Урок - экскурсия "Загадки зимушки - зимы"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Лепешкина Наталия Валентиновна

Данный материал предназначен для учителей начальных классов при проведении экскурсии в природу в зимнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Загадки зимушки - зимы.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия

Тема: «ЗАГАДКИ ЗИМУШКИ-ЗИМЫ »

Цели:

1.Познакомить обучающихся с изменениями в неживой и живой природе зимой.

2.Учить устанавливать экологические связи.

3.Показать красоту зимнего времени года.

4.Развивать наблюдательность, память.

5.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: деревянная рейка с делениями для измерения глубины снега, лопатки для раскапывания снега, корм для птиц.

Ход экскурсии:

I.Организационный момент.

И. Сообщение темы занятия.

С неба падают снежинки,

словно белые пушинки,

покрывая всё кругом

мягким бархатным ковром

Солнце полно светлой ласки,

всё блестит, как в дивной сказке,

пруд зеркальный недвижим

под покровом ледяным.

Какое время года наступило?

Учитель. Сегодня мы проведем наблюдения за признаками зимы, изменениями в жизни растений и животных зимой, поговорим о том, как мы можем помочь животным зимой.

Учитель: Посмотрите вокруг себя.

-Какая сегодня погода? Какое небо?

-Какие изменения произошли по сравнению с осенней экскурсией?

III. Приметы зимы.

Учитель. Давайте вспомним основные приметы зимы. Отгадайте загадки.

1. Скатерть бела, весь свет одела. (Снег.)

2. Что за звездочки сквозные на пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке.(Снежинки.)

3. Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед.)

4. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

Учитель. Что же такое снег? (Снег - это замерзший водяной пар.)

- И снег, и иней, и лед - все это различные состояния воды.

Снежинки - это замерзший водяной пар. Пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится много воздуха.

IV. Растения зимой.

Задания:

1. Осмотреть ветки лиственных растений, найти на них почки.

2. Раскопать снег, рассмотреть зимующие травянистые растения и кустарники. Посмотреть, как выглядят их листья.

3. Измерить и сравнить глубину снегового покрова на открытом месте и среди деревьев и кустарников.

4. Собрать опавшие веточки лиственных и хвойных деревьев.

5. Пронаблюдать и ответить на вопрос: меняют ли листья хвойные деревья?

Учитель. Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимою. Посмотрите на сад, и сравните его вид зимой с тем, как он выглядел осенью.

По указанию учителя дети находят те деревья, которые рассматривали осенью (березу, сосну, дуб).

На березе, учащиеся отмечают, что на ветках имеются маленькие почки, плоды.

На рябине долго удерживаются ярко-красные гроздья ягод

У дуба рассматривают ствол, оставшиеся листья и желуди. Рассматривают почки на ветках. Учитель объясняет, что весной из этих почек появляются листочки.

Сосна. Дети отмечают, что их вид не изменился по сравнению с осенью.

Кустарники, укрытые снегом. Учитель подчеркивает, что снег защищает растения от мороза.

Практическая работа.

Следует рассмотреть, в каком состоянии зимуют растения под снегом. Для этого раскапывают снег до почвы, и дети видят среди побуревших зеленые травянистые растения. Зелеными под снегом зимуют многие злаковые, копытень, земляника. Если поблизости есть озимое поле, то на нем под снегом можно увидеть яркую зелень.

V. Животные зимой.

Учитель. Все ли животные спят зимой? (Нет.)

- Жизнь продолжается под снежным покровом. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.

В саду теперь очень тихо. Можно ходить иной раз целый день и не встретить ни одной живой души. Кажется, вымер сад, но это только кажется. Присмотритесь хорошенько: весь снег в нем испещрен разными следами и следочками.

Самих лесных обитателей иной раз не скоро увидишь, зато свой след никто из них не сумеет спрятать до следующего снегопада, до новой пороши.

Но для того чтобы свободно уметь читать по следам, надо научиться распознавать сами следы, определять, кому они принадлежат.

Много интересного из жизни лесных обитателей сумеете вы прочитать в белой книге зимы. Учитесь читать по следам о лесных происшествиях. Это должен уметь каждый натуралист.

Игра «Книга Зимы»

Определите, каким животным принадлежат эти следы.

Ответы: голубь, мышь-полевка, собака.

Можно идти долго зимой по саду и не услышать ни одного голоса, а потом встретить целую стаю синиц, воробьёв. Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Если мы будем подкармливать их зимой, то спасем им жизнь.

Учащиеся развешивают кормушки и высыпают корм для птиц.

За птицами следует провести наблюдение и возле кормушек. Надо посмотреть, какие птицы прилетают к кормушкам, какой корм какие птицы лучше едят. При наблюдении за птицами надо соблюдать большую осторожность! нельзя кричать, бегать, прыгать, пугать птиц.

VII. Итог занятия.

Учитель. С приходом зимы стало холодно, земля покрылась снегом, лиственные деревья и кустарники стоят без листьев, но они продолжают жить, на них имеются почки, из которых весной появляются листья.

Вывод: Зима — тяжелое время года для зверей и птиц, т. к. уменьшается количество корма, поэтому животных надо подкармливать.

-Какие подарки готовит нам каждый год Зимушка-зима? (Белый снег, свежий воздух, красоту засыпанных снегом деревьев и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения "Зимушка-зима"

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся начальной школы. Цель: повторить названия зимних месяцев и признаков зимы; развитие читательских умений и навыков, умения    самостоятель...

Урок-проект по литературному чтению во 2 классе "Зимушка-зима"

урок-проект по литературному чтению во 2 классе на тему "Зимушка-зима"...

Урок Окружающего мира (1 класс). "В гостях у зимушки зимы"

                                Урок обобщение по окружающему миру...

Урок литературного чтения "Здравствуй, Зимушка - Зима!"

Урок литературного чтения  в виде устного журнала  может быть проведен  во 2,3 классах при изучении произведений русских поэтов и писателей о зиме. К конспекту прилагается презентация....

Урок - проект Зимушка - зима

Чем интересна зима? - входе урока дети ищут ответ на этот вопрос....

Обобщающий урок по разделу "Зимушка-зима". Литературное чтение. 1 класс. Урок-КВН

Обобщающий урок. Проводится в форме игры-КВН. Способствует формированию общеучебных умений, коммуникативных УУД, развитию связной речи. Имеет большое воспитательное значение, так как формирует у перво...

урок "Зимушка - зима. Звуки зимы"

Урок проходит в виде прогулки по зимнему лесу. Дети рассматривают лес, его красоту. Вспоминают, каким было сегодня утро, какой мелодией они его бы изобразили. Слушают проиизведение П.И. Чайкоского &qu...