Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Живая и неживая природа" УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Решетова Ярославна Валерьевна

Творческое название "Природа может всё и всё творит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_priroda_vsyo_mozhet_vsyo_tvorit.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе

Учитель: Решетова Я. В.  МБОУ «Тюльганская СОШ№1»

Тема: «Природа может всё и всё творит»

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Цель урока: формирование  представлений учащихся о живой и неживой природе и их связи.

Задачи урока: 

1. Познавательные: научить различать объекты неживой и живой природы, создать условия обучающимся для умения на конкретных примерах раскрывать связь между неживой и живой природой в совместной учебно-познавательной деятельности.

2.  Развивающие: развивать познавательную и социальную активность учащихся через включение в решение экологических проблем.

3. Воспитательные: воспитывать ответственное, бережное отношение к  миру природы,  мотивировать на совершение доступных возрасту добрых дел, рассказать и показать пример волонтерского движения в России; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, развивать умение работать в паре, группе, соблюдая правила.

Личностные УДД: Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; Формировать  умение соотносить результат действия с поставленной целью и выражать их в речи; Формировать эстетические чувства, доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, умение сопереживать объектам природы, чувствовать ответственность за поведение в природе; Формировать готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, обращаться к различным словарям, справочникам; читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями, опытом; осуществлять анализ, сравнение,  обобщение; пользоваться различными видами чтения: изучающим, поисковым; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие; выполнять логические действия с материалом.

Коммуникативные УУД: осознавать речь(говорение, слушание, чтение) как способ устного общения людей, в том числе чтение –как способ общения с автором книги; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: учебник Окружающий мир. 2 класс. 1 часть. А.А. Плешаков; рабочая тетрадь Окружающий мир. 2 класс. 1 часть. А.А. Плешаков , раздаточный материал: для индивидуальной работы ( слова для составления схемы ); для парной работы (задание на листочке для закрепления); для групповой работы (картинки с изображением проблемы, материалы для решения проблемы, заготовка для знака, информационная карта); для рефлексии(цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей, плакат);  презентация к уроку.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, проблемный

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая,  индивидуальная

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Эмоциональный настрой

Организация внимания учащихся

 – Всё у человека предназначено для самого себя: глаза, чтобы …

  – Рот, чтобы …

  – Всё нужно самому себе, кроме …

  – Улыбка предназначена другим людям, чтобы им было с нами хорошо!

 УЛЫБНЁМСЯ ДРУГ ДРУГУ!

Знакомятся с учителем, получают положительный эмоциональный настрой

– Смотреть и находить

– Поглощать пищу.

- Улыбки!

– Улыбка, это прямая, которая выпрямляет всё!

Мотивация

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все – и млад, и стар,

Что она – большущий шар.

-  О чем идет речь в этой загадке? Слайд№2

- А всё что нас окружает на нашей планете Земля, можно назвать…? (окружающим миром)

На доску вынести

-  Мы начинаем урок окружающего мира, я вам желаю узнать новое, запомнить важное и показать всё самое хорошее в себе.

Получают целевую установку на урок.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу .

Актуализация знаний

Постановка темы урока

На слайде картинки. Слайд№3

- Все эти предметы окружают нас в жизни. На какие две группы можно разделить:

-Как мы назовём первую группу? (рукотворный мир)

На доску вынести

- А вторую? (природа)

На доску вынести

- Почему первая группа так называется РУКОТВОРНЫЙ!

- А вы в своей жизни что-нибудь творили(создавали) своими руками.

- А можно вас попросить сейчас сотворить отпечаток своей руки.

музыка . Слайд№4

- Вот видите создать что-то своими руками под силу каждому.

- А вот все, что находится во второй группе человека всегда интересовало и восхищало. Как получается у  прекрасной волшебницы ПРИРОДЫ всё это сотворить. Интересно ли вам узнать, что обозначает слово природа?

- Давайте обратимся к толковому словарю Слайд№5

-Итак, если мы уберем все что создано руками человека, у нас останутся только объекты природы. Слайд65

- Как вы думаете, а на какие группы можно разделить  природные объекты?

- О чём мы будем говорить на уроке? Какая тема? (На доску вынести) 

- Среди этих природных объектов, есть ли что-то что вас беспокоит? Вам не нравится?

