Технологическая карта по окружающему миру на тему: «Средние века: время рыцарей и замков» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Осипова Татьяна Сергеевна

Цели деятельности учителя: формирование  представления о Средневековье; ознакомление учащихся с мировыми религиями: христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом; развитие кругозора учащихся, устной речи, творческого мышления.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать значение понятий: «средние века», «рыцарь», «замок рыцаря», «иудаизм», «буддизм», «христианство», «ислам»;
  • Уметь описывать по картине замки где проживали рыцари;

Личностные:

  • Проявлять целостное восприятие окружающего мира.
  • Определять личностный смысл в изученном содержании.
  • Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс,  2 часть (УМК «Школа России»),рабочая тетрадь, учебная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рыцарь

  • Какой он должен быть?
  • Какая у него внешность ?
  • Где живет?
  • Вы бы хотели стать рыцарем?
  • Почему?

Замок

  • Какие были замки в средние века?
  • Кто в них жил?
  • Из чего они сделаны?
  • Вы бы хотели жить в замке?
  • Почему?

Книгопечатание

  • Что такое книгопечатание?
  • Когда оно появилось?
  • Кто его изобрел?
  • Для чего они было изобретено?
  • Как вы думаете, нужно ли было книгопечатание в средние века?


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\5698.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дата: 30.01.18.                                                                      ФИО Учителя школы: Маркова Ксения Александровна___________

Школа: 148                                                                                  ФИО Методиста ЧПК№1:Горячёва Светлана Леонидовна_______

Класс: 4 «Е»                                                                      ФИО Студентки 36 группы: Осипова Татьяна Сергеевна

Кабинет: 113

Время занятия: 11:10 – 11:50 (4)

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Средние века: время рыцарей и замков»

Цели деятельности учителя: формирование  представления о Средневековье; ознакомление учащихся с мировыми религиями: христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом; развитие кругозора учащихся, устной речи, творческого мышления.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать значение понятий: «средние века», «рыцарь», «замок рыцаря», «иудаизм», «буддизм», «христианство», «ислам»;
  • Уметь описывать по картине замки где проживали рыцари;

Личностные:

  • Проявлять целостное восприятие окружающего мира.
  • Определять личностный смысл в изученном содержании.
  • Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс,  2 часть (УМК «Школа России»),рабочая тетрадь, учебная презентация.

Этап урока, методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный

беседа

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Сергеевна, сегодня урок окружающего мира проведу я.

-Мы с вами продолжаем путешествие по страницам всемирной истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны быть внимательными и активными.

- А в ходе урока за правильные ответы на мои вопросы, я буду выдавать вам жетоны, а для чего, вы узнаете в конце урока.

-Готовят рабочее место.

-Ответы на вопросы учителя

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный

беседа

3 мин

Повторение изученного материала.

- На прошлом уроке вы совершали

путешествие в Древний Египет, Грецию и Рим, поэтому вам сейчас предстоит вспомнить про мир древности и ответить на вопросы:

1. Как называли Египет 5 тыс. лет назад?

2.Как звали богов Египта?

3. Какими знаками писали египтяне?

4. Гробница фараона в Др.Египте?

5.Что является сердцем Афин?

6.Самый известный храм Акрополя?

7. Храм всех богов в Риме ?

Какой город был погружен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий?

-Какие вы молодцы! Ответили на все вопросы.

-Отвечают на вопросы учителя.

- Дар Нила

- Ра, Себек, Тот

-Иероглифами

-Пирамида

- Акрополь

- Парфенон

- Пантеон

- Помпеи

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

Словесный

беседа

Наглядный:

работа с презентацией;

работа с учебником

4 мин

Целеполагание.

-Ребята, посмотрите на слайд, скажите что вы видите?

-Правильно – это рыцарь, замок, и часы.

-Ребята, скажите мне, а в каком веке в столице Чехии – Праге были изобретены механические башенные часы?

