Конспект урока по окружающему миру "Великая война и Великая Победа". 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок - "Открытие новых знаний."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okr_miru.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в 4 классе

Великая война и Великая Победа

Тип урокаурок «открытия» новых знаний

Цель урока: показать значимость Великой Отечественной войны и научить

видеть следы военной жизни в окружающем мире

Задачи:

Обучающая:

1. Актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;

  1. Систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;

Воспитательные:

- воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;

- уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.

Развивающие:

1. Развивать личностные умения:

- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

2. развивать предметные умения:

- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

3. развивать надпредметные УУД:

Развивать познавательные умения:

-поиска и выделения необходимой информации из различных источников;

-извлекать необходимую информацию из текста;

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», Москва «Просвещение», 2013 г., рабочая тетрадь, видеоролик «Священная война».

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

(Эмоциональный настрой)

Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

- Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Кто правил жизнью страны после 1917 года?  Партия

большевиков.

2. Как позднее стали называть большевиков? Коммунистами. 

3.Какое новое государство появилось на карте в 1922 году?  

Союз Советских Социалистических Республик 

4. Сколько союзных республик вошло в состав СССР? (15) 

5. О каких решительных изменениях в образовании говорит

иллюстрация? В стране началась борьба с безграмотностью.  Слайд №1

6. Какие новые постройки появились в это время в нашей стране?

(Новые города, заводы,  электростанции; в Москве метро.)

7. Как изменилась жизнь деревни?  (Крестьяне получили   землю. Стали приучать хозяйствовать по новому, коллективно.)

   8. Каких успехов добилась страна к концу 30-х годов?

     (Страна выпускала собственные самолёты, автомобили, тракторы.)

Работа в парах.

- Давайте проверим друг у  друга выполнение задания 1,3,4 на стр. 52-53 в  рабочей тетради. Слад №2

Дополнительные сообщения

- Как развивалась индустрия Самарской области в 1920 -1930 годы? (Сообщения детей) Слайд №3,4,5,6

 III. Самоопределение к деятельности.

Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства.  В Средние века более ста лет продолжалась война, названная Столетней. Но две войны занимают особое место в истории человечества – это мировые войны, в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе эти войны пришли из Германии.

(Слайд №7 «Памятник неизвестному солдату»)

- Вы узнали это место? Что вы можете о нем рассказать? (Это место находится в Москве, памятник Неизвестному Солдату, в День Победы люди возлагают цветы к Вечному огню.)

- Верно, ребята, это мемориал «Могила Неизвестного Солдата». На надгробии – Боевое Красное знамя, солдатская каска и лавровая ветвь – символы скорби и почести, отлитые из меди в память о наших солдатах, погибших в боях во время Великой Отечественной войны. Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

- Сколько лет миновало со дня окончания Великой Отечественной войны? (73 года)

- Какие памятные места, связанные с этим событием, есть в нашем городе? (Вечный огонь Славы, сквер Славы) Слайд №8,9

- Думаю, вы догадались о теме урока. Попробуйте сформулировать ее и учебные задачи, которые мы поставим перед собой.(Тема «Великая Отечественная война. Задачи: расширить и углубить наши знания об этой войне).Слайд 10

- Запишем тему урока в тетрадь.

IV. Открытие нового знания.

  1.  Рассказ учителя

1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двадцать европейских стран были захвачены фашистами. Слайд 11

   В 4 часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии (5,5 млн человек) перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты (5 тыс.) начали бомбить советские города. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. 

   2. Работа с иллюстрацией.

 - Рассмотрите внимательно фотографию на стр.141 учебника. Как вы думаете, что испытывали люди, когда слушали объявление о начале войны? (высказывания детей) слайд

(прослушать песню «Священная война») Слайд

Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание, на это рассчитывали фашисты. Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.

3. Работа с отрывками из писем немецких и русских солдат.

- На ваших столах лежат отрывки из писем немецких и русских солдат. Внимательно изучите их, сопоставьте и скажите, какую цель преследовали русская и немецкая армии? Работаете в парах. Читаете по очереди. Каждому ряду своё письмо. СЛАЙДЫ 2 - 4

Немецкий ефрейтор Вагнер 26 июня 1941 года.

«Всё отлично. Мы снова разобьём страну, победив на этот раз Красную армию. Наша рота первой переправилась через Буг, уничтожила 3 бункера и за первый день продвинулась вглубь на 40 км».

Последнее письмо А. Голикова жене. 28 июня 1941 года.

«Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно».

2 группа.

Письмо немецкого ефрейтора Брауна 27 июня 1941 года.

«За сегодняшний день мы сильно продвинулись вперёд. Авиация ведёт активные действия. Наши бомбардировщики сбивают один русский самолёт за другим. Их почти уже не осталось».

Письмо Героя Советского Союза В. Клочкова жене и дочери.

25 августа 1941 года.

«Для будущего всех детей, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей. В случае чего, жалей и воспитывай нашу дочку, говори ей, что отец любил её и за её счастье бил паразитов».

3 группа.