-Затронула ли эта картинка ваше сердце? Значит ваши сердца нельзя назвать равнодушными. К этому вопросу мы еще вернёмся позже.

- А сейчас мы будем работать по теме «Живая и неживая природа». А назовём мы его словами известного человека Иоганна Гёте: Природа может всё и всё творит. Слайд№7

- Что вам хочется узнать по этой теме? Слайд№8

1. Узнать чем живая природа отличается от неживой.

2. Узнать как связаны между собой неживая и живая природа

3. Узнать как (кто-то) влияет на живую и неживую природу

Участвуют в диалоге.

Практическое задание

Обводят свою ручку и вырезают.

Обращаются к собственному опыту, для ответа на вопросы.

- Живая и неживая природа

Совместное целепологание урока.

Определяют задачи урока.

- Птица в чём-то испачканная.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, обращаться к различным словарям, справочникам

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями

Открытие нового знания

- Книга лучший источник знаний. А знания необходимые нам сейчас мы найдем в нашем учебнике на странице 25.

Учебник с. 25

Чтение второго абзаца Слайд№9

- Как вы думаете, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы?

беседа

- Проверим себя на «Страничках для самопроверки»

Учебник с. 140

Чтение информации Слайд№10

Давайте сделаем вывод:

Показать дли примера камень и цветок

Дополнительное задание по времени (парная работа)

- Ребята, справились ли мы с первой задачей? Узнали чем отличается живая от неживой природа?

Чтение по вызову учителя второго абзаца.

Выдвигают свои предположения

Чтение информации, проверка своих предположений

Делают выводы с опорой на примеры

Подтверждают решение первой задачи

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Выделять существенную информацию из текста

Осознанно строить речевое высказывание; строить высказывания, понятные для партнёров.

Физминутка

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступаем все к зарядке

То на стену посмотрели

То в окошко поглядели

Вправо влево, поворот,

А потом – наоборот…

Выполняют команды.

Снятие напряжение, смена деятельности.

Работа по теме урока

- Для решения второй задачи,  я предлагаю вам поработать в рабочей тетради.

РТ с. 19№3

Чтение задания

- Я предлагаю немного изменить задание. Я буду загадывать загадки, а вы будете  рисовать отгадки.

1. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все (солнце)

2. Он вокруг, его невидим, только всем необходим: 
Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой. 
Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой(воздух)

3. В морях и реках обитает, но часто по небу летает.

А наскучит ей летать, на землю падает опять(вода)

4. Высока и зелена

Будет скошена она.

Овцы, козы и коровы

Есть всегда ее готовы.(трава)

5. Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился (одуванчик)

6.Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки(дерево)

7.Он по полю ловко скачет,
Как пушистый белый мячик. 
Летом бел, зимою сер.
И немножко окосел

-Кто Он?  Угадай - ка!
Ну, конечно, (зайка)
8. Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая (бабочка)

9. Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это –(птицы)

- Вот такая замечательная картина природы у нас получилась. Теперь составим схему:

- Какие объекты неживой природы мы рисовали? (солнце, воздух, вода). Наклейте эти названия вверху нижней рамки.

- Трава, цветы, деревья – одним словом? (растения) наклейте внизу.

-Зайчик, бабочка, птицы , это ? (животные). Клеим снизу. И пусть у вас останется немного свободного места внизу. Давайте посмотрим, как связано солнце и растения?

 - Нарисуем стрелочки. Нужен ли солнечный свет и тепло животным?

- Расскажите, а без воздуха росли бы растения и жили бы животные?

- А что вы думаете насчет воды?

-А теперь давайте подумаем, кого мы еще не указали из объектов живой природы? Кто созданный природой питается, дышит, растет и приносит потомство, а в конце своей жизни умирает? (человек)

- Это и есть то самое слово скрытое знаком вопроса. Слайд№11

- Будем ли мы проводить стрелочки от солнца, воздуха и воды к человеку?

Вывод:

- Какой мы можем сделать вывод? Какая связь есть между неживой природой и живой? Что станет с живыми существами если не будет объектов неживой природы?

-Вот мы и подошли к решению третьей задачи:

- Подумайте, а влияет ли человек на объекты живой и неживой природы?

Беседа

- Выяснить влияние человека на природу нам поможет работа в группах.

Отгадывают загадки и рисуют природные объекты в рабочей тетради

Участвуют беседе.