-Так значит, какая тема нашего урока?  Давайте откроем учебник на 15 странице и в слух прочитаем тему сегодняшнего урока. «Средние века: время рыцарей и замков».

- Отлично, а какие цели мы с вами поставим?

(формировать  представление о Средневековье; познакомить учащихся с мировыми религиями: христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом; развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление.) Верно.

-Рыцаря, замок, часы.

- В средние века.

- Средние века: время рыцарей и замков.

- Узнать о рыцарях и замках, узнать что такое средневековье

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

IV. «Открытие» нового знания

Словесный

Беседа

Наглядный

Работа с учебником

Наглядный

презентация

Наглядный

Работа с учебником

Динамическая пауза

20

мин

1 мин

Объяснение.
-Иные люди, иные времена,
Всё это безусловно интересно.
Все говорят про Средние века,
Мы приоткроем тайные завесы.

-А сейчас мы с вами начнем читать по цепочке.

- Ребята, опишите по фотографиям достопримечательности.

-Все верно, я вам покажу видео про часы, и вы мне ответите на вопрос, что вы о них узнали.

-Многие современные города возникли в Средневековье: Берлин, Копенгаген, Амстердам. Среди них и столица нашего государства Москва.
- Давайте на время представим эту эпоху и окажемся среди благородных воинов и увидим их жизненный уклад.
- Кто скажет, а как по другому называли этих воинов?
- Как вы понимаете слово РЫЦАРЬ?
Вот так даётся это слово в толковом словаре Ожегова С. И.
РЫЦАРЬ – это смелый, благородный, безупречный человек.
Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечём. Кроме этого пением и танцами. Мальчиков приучали держать данное слово, быть предупредительным и вежливым, выручать друг друга в беде, заступаться за слабого человека, благородно и возвышенно относиться к женщинам.
- Скажите, ребята, где могли жить рыцари?
У рыцарей были – ЗАМКИ. В каждой стране были свои рыцари и их называли по разному. В Средневековье в Европе рыцари исповедовали – ХРИСТИАНСТВО. (появляется на доске табличка)
- Кого называли христианами? (ответы детей)
- Это люди, которые верят в Иисуса Христа божьего сына.
-Посмотрите на фотографию на которой изображён замок рыцаря
Христианина.
-У этого замка массивные стены с маленькими окнами и башнями со шпилями.
- На Ближнем Востоке, у арабов, возникла вера – ИСЛАМ. Те, кто исповедовал ислам, называют мусульманами. Эти люди веруют в Аллаха.
-Посмотрите на фотографию, на которой изображён замок мусульманского рыцаря, их называли арабскими воинами.
-У этих замков переплетены ажурные арки, изящные купола. Стены оформлялись резьбой, узорной кладкой.
-В Индии возникла вера – БУДДИЗМ. Те люди, которые верят в это учение Будды, называют буддистами. 
-Посмотрите на фотографию, на которой изображён замок буддийского рыцаря, его ещё называю самурай.
-Это открытые, светлые замки, прямоугольной формы и крышей с плавно – изогнутыми краями.

-В Палестине возникла вера – ИУДАИЗМ. -Люди, которые относились к этой вере назывались – ИУДЕИ, или еврейский народ. -Обратите внимание на слайд, вот такие были замки у рыцарей.

- Все замки строились на возвышенностях и окапывались рвом с водой. Это необходимо было для зашиты от врагов. Давайте прочитаем на стр. 18 информацию.

-Ребята, представьте, что вы рыцари из Средневековья, в каком бы замке вы хотели жить?

-Ребята, а вы знаете, что такое книгопечатание, когда и кем оно было изобретено?

Книгопечатание — процесс создания печатной продукции. А вот когда и кем было изобретено, мы с вам узнаем на 20 стр.

-Звучит веселая музыка учитель показывает движения.

- Читают по цепочке

- Описывают достопримечательности.

