево, вправо.
  • Если я назову животных, не относящихся ни к одной из этих групп, то вы закрываете глаза.

Орёл, лиса, щука, крокодил, ёж, кукушка, черепаха, медведь, лягушка,

Синица, лев, енот, страус, карась, воробей, ящерица ,гусь.

Знакомство с беспозвоночными.

Рассмотрим группы беспозвоночных животных.

Давайте ещё раз скажем почему они так называются?

К беспозвоночным животным относятся:

Слайд Черви( Курсор для щелчка наводится на надпись. Для возврата курсор наводится на волосатика)

Чтение 1 группы о червях

Моллюски( курсор для щелчка наводится на надпись. Для возврата курсор наводится на картинку)

Чтение 2 группы о моллюсках

Иглокожие( курсор для щелчка наводится на надпись. Для возврата курсор наводится на картинку)

Чтение 3 группы об иглокожих

Ракообразные( курсор для щелчка наводится на надпись. Для возврата курсор наводится на картинку)

Чтение 4 группы о ракообразных

Паукообразные

Насекомые

Что отличает насекомых от паукообразных?

Я предлагаю вам ответ на этот вопрос найти самим в учебнике на с.91.

- Как же узнать, насекомое перед нами или нет?

Молодцы, ребята!

А теперь откройте рабочие тетради на с.41.

Вам нужно зачеркнуть лишнее название в каждом ряду и устно объяснить своё решение.

1 группа - задание 2-а

2 группа - задание 2-б

3 группа - задание 3-в

4 группа - задание 2-г

при опросе последней выступает 2 группа учащихся

Насекомые - самая многочисленная группа беспозвоночных животных. Учёные описали около 625000 видов насекомых. Они очень разные по внешнему виду, имеют много приспособлений к жизни.

А сейчас проверим как вы сможете отличить насекомых от паукообразных. Я предлагаю вам сыграть в игру.

7. Динамическая пауза

Слайд ( игра)

Если вы считаете, что перед вами паукообразные, показываете ладошки. Если насекомые - прячете руки за спину.

Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием.

8. Составление правил по охране животных.

Ребята, вы конечно же знаете, что многие животные охраняются особо, потому что их на земле осталось очень мало. Такие животные занесены в Красную книгу.

Что такое Красная книга?

Красный цвет - цвет опасности. Поэтому в Красную Книгу заносят только те растения и тех животных, которым грозит полное исчезновение.

Я предлагаю вам заглянуть на страницы Красной книги Ростовской области.

Слайд"Красная книга"

  • 1 страница - насекомые
  • 2 страница - птицы
  • 3 страница - млекопитающие

Ребята, какие советы мы можем дать людям, чтобы животные не исчезли?

Молодцы, ребята. Эти советы очень важны для жителей нашей планеты.

Я надеюсь, что все вы будете помнить их и соблюдать.

Слайд (заключительный)

Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а рекам - течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!

9. Итог урока.

Наш урок подходит к концу.

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • Что больше всего понравилось?

10. Рефлексия (Приложение 2)

Я очень довольна вашей работой на уроке.

Спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!

Слайд 15

Разнообразие животных Позвоночные РЫБЫ ПТИЦЫ ЗЕМНОВОДНЫЕ ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ Беспозвоночные

Слайд 16

Пресмыкающиеся

Слайд 17

Птицы Млекопитающие Млекопитающие Пресмыкающиеся

Слайд 18

Разнообразие животных Позвоночные РЫБЫ ПТИЦЫ ЗЕМНОВОДНЫЕ ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ Беспозвоночные ЧЕРВИ МОЛЛЮСКИ ИГЛОКОЖИЕ РАКООБРАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ ПАУКООБРАЗНЫЕ

Слайд 19

Черви

Слайд 20

Моллюски

Слайд 21

Иглокожие

Слайд 22

Ракообразные

Слайд 23

Беспозвоночные паукообразные насекомые

Слайд 26

Орел степной

Слайд 28

Человек! Ты царь природы! О тебе веду я речь Можешь ты помочь живому Иль на гибель всех обречь. Помоги траве родиться, Белкам жить, а рекам – течь. Ты на свете самый главный. Значит должен всех беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Конспект урока по окружающему миру "Домашние и дикие животные" 2 класс

Конспект урока составлен по программе УМК "Школа России"...

Фрагмент открытого урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные", 1 класс.

2013г.   «Дикие и домашние животные», фрагмент урока по окружающему мирув ходе городского семинара для учителей начальных классов «Создание образовательного пространства, направленного на фо...

Конспект урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные" 3 класс СКО VIII вид

Урок разработан для учащихся 3 класса специального (коррекционного) образования VIII вида. Цель: формировать понятие о диких и домашних животных; учить распознавать животных по видам....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: "РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ" в 3 классе ( УМК "Школа России")

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА   ПОМОЖЕТ  ДЕТЯМ  СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ О КЛАССИФИКАЦИИ ЖИВОТНЫХ  И ИХ ГРУППОВЫХ ПРИЗНАКАХ....

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...