Заполняют схему

Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

осуществлять совместную деятельность; 

Практическая работа

Групповая работа

Чтение задания и правила работы в группе Слайд№12

1.Убрать мусор

2.Покормить птиц

3. Огородить муравейник

4. Очистить водоём

5. Посадить саженцы деревьев

6. Заделать раны у березы

Выступления, проверка информационной карты  и оценка работы групп

Раньше Земля не знала такого

Банки, бутылки везде не бросали

В реку отходы и нефть не сливали

Трубы заводов так не дымили

Не было столько автомобилей

Столько лесов не вырубали

И зверей в лесах не уничтожали.

Нет в лесах теперь зверей,

Человек ведь всех главней!

- Те дела, которые вы сейчас выполняли. Сможете ли и в реальной жизни воплотить. А что вам для этого надо? А хотите ли вы это сделать? А почему?

 - Людей, которые совершают такие поступки, ни за деньги или вознаграждения, а просто по зову сердца называют добровольцы или волонтеры. Это люди, которые не могут оставаться равнодушными, у которых беспокойные сердца. Также как и вы таких людей трогают последствия человеческого влияния на природу. И таких людей не мало. Поэтому 2018 год в России назван годом волонтёра Слайд№13

Просмотр видеоролика Слайд№14

- Волонтеры помогают всем кому нужна помощь: детям, старикам. Больным. Волонтерство, которое направлено на охрану природы называется экологическое волонтерство. Слайд№15,16Люди убирают мусор, сажают деревья и цветы, защищают животных. В Тюльганском районе тоже развито экологическое волонтёрство: неравнодушные люди участвуют в экологической акции «Генеральная уборка страны» (18 сентября), в акции «Вода России» и др.  

Работа в группах

Участвуют в беседе

Выслушивают задание, распределяют роли в группе, решают проблемы, презентуют результат.

Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Осуществлять анализ, сравнение,  обобщение; пользоваться различными видами чтения: изучающим, поисковым; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие; выполнять логические действия с материалом.

Подведение итогов урока

- Давайте вспомним,  что мы хотели узнать в начале урока.

Слайд№17

- Итак, все задачи решили?

Анализируют свою работу, обобщают полученные знания.

Осуществлять итоговый контроль по результату.

Домашнее задание

- Ваше домашнее задание вы найдёте в буклетах, которые я вам раздам. Там есть задание для всех обязательное и дополнительное, для тех кто хочет поделиться своим опытом в деле экологического волонтёрства.

Слайд№18

1.  учебник с. 24-27 РТ с. 17№2,3,4

2. Подготовить сообщение «Как я отношусь к природе»

Получают инструкцию по выполнению домашнего задания.

Формировать готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.

Рефлексия

- Сегодня вы узнали о волонтерском движении. И я увидела, что у вас беспокойные  сердца. А вам не захотелось ли  вступить в их ряды?

Доброта их сердец

Необъятна и бескрайна.

Добровольцем ведь не станет,

Заглянувший к ним случайно

Только тот, кто боль чужую

Примет будто бы свою.

Сможет помощь оказать

Нужную и своевременную.

- Возьмите свои ладошки. Если вам понравился урок, нарисуйте сердце на своей ладошке. Если вы обладаете беспокойным сердцем и готовы вступить в ряды волонтеров, тогда наклейте свою ладошку на это сердце

Самооценка собственной деятельности

Адекватно оценивать свои достижения

Дополнительное задание

Парная работа

Применение знаний

Раздать  листочки. Чтение задания и правила работы в паре Слайд№10

Представление выполненного задания

Работают в паре. Первая пара читает свои слова, остальные проверяют и если необходимо вносят коррективы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России" "Формы земной поверхности".

    Тема урока« Формы земной поверхности . Водоёмы .» .      Урок рассчитан на учащихся 2 класса  .      Урок позволяет ра...

Конспект урока окружающего мира "В школе" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: В школеЦели урока:- изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения ...

План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Россия - Родина моя!"

урок построен по принципу путешествия по климатической карте: начинаем с Севера и дальше на юг....

Конспект урока окружающего мира. 4 кл. Тема: «Трудовой фронт России»

Тема: «Трудовой фронт России». Перспектива – 4 класс.Тип урока: комбинированный.Цель: познакомить учащихся с историей Трудового фронта России. Планируемые результаты: Личностные:  воспитыват...