-Площадь очень большая, там проходит очень много людей.

-Часы интересные, большие, там есть фигурки апостолов.

-Занимают первое место из всех достопримечательностей Праги.

Построены  в начале 15 века и т. д.

-Рыцари

- Этот тот человек, который ходит в доспехах, у него есть конь и он защищает своего короля и его королевство.

- В замках

-Слушают учителя

- Людей, который крестили

- В большом, красивом, на  самом высоком холме

 -Нет

-Слушают учителя

- Повторяют движения за учителем

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное

закрепление во

внешней речи

7 мин

Работа в группах.

-Итак, ребята слушаем внимательно, вам нужно будет написать небольшой рассказ  о рыцарях, о замках и о книгопечатании включая те знания, которые вы получили сегодня. Сейчас вам раздадут листочки, на которых вы будете писать ваши рассказы.

-Для начала, давайте вспомним правила работы в группе.

-Хорошо, объединимся в группы по рядам.

-Ребята с 1 ряда, подойдите к первой парте, ребята со 2 ряда- к последней, а ребята с 3 ряда- к первой парте, можете подставить стульчики по бокам.

-Очень важно определить капитана группы, который будет представлять вашу работу.

-После того, как все справятся с заданием, капитану команды нужно выйти к доске, и выступить с рассказом.

-Отлично, замечательные рассказы.

-Работают в группах

-Уважать мнение других, давать высказаться всем, работать в тишине.

- Выступают с рассказами

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область.

VII.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой

Наглядный.

Работа с раб. тетрадью

5 мин

Выполнение самостоятельной работы.

Работа с печатной тетрадью.

-Открываем рабочую тетрадь на странице 7, читаем задание. Все понятно? Выполняем.

-Открываем стр. 8. Смотрим на задание № 2. Читаем.  Выполняем на стр.8 задание № 3.

-Проверка заданий( ставят + и - ) у кого все правильно выдаю жетон.

-Открывают рабочие тетради

-Выполняют задания самостоятельно

Р: осуществлять итоговый контроль

VIII. Включение

в систему

знаний.

Словесный

Беседа.

Домашнее задание. Инструктаж.

3мин

Подведение итогов урока.

 -Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке.

- С чем мы сегодня познакомились?

- Какие цели ставили в начале урока? (на слайд)

-Выполнили мы их?

-Записываем домашнее задание. Стр. 21 № 2

-Кто прочитает? Все понятно?

- С рыцарями и замками

- Узнать о рыцарях и замках, узнать что такое средневековье

-Да

-Да

Р: осуществлять итоговый контроль;

 Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.

IX. Рефлексия

деятельности

Словесный

беседа

6 мин

-Итак ребята, наш урок  подошел к концу, обратите внимание на доску вам нужно будет закончить предложение.  На  листочках подпишите фамилию и имя.( раздача листочков)

Закончи предложение: «На уроке мне ...» Было интересно ...

Было не понятно ...

Было  понятно ...

Я работал хорошо, потому что….

Мне понравилось работать в группе, потому что….

-Итак ребята, а  сейчас подсчитываем жетончики, у кого сколько?

-Отлично! Награждается Ф.И. За самое активное участие на уроке окружающего мира.

-Награждается Ф.И.  за  внимательность на уроке окружающего мира.

-Награждается Ф.И. за познавательные ответы на уроке окружающего мира.

-Аплодисменты!

-Слушают учителя

-Заполняют анкету

- Подсчитывают жетоны

Р: анализировать собственную работу.

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Средние века. Время рыцарей и замков.

Урок с использованием интерактивной доски по программе "Школа России"....

Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".

Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".(Система Л.В Занкова). 4-й классСегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца V века до конца XV века и наз...

Открытый урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков"

Урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков" 4 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урокаФИО учителя: Шевченко Анна НиколаевнаКласс: 4     УМК «Школа России»Предмет: Окружающий мирТема: «Средние века: время рыцарей и замков...