Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)

Пешкова Оксана Валериевна

Тематическое планирование 34 часа (1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx65.65 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

тематическое планирование

3 класс  34 ч (1 ч в неделю)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

№ урока по порядку

№ урока по разделу

Раздел «Как устроен мир» (3ч)

1.

1.

Тема:Вводный урок. Разнообразие природы. Человек — часть природы. 

 Как классифицируют   объекты   природы. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира

—        Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устрое н мир»;

—        понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

—        работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;

—        различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека;

—        работать в паре; наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека;

—        моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

2.

2.

 Тема: Общество.Человек-часть общества. Проект «Богатства,  отданные  людям»

Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы — граждане России. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта лети учатся:

—        определять цель проекта;

—        распределять обязанности по проекту в группах;

—        собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;

—        подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд;

—        презентовать проект:

—        оценивать результаты работы

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        определять место человека в мире;

—        характеризовать семью, народ, государство как части общества;

—        обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

—        сопоставлять формы правления в государствах мира;

—        работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

3.

3.

Тема: Что такое экология. Природа в опасности!

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь — примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;

работать в парс: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—        Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

—        устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

—        работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;

—        моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;

—        обсуждать, как каждый может помочь природе;

—        работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Эта удивительная природа» (10 ч)

4.

1.

Тема: Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ

Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества. Разнообразие веществ в окружающем мире.   Химия — наука  о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди

—        Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

—        характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

—        классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

—        работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

        Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

—        наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

—        практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

—        работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков;

—        работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

5.

2.

Тема: Воздух и его охрана. Вода.

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха.

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды

—        Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

—        анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;

—        исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

—        работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;

—        работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—        Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

—        практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради):

—        работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;

—        работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

6.

3.

Тема: Превращения и круговорот воды. Берегите воду!

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

Использование воды человеком. Высказывать    Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию

—        Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

—        высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три

состояния воды;

—        наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

—        работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и

использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

—        работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды;

—        работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе);

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

7.

4.

Тема:Что такое почва. Как разрушаются камни.

 Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

Процесс  разрушения  горных пород в природе, его причины и последствия

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе;

—        наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение — при охлаждении;

—        характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них;

—        работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе проявления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

—        высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

  • практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;
  • анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;
  • обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;
  • характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева);
  • обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

8.

5.

Тема: Разнообразие растений

Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;
  • знакомиться с группами растений по материалам учебника;
  • работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;
  • приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя;
  • используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

9.

6.

Тема: Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений.

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека

Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;
  • моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;
  • выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;
  • доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;

—        наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

—        выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

—        характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;

—        работать с терминологическим словариком;

  • —        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

10.

7.

Тема: Охрана растений. Разнообразие животных

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология — наука о животных

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать сведения, полученные в 12 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;

—        характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

—        обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

—        оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах;

—        классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

—        приводить примеры животных разных групп;

—        с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;

—        обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;

—        работать с электронным приложением к учебнику;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11.

8.

Тема: Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать животных по типу питания;

—        приводить примеры животных по типу питания;

—        анализировать схемы цепей питания;

  • характеризовать защитные приспособления растений и животных;
  • обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках;
  • обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • определять цель и этапы работы;
  • распределять обязанности;
  • совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;
  • находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;
  • составлять и презентовать «Книгу природы родного края»

12.

9.

Тема: Размножение и развитие животных. Охрана животных

Размножение и развитие животных разных групп. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать животных разных групп по способу размножения;
  • моделировать стадии размножения животных разных групп;
  • рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;
  • обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1—2 классах;
  • характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;
  • с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;
  • обсуждать меры по охране животных;
  • обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;
  • формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;
  • с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее;
  • создать книжку-малышку «Береги животных»;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

13.

10.

В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники.

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать строение шляпочных грибов;

—        с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

—        обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;

—        моделировать различие грибов-двойников;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;

—        обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;

—        моделировать круговорот веществ в природе;

—        рассказывать о круговороте веществ на Земле;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Мы и наше здоровье» (6 ч)

14.

1.

Тема: Организм человека. Органы чувств.

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

—        характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

—        обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

—        анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

—        практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

—        распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

—        формулировать правила гигиены органов чувств;

—        работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

15.

2.

Тема: Надёжная защита организма. Опора тела и движение

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание). Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        практическая работа: изучить свойства кожи;

—        характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;

—        характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

—        работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи;

—        подготовить рассказ об уходе за кожей;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

—        раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

—        следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

—        выполнять физкультминутки;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

16.

3.

Тема: Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

—        моделировать строение пищеварительной системы;

—        характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;

—        обсуждать правила рационального питания;

—        составлять меню здорового питания;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

—        готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»

17.

4.

Тема: Дыхание и кровообращение

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной   и   кровеносной систем. Пульс, его частота

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

—        характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;

—        моделировать строение дыхательной системы;

—        характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

—        моделировать строение кровеносной системы;

—        обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

—        практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;

—        работать с терминологическим словариком;

—        работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18.

5.

Тема: Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных   болезней   и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.»

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать факторы закаливания;

—        формулировать правила закаливания;

—        составлять памятку по закаливанию;

—        составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

—        работать с терминологическим словариком;

—        регулярно проводить закаливание своего организма;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

—        обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

        Выполнять тесты с выбором ответа;

—        оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

19.

