Внеклассное занятие по окружающему миру "Чистая вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Пешкова Оксана Валериевна

Разработка+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistaya_voda.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по теме «Чистая вода!»

3 класс + (презентация «Чистая вода»)

Тема. Чистая вода! (слайд 1)

Цели и задачи:

  • рассмотреть причины загрязнения водоемов;
  • познакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения;
  • учить ребят бережно относиться к воде и экономить ее.

Ход занятия:

На доске девиз:   «Вода – одно из главных богатств человечества на Земле». (слайд 2)

1. Организационный момент

Учитель:         Вы слыхали о воде

                         Говорят она везде!

1 ученик :        В луже, в море, в океане,

                         И в водопроводном кране.

                         Как сосулька замерзает,

                         В лес туманный заползает

2 ученик:        Ледником  в горах зовется,

                         Лентой серебристой вьется.

                         Средь высоких стройных елей

                         Рушится потоком селей.

3 ученик:        На плите у вас кипит,

                         Паром чайника шипит,

                         Растворяет сахар в чае.

Учитель:         Мы ее не замечаем,

                         Мы привыкли, что вода-

                         Наша спутница всегда.

                         Без меня вам не умыться,

                         Ни наесться, ни напиться.

                         Смею вам я доложить:

                         Без воды нам не прожить!

2. Введение.

Учитель:  Сегодня мы с вами будем говорить о воде, о бережном отношении к ней.

Вода:               Без меня прожить не могут

                         Птица, зверь и человек,

                         И поэтому всегда

                         Всем везде нужна …

Дети хором:   ВОДА!

Учитель: Как вы думаете, много ли воды на земле? (ответы детей) (слайд 3)

Нашу планету называют «голубой планетой», так как вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Вода есть в воздухе (облака, пар, тучи и т.д.). Также вода есть под землёй - родники. Огромное скопление льда находится у Северного и Южного полюсов. Там лёд и на суше и в воде. Вода входит в состав любого организма: растения, животные (медуза состоит на 90 – 95 % из воды). (слайды 4,5,6,7)

Но где же берут воду, откуда пришла она?

2) Откуда пришла вода. (слайд 8)

учитель:       Спросил на днях малыш сосед

                      У струйки, льющейся из крана.

                      Откуда ты?

                      Вода в ответ:

                      Издалека, из океана!

1 ученик:       Потом малыш гулял в лесу,

                      Росой покрылась вся поляна.

                      Откуда ты? Спросил росу.

                      Издалека, из океана!

2 ученик:       На поле лег туман седой.

                      Малыш спросил и у тумана:

                      Откуда ты? Ты кто такой?

                      И я, дружок, из океана!

Учитель:     Удивительно, не так ли?

                      В супе, в чае, в каждой капле,

                      В звонкой льдинке,

                      И в снежинке,

                      И в дождинке,

                      И в росинке –

                      Нам откликнется вода-

                      Океанская вода!

3. Беседа. Почему воду нужно беречь? (слайд 9)

Учитель: Бурное развитие промышленности XX века привело к значительному загрязнению водоемов. А какая нам нужна вода? (Чистая)

Воды на земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства.

Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из – за их загрязнения.

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями, возникла проблема промышленного и сельскохозяйственного загрязнения воды.

  1. Чтение и обсуждение экологической сказки «Жила – была река" (слайд 10)

Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели вы такую реку?

Как речка помогала людям?

Как люди относились к реке?

Как вы считаете, правильно ли они себя вели? Почему?

Что случилось с горожанами, когда река ушла?

Представьте, что все реки обиделись на людей и ушли. Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без них?

Сравните реку. Какой она была вначале и стала потом. Какие изменения произошли с ней?

Правильно ли поступили люди в конце сказки?

Что они могли бы сделать для своей реки?

А что вы, ребята, могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами? В вашем городе?

Как люди нашего города относятся к рекам и озерам – так же как и в сказке или по-другому?

Вы, наверное, сами часто видели беспорядок на наших пляжах. Отдыхающие оставляют мусор. Как надо поступать, приходя на пляж?

Учитель: Для многих растений и животных вода является домом. А какое значение вода имеет для человека? (Ответы детей)

Тело человека почти на 63-68% состоит из воды.  С водой из организма удаляются вредные вещества; вода с поверхности кожи (пот) регулирует температуру нашего тела.

2) Берегите воду! (слайд 11)

Учитель: Люди всегда ценили воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, источником плодородия. А поэтому, люди всех народностей заботливо и бережно относились к питьевой воде: колодезной и родниковой. Ученые посчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить бы 10000 товарных вагонов в поездах. Даже в чистых водах Арктики нашли следы стирального порошка. В реках Дунай, Рейн, Волга купаться вообще нельзя. В сибирских реках из затонувшего леса появились микроорганизмы очень вредные для здоровья человека и животных. Озеро Байкал теряет способность самоочищаться. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью. Даже в организме рыб происходят изменения, рыбы рождаются с двумя хвостами. (слайд 12)

Известный государственный деятель Индии, премьер-министр И.Ганди писал в 1980 году: «Одна из основных задач в нашей стране – обеспечить безопасной водой все 500 000 деревень Индии».

Специалисты рассказывали, что им приходилось видеть семьи, которые на все нужды, да ещё в условиях жаркого климата, использовали 2,5 литра воды на человека в сутки. Причём воды, по качеству очень далёкой от самых скромных стандартов. В результате около 80% всех болезней не только в Индии, но и в других развивающихся странах, связаны с нехваткой чистой воды.

