КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Холмы и овраги», УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Марцениус Елена Константиновна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Холмы и овраги»

 

Цели деятельности учителя: формирование понятий «холмы», «овраги», «части холма», «части оврага», формирование умения определять виды склонов, части холма и оврага, называть их.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать понятия «холмы», «овраги», способы изображения земной поверхности, виды склонов холмов и оврагов.

-уметь называть части холма, определять виды склонов.

Личностные:

-положительно относиться к учению;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», Федотова О.Н., 3 кл., 1 ч., стр.31-34, рабочая тетрадь 1 ч., стр. 11-12, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_3-6_klass.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:         28.09.18                                                                                               ФИО учителя: Пискунова Ирина Викторовна

Школа: 95                                                                                                                            ФИ студента: Марцениус Елена

Класс: 3-6                                                                                                       ФИО методиста: Горячева Светлана Леонидовна

Кабинет: 102

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Холмы и овраги»

Цели деятельности учителя: формирование понятий «холмы», «овраги», «части холма», «части оврага», формирование умения определять виды склонов, части холма и оврага, называть их.

Планируемые результаты:

Предметные: 

-знать понятия «холмы», «овраги», способы изображения земной поверхности, виды склонов холмов и оврагов.

-уметь называть части холма, определять виды склонов.

Личностные: 

-положительно относиться к учению;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», Федотова О.Н., 3 кл., 1 ч., стр.31-34, рабочая тетрадь 1 ч., стр. 11-12, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

(Словесный – беседа)

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята. Встали ровно, подравнялись.
-Повернитесь к соседу по парте лицом, улыбнитесь ему, и скажите «Желаю тебе успехов на уроке»
-Молодцы, тихонечко сейчас сядут девочки и так же тихо сядут мальчики.

-Здравствуйте.

-Желаю тебе успехов на уроке»

Л: нравственно-этическая ориентация.

II. Актуализация знаний и мотивация

 (Наглядный – демонстрация)

(Словесный-беседа)

2-3 мин

Повторение пройденного материала:

-Как должен сидеть ученик? Вот и покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

-Ответьте мне на вопросы:

-Какие есть способы изображения земной поверхности?

-Какой из способов изображения земной поверхности самый подробный?

-А сейчас я буду вам показывать фото условных обозначений на слайде, а вы будете мне их называть.

-Ноги на полу, спину прямо, руки вместе, между партой и животом 1 кулачок.

-План местности, глобус, карта, аэрофотоснимок.

-План местности.

(река, мост, овраг, обрыв, леса, кустарники)

Р: саморегуляция:

 

III. Постановка учебной задачи

(Словесный – беседа)

(Проблемное изложение)

(Наглядный-иллюстрация)

(Словесный-беседа)

5 мин

Объяснение нового материала:

-Посмотрите на слайд, там вы видите разные фото нашей планеты Земля. Как красива и разнообразна поверхность нашей Земли! Идеально ровной поверхности нет. Неровности есть везде, но разных форм и размеров. Самые маленькие неровности, такие как отдельно лежащий камешек или трещина в почве, могут заметить лишь муравей или гусеница. Человек обращает внимание на большие неровности, которые сопоставимы с его собственными размерами, то есть на неровности от 10-15 см до 1-1,5 м высотой; правда, они часто скрыты травой, кустарником или лесом. Это самые разнообразные кочки, бугры, рытвины.
-На прошлых уроках вы узнали, как называется ровная поверхность Земли. Кто мне скажет ее название?

-А сейчас прослушайте загадки и скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке:

А я большим не вышел ростом,

Нет снега, да не крут и склон,

И называюсь очень просто

Меня все узнают, как ….. (холм)

От дождей, текучих вод

Он растет из года в год

Он полей равнинных враг

А зовут его ….. (овраг)

-Так о чем мы сегодня с вами будем говорить? Или какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

-Хорошо, тогда какие вы поставите себе цели на этот урок?

-Равнина.

-Холмы.

-Овраги.

-«Холмы и овраги»

-Узнать, что такое холмы и овраги. Научиться их различать.

Л: анализ и синтез;

Р: целеполагание; планирование.

П: осознание и произвольное построение речи.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

IV. Открытие нового знания

(Словесный – объяснение, беседа)

(Наглядный – демонстрация)

3 мин

-Как вы думаете, что такое холм?

-Верно. А что такое холмы и как они могут располагаться?  Для того, чтобы ответить, посмотрите на слайд, там вам изображена подсказка (на слайде фото одиночного и групповых холмов).

