Доклад «Предупреждение жестокого отношения к животным у младших школьников»
материал по окружающему миру на тему

Елина Елена Вячеславовна

Выступление на Городском методическом семинаре «Прикоснись к природе сердцем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zhivotnye.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

организация дополнительного профессионального образования

«Центр развития образования» городского округа Самара

Городской методический семинар

 «Прикоснись к природе сердцем» 

Доклад

«Предупреждение жестокого отношения к животным

 у младших школьников»

                                                                                                 

                                                                                                 

                                                                                                 Выполнила:  

                                                                               Елина Елена Вячеславовн,       

                                                                               учитель начальных классов

                                                                               МБОУ Школы № 83

                                                                               г.о. Самара

Самара, 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2

Предупреждение  жестокого  отношения  к  животным  у  младших                школьников:

Сущность понятия «жестокое обращение с животными» ……...............  2 - 3

Причины негативного отношения к животным у младших школьников...  3- 5

Методы и формы  воспитания гуманного отношения к животным………  5 - 6

Заключение……………………………………………………………………..  6

Список использованных источников и литературы……………………...  7

Введение

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера,

что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными,

тот не может быть добрым человеком. 

(А. Шопенгауэр)

        Человек рождается, и он окунается в жизнь: живую, цветущую, поющую и красочную. Она многолика и прекрасна: ежедневно мы слышим пение птиц, где-то лай собак, мяуканье котенка…

        Но почему-то мы все меньше заботимся о братьях наших меньших. В чем причина? Одна из них - отсутствие соответствующего воспитания. Люди стали равнодушными и безжалостными, поэтому на государственном уровне был принят закон о защите животных от жестокого обращения. Но как взрослый человек сможет бережно относиться к животному миру, если в детстве ему не пробуждали любовь к животным? Поэтому известные психологи мирового масштаба единогласно пришли к выводу - воспитывать гуманное отношение к животным необходимо еще с дошкольного возраста.

        

Сущность понятия «жестокое обращение с животными»

        В последние годы в мире все большее признание получает мнение, что внимание к борьбе за гуманное обращение с животными — один из показателей цивилизованности общества. В XX веке необходимость защиты животных                       от жестокого обращения была признана на международном уровне. В частности, Европейская конвенция по защите домашних животных №125 от 13.11.87г. признает наличие у человека нравственного долга перед животными, указывает на ценность домашних животных для общества, а также на то, что человека и этих животных связывают особые узы. Основные принципы отношения к домашним животным включают: запрещение причинения страданий животным и оставления их на произвол судьбы[1].

        Что же касается понятия «жестокое обращение с животными», то оно трактуется следующим образом: жестокое обращение с животными - не связанное              с самообороной, причинение страдания или вреда животным из хулиганских или     из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних. В ряде стран, в том числе и в России, образует состав уголовного преступления. Объективная сторона преступления заключается в действиях, состоящих в жестоком обращении с животными, т.е. в их систематическом избиении, бесчеловечных условиях содержания (на морозе или жаре), в длительном оставлении без пищи и воды и т.д. Обязательными признаками объективной стороны являются последствия в виде гибели или увечья животного, подвергающегося жестокому обращению, а также причинная связь между противоправными действиями и указанными последствиями.[2] Жестоким обращением следует признавать и организацию собачьих, петушиных и иных боев, приводящих к гибели или увечью животных.

Причины негативного отношения к животным у младших школьников

        Можно выявить следующую классификацию  причин негативного отношения к животным по следующим направлениям (см. таблицу 1):

Таблица 1

Прагматические

Опасность или вред для человека, вред другим животным

Эстетические

Некрасивый, безобразный вид

Нравственные

Злые, хитрые, безжалостные, поедающие других животных

Объективные

Страх, из-за негативных характеристик в сказках,

брезгливость

        

В разряд «некрасивых» («страшных», «противных») обычно попадают 3 категории организмов:

- те, которых мы боимся  (черви, пиявки, змеи…);

- те, которых мы вынуждены уничтожать по соображениям гигиены  (тараканы, мухи, пауки, клопы, крысы, мыши, комары);

- те, кто в нашем представлении ассоциируются с отрицательными  сказочными персонажами (Баба Яга ест мышей, лягушек, жаб)

На самом деле все эти животные красивы.  Естественный отбор «трудился»          над ними в течение миллионов лет эволюции  и  в  результате сформировались существа очень гармоничные, хорошо приспособленные к условиям своего обитания и, следовательно, с биологической точки зрения очень красивые.

        Природа не создала полезных и вредных живых существ. Каждый вид  занимает свою нишу и выполняет свою миссию. 

        Но почему же, все-таки, познавательное отношение к природе и любознательность у младших школьников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них? Почему, например, дети отрывают насекомым лапки, разрывают дождевых червей? Сами дети объясняют свои поступки тем, что им интересно узнать, сможет ли бабочка летать без крыльев и т.д.