Письмо немецкого унтер-офицера Бернга.

«И большую Россию мы тоже захватим. Ведь если Гитлер предпринимает что-либо подобное, ему это удаётся всегда».

Из письма русского солдата дочери.

«Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас наш народ».

Опираясь на содержание писем, скажите, какой характер войны был у немецких солдат?

- А за что сражались русские солдаты?

Итак, со стороны немцев велась война захватническая, несправедливая.

- А какую войну вёл наш народ? (справедливую, освободительную)

Уже в конце июля многие немецкие генералы поняли, что «БЛИЦКРИГ» (молниеносная война) провалился. По «Плану Барбаросса» немцы собирались уничтожить Красную Армию за 6-8 недель. Брестскую крепость планировали взять за 2-3 дня.  Но  организованные бои велись до 22 июля. Отдельные солдаты,  укрывшиеся в казематах, стреляли  в спины немцам ещё несколько месяцев.  Слайд20
В результате неблагоприятного для Советского Союза исхода приграничных сражений немецко-фашистские войска в короткие сроки ( к 10.07.1941г.) продвинулись на 500 – 600 км в глубь нашей страны, вышли  на дальние подступы к Ленинграду.

4. Работа по учебнику.

Откройте учебник. Первый вариант читает с.142, 143. Второй вариант с.144, 145 и выпишите величайшие сражения.(Сентябрь-декабрь 1941 г. – битва за Москву.

1942–1943 гг. Сталинградская битва. Июль – август 1943 г. - Курская битва)

На ленте времени отмечают даты сражений (записи в тетради)

1.  8 сентября 1941года -  январь 1944 года блокада Ленинграда;

2.  30 сентября 1941 года –  20 апреля 1942 года   битва под

Москвой;

3.  17 июля 1942  - 2 февраля 1943года – победа в Сталинградской

битве;

4.  5 июля 1943  - 23 августа 1943 года  - Курская битва;

5.  9 мая 1945 года - День Победы. Слайд

V. Физминутка

Левой,  правой  шаг вперёд (шагают на месте)

На войну идёт народ.

Смотрим мы по сторонам,

Но не видно врага нам.

Мы склонились над землёй

Слава Родине родной (хлопают в ладоши).

- Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Георгия Константиновича Жукова, К.К. Рокоссовского, А.М. Василевского, И.С. Конева, Н.Ф. Ватутина и других. Свыше 11 тыс. воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза.

- Героями в этой войне были не только люди, ими становились даже города. 12 городам Советского Союза было присвоено звание города-героя.

Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год*;

Сталинград (Волгоград) – 1945 год*;

Москва -1965 год;

Тула -1976 год;

Мурманск -1985 год;

Смоленск -1985 год.

Новороссийск -1973 год

Севастополь -1945 год*;

Минск - 1974 год;

Одесса – 1945 год*;

Брест (крепость-герой) -1965 год;

Керчь – 1973 год;

Киев -1965 год;

45 городов воинской славы.

   24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли на площади солдаты - победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Победы К. Жуков.

VI. Подведение итогов урока.

- Блицопрос:

  • Когда началась Вторая Мировая война? (1939г.)
  • Когда фашистская Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1945 г.)
  • Кто руководил захватом нашей Родины? (Адольф Гитлер)
  • Какая битва стала первым поражением врага? (Битва под Москвой)
  • Почему война называется Великой Отечественной? ( На борьбу поднялся весь народ)
  • Сколько лет шла война? (4 года)
  • Какой день стал Днем Победы (9 мая)

Составление синквейна

Война

Страшная, беспощадная

Убивает, уничтожает, рушит

Война приносит горе в каждый дом.

Жестокость Боль Смерть

1.В первой строчке - слово (война)  

2. Вторая строчка - два прилагательных к этому слову,  

3. Третья строчка - 3 глагола,  

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов,  

5. Последняя строка - это синоним к слову.  

VII. Рефлексия

  Продолжите высказывания:

∙  На уроке я узнал...

VIII. Домашнее задание

А) Учебник стр. 140 – 145, пересказ.

Б) Подготовить творческую работу по выбору:

1. Узнай у своих родителей, кто в вашей семье участвовал в Великой Отечественной войне. Составь об этом рассказ.

2. Найди открытки, плакаты, посвящённые Великой Отечественной войне. Постарайся узнать, какие события на них изображены.

3. Вспомни строки из песен, стихотворений, посвящённых Великой Отечественной войне. Сделай иллюстрации к этим строкам.

В) Индивидуальные задания (пересказ материала, который подготовил учитель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.

"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Природа в классе» 1 класс

Цель урока: 1. Учащиеся имеют расширенное представление о комнатных цветах.2. Умеют различать комнатные растения...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Великий круговорот жизни" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему "Великий круговорот жизни" 3 класс УМК "Школа России"...

открытый урок по окружающему миру "Время Петра Великого", 4 класс

Урок был проведен на районном семинаре учителей начальных классов. Получил высокий балл. Учебник А. А. Плешакова....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему  "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс...