Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Старинная женская работа" (УМК "Перспектива") + презентация и раздаточный материал
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Фаткуллина Анна Викторовна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Старинная женская работа».

Цели деятельности учителя:

·        формирование представлений о содержании и последовательности трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани.

 

Планируемые результаты

Предметные:

- знать, что такое лён;

- знать последовательность трудовых операций при обработке льна;

- уметь отличать лён от других растений;

- уметь восстановить последовательность трудовых операций при обработке льна.

Личностные:

- иметь уважение к старинным трудам крестьян;

- иметь интерес к познанию окружающего мира;

- уметь адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 2 класс 1 часть (программа «Перспектива»), рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешаков 2 класс 1 часть (программа «Перспектива»), презентация, карточки для работы в группе, самостоятельной работы, цветные карандаши.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 7.12.2018

ФИО учителя: Слуднова Н.В. _______

Школа: 104

ФИ студента: Фаткуллина Анна

Класс:

ФИО методиста: Горячева С.Л. _______  

Кабинет: 103

Время занятия: 2 урок (9:30)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Старинная женская работа».

Цели деятельности учителя:

  • формирование представлений о содержании и последовательности трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать, что такое лён;

- знать последовательность трудовых операций при обработке льна;

- уметь отличать лён от других растений;

- уметь восстановить последовательность трудовых операций при обработке льна.

Личностные:

- иметь уважение к старинным трудам крестьян;

- иметь интерес к познанию окружающего мира;

- уметь адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 2 класс 1 часть (программа «Перспектива»), рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешаков 2 класс 1 часть (программа «Перспектива»), презентация, карточки для работы в группе, самостоятельной работы, цветные карандаши.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - разъяснение.

Наглядный – демонстрация слайда.

2 мин

Приветствие:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Эмоциональный настрой на работу:

- Посмотрите на слайд, прочитайте пословицу.

Если есть труд - значит, будет и успех.

- Как вы ее понимаете?

- Правильно. А вы готовы трудиться?

- Тогда вперед к успеху!

- Приветствуют учителя

- Смотрят на слайд и читают пословицу.

- Ели постоянно прикладывать усилия, трудиться, то всегда будет результат.

- Да.

Л: самоопределение.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный – беседа.

2 мин

Повторение:

- Ребята, давайте вспомним:

1. Какие растения называют травянистыми?

2. Назовите растения, которые растут возле дома человека.

Подводящий диалог к теме:

- Какие вы уже знаете совместные работы, когда люди и трудятся, и песни поют, и играют?

- Как вы думаете, есть ли еще старинные работы, когда женщины трудятся, поют песни и  играют?

- Однолетнее или многолетнее растения, похожие на траву.

- Крапива, полынь, птичья гречишка, подорожник.

- Капустные  вечера, когда женщины собирались вместе и рубили капусту на зиму, и чтобы скоротать эту работу они дружно это делали с песнями.

- Да, но мы не знаем.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

1 мин

- Конечно, есть. Тогда предположите тему нашего урока.

- Поставьте цель своей деятельности на уроке.

- Старинная женская работа.

- Узнать о новой старинной женской работе.

Р: целеполагание: постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словесный – беседа.

Наглядный: иллюстрация, демонстрация

Практический: чтение текста.

19 мин

- У женщин было всегда много забот и дел. Чтобы узнать, какой у них был главный труд, попробуйте отгадать ребус.

- Итак, предположите, чем занимались женщины в старину.

- Верно.

- Ткань из льна сейчас называют северным шёлком. Она прочна, отливает серебром и красива даже без узоров. Часто ткали лён с цветными нитями. А белую ткань украшали вышивкой.

- Ребята, давайте проследим, как в старину женщины делали такую прочную и красивую ткань.

Работа по карточкам:

- Сейчас я вам раздам каждому 1 лист на парту, где написаны все виды работы со льном. Мы будем читать по порядку и отвечать на вопросы.

Посев.

- Когда сеют лён?

- Когда начинают прополку?

Теребление.

- Когда нужно убрать лён?

- Каким способом убирали лён?

Обмолот (околачивание).

- Куда везли снопы?

- Что такое гумно?

- Что делали в этом помещении?

- Что делали с семенами льна?

- Что делали со снопами?

Расстил.

- Что происходило со снопами на поле?

- Из обмолоченных семян били масло. Как вы думаете, где крестьяне использовали это масло?

Сушка.

- Что делали со льном?

Мятка.

- Что делали со льном?

Трепание.

- Что делали со льном?

- Что в это время делали женщины?

Очесывание.

- Что делали женщины?

- Что было после очеса?

- Все правильно. Мы с вами прошли все виды работы со льном. Трудно приходилось женщинам?

- Почему женщины собирались вместе?

- Посмотрите на слайд, чтобы  порадовать себя , мастерицы делали из очёсков льна куколок-льняниц и называли их помощницами в своем нелегком труде.