-Вы правы. Но холмы, также, могут располагаться поодиночке или группами. Нередко холмы сливаются между собой, образуя возвышения, которые тянутся на десятки километров.

-Небольшое возвышение.

-Холмы – это небольшие возвышения, которые могут располагаться по одному или группами.

Л: анализ; синтез;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

V. Первичное закрепление во внешней речи

(Словесный – беседа)

(Практический – упражнение)

(Наглядный-демонстрация)

(Парная работа)

9 мин

Работа с учебником:

-Прочитайте текст перед картинкой на странице 31.

-Расскажите друг другу в парах, о чем в нем говорится.

- А сейчас, рассмотрите холм на иллюстрации (с. 31).

-Покажите мне на доске (слайд), где у данного холма вершина, а где подошва.

 -Хорошо, а теперь, глядя на этот холм, скажите, с какой стороны на него удобнее подниматься? Почему?

-Хорошо, давайте теперь проверим ваши убеждения, прочитав текст на странице 32 про себя.

-В парах обсудите, что же вы узнали из этого текста. Кто-то один скажет всем, что он узнал.

-Хорошо, а теперь кто-то один покажет на слайде, а все остальные внимательно посмотрят, где же на нашем холме склон пологий, а где крутой. И объяснит нам все, почему он так решил.

-О холмах. О том, что самое высокое место на холме – это его Вершина, а место, где холм переходит в равнину – подошва.

-С левой стороны. Потому что подошва холма более плавно перетекает в равнину именно с левой стороны.

-Что, если равнина плавно переходит в склон, то по нему легко дойти до вершины, и что такой склон называется пологим. А если на вершины холма взобраться трудно, то такой склон называется пологим.

-Слева склон пологий, а справа крутой.

Л: анализ, синтез.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

П: осознанное и произвольное построение речи.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата.

Динамическая пауза

(Наглядный-демонстрация)

2 мин

-А сейчас вставайте со своих мест и повторяйте за мной.

Ровно встали все ребята

Маршируем, как солдаты.

Руки вверх и руки вниз

На носочки поднимись.

Поднимись еще разок,

Улыбнись-ка всем, дружок.

И с хорошим настроением,

Ты за стол опять садись.

Ровно встали все ребята

Маршируем, как солдаты.

Руки вверх и руки вниз

На носочки поднимись.

Поднимись еще разок,

Улыбнись-ка всем, дружок.

И с хорошим настроением,

Ты за стол опять садись.

Р: саморегуляция.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

(Словесный – беседа)

(Практический – упражнение)

(Наглядный – демонстрация)

7 мин

Работа с рабочей тетрадью:

-А сейчас, откройте свои тетради на странице (11), №16. Прочитайте к нему задание.

-Хорошо, то есть вам нужно сначала догадаться, о каком же склоне идет речь: о пологом или о крутом. Затем найти этот склон и нарисовать на нем простым карандашом стрелочку. Это задание мы выполняем самостоятельно и даю я вам на него 2 минуты. Приступаем к работе.  СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ УЧЕНИКИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ С УЧЕБНИКОМИ

-Проверяем. Кто выйдет к доске и указкой на слайде покажет, какой же он склон отметил, и скажет его правильное название?

-Верно. А как будет называться другой склон? И где он будет располагаться?

-Хорошо, у кого иначе? Почему?

-Рассмотри рисунок холма. Покажи стрелкой склон, по которому во время дождя потом воды будет сильнее. Такой склон холма называется……склоном.

-Этот склон называется пологим и крутым и располагается он по правой стороне холма.

-Другой склон называется пологим и располагается он прямо посредине холма.

-У меня, потому что…..

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

Л: анализ, синтез, сравнение;

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – беседа)

(Наглядный – демонстрация)

(Работа с книгой)

(Работа в парах)

10 мин

-Хорошо, мы многое узнали о холме, но нам еще предстоит узнать кое-что об овраге. Для этого откройте учебник на странице 32. Там вы видите рисунок. Посмотрите на него и скажите, как, по вашему мнению, образуется овраг?

-Хорошо, давайте проверим ваши предположения, прочитав текст на странице 33.

-А сейчас посмотрите на слайд, там вы видите рисунок оврага на берегу реки Тальянка (картинка с учебника на стр.33). Посмотрите внимательно, у оврага этого есть вершина – это место, где овраг начинается, устье – где овраг заканчивается, и дно – это самая низкая часть оврага.

-Склоны его также бывают крутыми и обрывистыми.

-Сейчас повторите в паре, какие части есть у оврага и покажите их на картинке (стр.33) своему соседу по парте.

-Хорошо, кто выйдет, покажет и назовет эти часты оврага у доски?