Наша страна, пожалуй, самая водообеспеченная: в среднем обеспечение населения водой составляет 400 л на человека (из них 250 л питьевой), а в Москве приходится около 700 л в сутки на душу населения.

Сейчас в нашей стране проводится многоступенчатая очистка воды, создаются водохранилища. Но мало только заботы государства, необходимо и нам беречь воду. Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились в воде, в долинах великих рек: уходила вода – пустели города и деревни. (слайды 13,14,15)

Не расходуйте воду напрасно!

Берегите ее!

Как грустно, но за последние 15 лет качество воды в России ухудшилось в 1.5 раза. Из-за того жизнь россиян в некоторых регионах уменьшилась на 10 лет. (слайд 16)

А сейчас послушайте историю «Море и спичка»(Беседа). (слайд 17)

4. Итог.

Что нового вы теперь знаете о значении воды в жизни людей?

Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?

Чем опасно загрязнение воды?

Как люди охраняют воду от загрязнения?

Как каждый человек должен беречь воду?

5. Выводы.

Так какие же меры нужно принимать по охране и сбережению воды?

  • строительство очистных сооружений;
  • экономия воды;
  • посадка и охрана растений по берегам водоемов;
  • использование для очистки воды растений и животных, являющихся живыми фильтрами;
  • контроль за уровнем загрязнения вод.

Главные заповеди для человека: (слайд 18)

  • Наша планета – наш дом. И каждый из нас в ответе за ее будущее.
  • Если найдешь в лесу родник, сохрани его. Может быть, это начало большой полноводной реки.
  • Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужна твои заботливые руки.

Подумай!

  • Для получения тонны стали уйдет 150 тонн воды.
  • На производство 1 тонны бумаги 250 тонн воды.
  • 1 литр сточных вод, попадая в водоемы, приводит в негодность 100 литров хорошей воды.
  • 5 грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метра водяной поверхности.
  • При утечки воды из крана за 10 минут вытекает ведро. Сколько ведер воды утечет за 1 час? За 1 сутки?
  • Если вода течет струйкой величиной со спичку, то за сутки утечет 40 ведер, а в ведре 10 литров. Сколько литров вытечет за сутки?

Исполняется песня «Живи родник»(презентация «Мир воды».)

Приложение к занятию.

История «Море и спичка» Н.Б. Коростелев

Прогулочный катер шёл вдоль Крымского побережья. Синь моря, неповторимые виды Крыма, белые чайки, мелькнувшие вдали дельфины создавали у пассажиров, заполнивших палубу катера, праздничное, приподнятое настроение. Среди пассажиров выделялся высокий, плечистый немолодой человек. К его мужественному облику шла морская форма капитана первого ранга.

Капитан зажёг спичку, раскурил неизменную трубку, а спичку положил обратно в коробок. «Не могу даже спичку бросить в эту красоту», - сказал он, улыбнувшись, как бы объясняя свой поступок.

И поразительное дело. Мимоходом брошенная незначащая фраза оказала неожиданный воспитательный эффект. Многие пассажиры ели апельсины, конфеты, жевали бутерброды, пили лимонад. Но никто после слов, сказанных капитаном, не бросил ни соринки за борт. И только одна женщина, поднявшаяся на палубу из каюты, взяла из рук сына скомканный стаканчик из – под мороженного, выкинула за борт и стала вытирать платком мальчику руку. У ребёнка на глазах выступили слёзы. «Капитан не бросил, а ты …»,- зашептал он. Мать не поняв, в чём дело, взяла сынишку за руку и стала двигаться к трапу.

Мы сошли на берег. Нам с капитаном, оказалось, по пути. Впереди шёл мальчик с матерью. Он продолжал что-то взволнованно говорить маме.

Я объяснил своему спутнику, в чём дело. Капитан заметил: «Сейчас я служу в Северных краях, а отпуск провожу дома. Дом – то мой – Чёрное море. Всякое видел. Но скажу одно – настоящие люди никогда без крайней нужды не причиняют вреда ни земле, ни воде, ни животным, ни растениям».

Мы попрощались. Я шёл и думал над словами капитана, желая мальчику оставаться настоящим человеком.  

Жила-была река (Н.А.Рыжов)

(экологическая сказка)

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили, какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили се остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял па ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда, они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось мною нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

«Нет,- думает, — Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла пода из кранов... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

        А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие по окружающему миру "Первые книги на Руси"

Это проблемный урок с использованием технологии деятельностного метода обучения....

внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы"-1 класс

Внеклассное занятие по окружающему миру  в 1-м классе "Птицы зимой"Цели занятия:обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;расширить знания детей о зимующих птицах;воспитание ответ...

Внеклассное занятие по окружающему миру «Знаешь ли ты животных?»

Урок-игра "Квадрат знаний" по закреплению знаний о разнообразии мира животных. Класс разделен на две команды.Задания для команд в виде кроссвордов, загадок, ребусов, занимательных заданий....

Внеклассное занятие для 1 класса "Вода и ее свойства"

Внеклассное занятие исследовательского характера. Дети учатся применять исследовательские методы на практике. Учатся фиксировать полученные результаты в таблице, в виде рисунков. Делать выводы, обобща...

внеклассное занятие"Мосты повисли над водами"

для внеурочных занятий и занятий в ГПД...

Внеклассное занятие по окружающему миру "Что мы знаем о воде" для учащихся начальной школы

В данной разработке можно найти загадки, стихи, полезные сведения, пословицы и поговорки о воде....