         Работа по предупреждению жестокого обращения к животным начинается                с воспитания любви  к окружающему  миру  и  всему  живому  в  нем  с  раннего  возраста. Очень важно прививать  каждому ребенку  чувство любви и ответственности за животных, которые живут рядом с нами.

Гуманное  отношение ребенка  к  животным начинает  формироваться  в семье,  с   первых лет его жизни и продолжает  формироваться в  детском саду,  в школе.

Школа  играет важную роль  в этом воспитании,  особенно если оно  осуществляется  вместе с родителями.

Одних знаний о животных  недостаточно для формирования гуманного  отношения к животным.   Необходимо   включать  детей  в  посильную  для их возраста 

практическую деятельность. Создавать условия для общения с живым  существом: учить наблюдать за поведением животного, кормить, заботиться, получая  от этого удовольствие.

 Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решаются три воспитательные задачи:

1.Формирование представлений о животных, их среде обитания, повадках;

2.Развитие эмоционально-положительного отношения к животным.

3.Воспитание нравственного поведения в природе.

Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения

к животным

         Для предупреждения жестокого обращения с животными необходимо проводить  такие мероприятия, которые будут направлены на доведение до сознания детей положения о том, что бытующее мнение об опасности для человека крупных хищников, пресмыкающихся, змей сильно преувеличено, что таких животных по вине человека становится все меньше и меньше. В  беседах с детьми надо обратить внимания школьников на трогательную заботу зверей о своем потомстве, раскрыть факты взаимопомощи и другие элементы “гуманизма” в мире животных; можно провести целый ряд игр, в которых дети могли бы поставить себя на место живых существ, выступить в роли их защитников.

         Формы и методы воспитания гуманного отношения к животным довольно  разнообразны: экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, проекты и исследовательские работы, конкурсы рисунков, загадок                        и сочинений, создание игровых ситуаций.

         Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь школы и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.          

Общепринятой является точка зрения, что животные способны положительно наполнять атмосферу в семье, снижать стрессы, а также способствовать излечению хозяев от недугов.

Нередко, играя с кошкой или собакой, ребенок может сделать ей больно –                 на что животное отреагирует негативно: взвизгнет, зарычит, или вообще отойдет                     в сторону.

Подобными простыми действиями питомец сводит на «нет» проявления агрессии и способствует появлению осознанной регуляции поведения.

Со временем у маленького хозяина питомца начинает формироваться столь важное чувство ответственности и заботы, которое он, будучи взрослым, распространит на других членов семьи и окружающих.

Но самое важное – это удивительное общение! Общение, в котором нет логического компонента, в нем есть только чувства и взаимный поток эмоциональной энергии.

Ученые доказали, что навыки ухода за животными появляются, если у ребенка дома есть животное, за которое он несет ответственность и ухаживает. Именно тесный контакт с животным миром вырабатывает правильное видение взаимодействия человека с животным. Воспитатель, учитель или родители, должен четко уяснить, что "мы ответственны за тех, кого приручили". Отсюда - чувство сопереживания, следовательно - гуманное отношение к животным.

Заключение

        Условиями, обеспечивающими предупреждение жестокого обращения                         к животным у младших школьников, являются:

  • обогащение знаний, направленных на формирование положительного

восприятия животных;

  • создание ситуаций, стимулирующих формирование у школьников способностей осуществлять моральный выбор на основе гуманных чувств к животным и понимания возможных последствий своих поступков;  
  • использование примеров положительного отношения к животным педагогов, родителей и старшеклассников.

Список использованных источников и литературы

  1. УК РФ Статья 245 «Жестокое обращение с животными».
  2. Европейская конвенция по защите прав животных.
  3. Виноградова Н.Ф., «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», Москва, «Просвещение» 2008г.
  4. Егоренкова Л.И., «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», Москва, «Аркти» 2009г.
  5. http://dipland.ru/Экология/
  6. http://www.referatcollection.ru
  7. http://bio.fizteh.ru/abiturs/zakony/ugolovnyi_kodeks/st245.html


[1] http://www.referatcollection.ru  Европейская конвенция по защите прав животных.

[2] http://bio.fizteh.ru/abiturs/zakony/ugolovnyi_kodeks/st245.html Статья 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика предупреждения морфологических ошибок в речи младших школьников

В этой работе раскрыта тема "Методика предупреждения морфологических ошибок в речи младших школьников "...

Формирование ценностного отношения к здоровью младших школьников

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье школьника отнесено к приоритетным направлениям государственной политики, поставлена задача – сохранить в процессе обучения здоро...

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников.

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников...

Формирование нравственных отношений в коллективе младших школьников

Статья о формировании нравственных отношений в коллективе младших школьников....

Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дисклексии у младших школьников

Одним из основных направлений в работе учителя – логопеда в речевых классах специальной (коррекционной) школы является профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма. В школу в ре...

Доклад «Предупреждение жестокого отношения к животным у младших школьников»

Чтобы воспитать человека, начните с его отношения к животным....