6.

Тема: Презентация проектов «Богатства, отданные  людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров". Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

— Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

—        обсуждать выступления учащихся;

—        оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Раздел «Наша безопасность» (4 ч)

20.

1.

Тема: Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым

Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте

—        Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 12 классах;

—        характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

—        моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

—        называть наизусть телесРоны экстренного вызова, родителей, соседей;

—        работать с терминологическим словариком;

—        анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 12 классах;

—        работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;

—        обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

—        выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;

—        моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

21.

2.

Тема: Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает»

Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение  заданий, обсуждение способов и сроков работы

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах;

—        анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

—        выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;

—        моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

В ходе вьиюлнения проекта дети учатся:

—        находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

—        интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;

—        оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.;

—        презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

22.

3.

Тема: Опасные места. Природа и наша безопасность.

Правила поведения  в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки)

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

—        обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

—        работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать опасности природного характера;

—        находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

—        обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»;

—        характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

—        отличать гадюку от ужа;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

23.

4.

Тема: Экологическая безопасность.

Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        анализировать по схеме цепь загрязнения;

—        приводить примеры цепей загрязнения;

—        моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

—        обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

—        практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел «Чему учит экономика» (5 ч)

24.

1.

Тема: Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей — основа экономики

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги. Использование   природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике.

—        Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться сё выполнить;

—        раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

—        различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;

—        характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

—        работать с терминологическим словариком;

—        работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

—        приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

—        прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;

—        раскрывать роль науки в экономическом развитии;

—        работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

25.

2.

Тема: Полезные ископаемые. Растениеводство.

Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I—2 классах;

определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

—        выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

—        характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

—        с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;

—        работать с терминологическим словариком;

—        работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 12 классах;

—        практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

—        обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

—        различать и классифицировать культурные растения;

—        определять с помощью атласа-определителя культурные растения;

—        характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;

—        выявлять связь растениеводства и промышленности;

—        работать с терминологическим словариком;

—        исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня;

—        работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

26.

3.

Тема: Животноводство. Какая бывает промышленность. Проект «Экономика родного края».

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов.

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 12 классах;

—        классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

—        характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;

—        выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

—        работать с терминологическим словариком;

—        исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;

—        работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

—        соотносить продукцию и отрасли промышленности;

—        выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

—        характеризовать труд работников отраслей промышленности;

—        работать с терминологическим словариком;

—        работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить

у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

В ходе выполнения проекта дети учатся:

—        собирать информацию об экономике своего края (города, села);

—        оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.;

—        коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

—        презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

27.

4.

Тема: Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология .

 Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения .

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи;

—        раскрывать роль денег в экономике;

—        различать денежные единицы разных стран;

—        практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

—        определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

—        выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

—        моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

—        выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

—        определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

—        обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными;

—        моделировать семейный бюджет;

—        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28.

5.

Тема: Стандартизированная контрольная работа.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1—2 классах;

—        характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

—        раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

—        обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

—        приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;

—        моделировать экологические прогнозы;

—        работать с терминологическим словариком;

—        работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел  «Путешествия по городам и странам» (6 ч)

29.

1.

Тема: Анализ  результатов работ. Золотое кольцо России. Проект «Музей путешествий»

Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение  заданий, обсуждение способов и сроков работы

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

—        рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

—        узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

—        составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

—        моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

В ходе выполнения проекта дети учатся:

—        собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, Когда и где собран материал);

—        оформлять экспозицию музея;

—        готовить сообщения (экскурсии по музею);

—        презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

30.

2.

Тема: Наши ближайшие соседи. На севере Европы

Государства, граничащие с Россией, их столицы. Страны  севера   Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия),   их  столицы, государственное устройство,  государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

—        обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        работать с терминологическим словариком;

—        с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        соотносить государства и их флаги;

—        узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемы-х стран; её замечательных людей;

—        составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;

—        работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

31.

3.

Тема: Что такое Бенилюкс. В центре Европы.

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги,

достопримечательности, знаменитые люди.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

—        описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

—        выполнять задания электронного приложения к учебнику;

—        используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам;

—        работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям;

—        выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

—        моделировать достопримечательности из пластилина;

—        работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

32.

4.

Тема: По Франции и Великобритании. На юге Европы

Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        описывать достопримечательности Франции по фотографиям;

—        составлять вопросы для викторины о Франции;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции;

—        работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям;

—        составлять вопросы для викторины о Великобритании;

—        выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—        в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Великобритании;

—        работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

—        составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;

—        описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;

—        выполнять задания электронного приложения к учебнику; "

—        используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах;

—        работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

33.

5.

Тема: По знаменитым местам мира. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

—        Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

—        обсуждать цели международного туризма;

—        работать с картой;

—        описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;

—        находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

—        Выполнять тесты с выбором ответа;

—        оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

34.

6.

Презентация  проектов « Кто  нас  защищает», «Экономика  родного  края», «Музей  путешествий».

Представление  результатов  проектной  деятельности. Формирование адекватной  оценки  своих  достижений

выступать  с  подготовленными  сообщениями,  иллюстрировать  их  наглядными  материалами;

обсуждать  выступления обучающихся;

оценивать свои  достижения  и  достижения  других обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...