-Хорошо, а вы знаете, как остановить рост оврага?  Что нужно сделать для этого?

-А я вам скажу, что во время сильных дождей по дну оврага течет быстрей мутный поток воды. По склонам оврага стекает вода, которая размывает земную поверхность, и для того, чтобы остановить рост оврага, по его склонам сажают деревья и кустарники, сеют травы.

-А как можно бороться с маленькими оврагами?

-Когда скапливается дождевая вода, то она давит на почву, и та размывается, образуя овраг.

-Вершина – это место, где овраг начинается, устье – где овраг заканчивается, и дно – это самая низкая часть оврага.

-По его склонам нужно сажать деревья и кустарники, сеять травы.

-Засыпать их камнями.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: анализ и синтез.

Р: Выбор наиболее эффективных способов действий.

Домашнее задание

1 мин

-Откройте свои дневники и спишите домашнее задание:

-Рабочая тетрадь №1, задание №17 (стр.12)

- Рабочая тетрадь №1, задание №17 (стр.12)

Р: Саморегуляция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – беседа)

(Наглядный – демонстрация)

 

5 мин

-Итак, наш урок подходит к концу. Сели ровно, подравнялись.

-Ответьте полным предложением по поднятой руке мне на вопросы:

-Какие склоны есть у холма?

-Какие склоны есть у оврага?

-Чем отличается холм от оврага?

-Какая была тема нашего урока?

-Какие я поставил перед собой цели?

-Посмотрите на слайд. На нем вы видите лестницу успеха. На верхней ступени стоят те ученики, которые активно работали на уроке, поняли тему и смогут о ней рассказать. На средней ступени будут те ученики, которые не очень активно работали на уроки, и которые поняли тему, но нуждаются в повторении. На нижней ступени будут те ученики, которые совсем не поняли новую тему.

-Кто стоит на верхней ступени, поднимите руку. На средней? На нижней?

-Спасибо за работу на уроке. Вы все большие молодцы.

-Пологие и крутые.

-Крутые и обрывистые.

-Холм – возвышенность, овраг - глубокая длинная впадина на поверхности земли.

-«Холмы и овраги».

- Узнать, что такое холмы и овраги. Научиться их различать.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

П: рефлексия способов и условий действия.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата.

Запасные задания

(Словесный-беседа)

(Наглядный-демонстрация)

(Практический – упражнение)

-Рабочая тетрадь, страница 12 №17.

-Что на необходимо сделать в этом задании?

-Показывать, где можно остановить его рост, вы будете при помощи рисунков деревьев и кустарников там, где это необходимо. Делаем это задание самостоятельно, на его выполнение даю вам 5 минут.

-Проверяем. Кто пойдем, покажет и еще раз назовет на слайде все части оврага, которые он подписал.

-У кого иначе, почему?

-Хорошо, а сейчас посмотрите на карточки, которые я вам раздала. На них вы видите холм. Ваша задача подписать его части.

-Кто выйдет, покажет и объяснит это на слайде?

-У кого иначе, почему?

-Рассмотреть рисунок оврага и отметить его части при помощи цифр, а также дополнить его, показав, где можно остановить рост оврага.

-Я отметил и подписал части оврага так, потому что…..

-У меня иначе, потому что….

П: анализ и синтез;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по УМК Перспективная начальная школа "Советы школьного врача"

Заседание научного клуба "Мы и окружающий мир". Презентация содержит полезные советы для младших школьников (здоровый образ жизни)...

"ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА" Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока разработан в соответствии с концепцией УМК "Перспективная начальная школа".  На уроке используется учебник "Окружающий мир" 1 класс (авторы Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, О.Н. Федо...

план-конспект урока по окружающему миру 4 класс "Зона степей" УМК "Перспективная начальная школа"

Цель урока :Ø  Создать условия для формирования у учащихся представлений о степи, её растительном мире, животном мире.Предметные задачи:Ø  Способствовать развитию умений у учащихся наблюдать...

Конспект урока литературного чтения на тему: "И. Крылов. Квартет" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с басней И.А. Крылова «Квартет»; формирование умений: анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности басни; осознанно и выразитель...

Конспект урока математики (2 класс). Тема: "Сложение круглых сотен". УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: формирование представления о «круглых» сотнях; развитие умения складывать «круглые» сотни через поиск и анализ информации; совершенствовани...

Конспект урока математики (3 класс). Тема: «Вычисление площади прямоугольника». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: закрепление знаний на тему нахождения площади прямоугольника; выполнение самостоятельной работы.Планируемые результатыПредметные: знать единицы измерения площади, формулу;ум...