Динамическая пауза.

Клочьями рвали,

По полю вязали,

Били меня

Колотили меня,

Под ключ запирали,

На стол сажали.

- Лён.

- Они выращивали и обрабатывали лён.

- Слушают информацию учителя.

- Весной, в теплую влажную землю.

- Когда появляются светло-зелёные стебельки.

- До конца августа.

- Рукой захватывали  стебельки у самой земли и вырывали с корнем, горстями; связывали в сноп.

- На гумно.

- Сарай для обмолота зерновых растений.

- Колотушками били по льняным головам, выколачивая зерно.

- Подкидывали лопатами вверх – просеивали, складывали в мешки.

- Увозили обратно на поле.

- Падала холодная роса, стебли становились хрупкими, волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет.

- Употребляли в пищу, использовали для освещения дома, лечили больных.

- Везли сушить в дом, на полати русской печи.

- Стебли льна мяли на мялках.

- Левой рукой держали лен на весу, правой били по нему тонким ребром трепала.

 - Сочиняли частушки, смеялись, делились новостями.

- Очесывали крупной щеткой, а затем мелкой.

- Наступало время пряжи.

- Да. Это была сложная работа.

- Работа было монотонной , чтобы им не было скучно.

- Повторяют движения за учителем.

                                                                    П: анализ объектов;

П: смысловое чтение;

К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Практический: упражнение

Наглядный: демонстрация слайда, карточки с заданием.

5 мин

Мы с вами прошли все виды работы со льном. Трудно приходилось женщинам?

- Почему женщины собирались вместе?

Работа со слайдом:

- Посмотрите на слайд. Выполним задание устно.  Прочитайте. Что нам нужно сделать?

- На какой картинке, по вашему мнению лён?

- Давайте проверим. Правильно.

Работа в группах:

- Итак, ребята, сейчас мы с вами побываем в музее льна и бересты в Костроме и выполним задание в группах. Разделимся на 3 группы. Каждой группе я даю по листочку с заданием, вам нужно с помощью учебника определить названия орудия труда для обработки льна и записать номера их названий в кружок. У вас 2 минуты, приступаем.

- Теперь представитель группы, которая закончила быстрее всех, выйдет к доске и пронумерует свои ответы с листочка.

- Все группы согласны?

- Да. Это была сложная работа.

- Работа было монотонной , чтобы им не было скучно.

- Найти среди растений лен и отметить галочкой.

- 2 картинка это лен.

- Работают в группах.

- Пишет ответы на доске.

- Проверяют ответы.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата.

К: управление поведением партнера.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: разъяснение

Практический: демонстрация слайда

3 мин

Работа по карточкам:

- Молодцы ребята, а теперь пришло время для самостоятельной работы.

- Я раздам вам листочки, ваша задача – расставить по порядку этапы работы со льном.

- Теперь сверьте с экраном. Посмотрите на критерии оценивания. Если у вас нет ошибок или 1, то поставьте 5. Если у вас 2-3 ошибки, то поставьте 4. Если больше 3, то поставьте 3.

- Поднимите руку у кого 5, теперь у кого 4, у кого 3.

- Выполняют самостоятельную работу.

- Проверяют по эталону, оценивают свой результат.

П: смысловое чтение.

П: структурирование знаний.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Практический: опрос

Наглядный: демонстрация слайдов

5 мин

Работа по учебнику:

- Вы большие молодцы, а теперь давайте прочтем текст на стр. 77 «Димитриев день».

- Когда Карельские женщины заканчивали обрабатывать лён?

- Что делали в этот день?

- Что и кому дарили?

- Отлично. Давайте прочтем вывод.

- Читают  текст.

-  Ко дню Димитрия Солунского.

- Постились до обеда, а затем наряжались почуднее и обходили все дома и смотрели, нет ли где ленивых детей.

- Первому кто входил, дарили клубок пряжи.

- Читают вывод.

П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

Наглядный: демонстрация слайда, карандаши 3х цветов.

3 мин

- Сегодня вы большие молодцы, трудились и старались.

- Давайте вспомним цель нашего урока.

- О какой новой работе для себя вы узнали?

- Давайте оценим свою деятельность на уроке. Достаньте из пенала зеленый, желтый, красный карандаши.

Кто понял тему урока, разобрался в ней, и не было трудностей в самостоятельной работе, поднимите зеленый карандаш.

Кто понял тему урока, но были трудности в самостоятельной работе, поднимите желтый карандаш.

Кто не понял тему урока, не разобрался, было трудно выполнять самостоятельную работу, поднимите красный карандаш.

- Мне было с вами интересно и приятно работать, до свидания!

- Узнать о новой старинной женской работе.

- Как женщины вместе обрабатывали лён, с помощью чего они трудились.

- Оценивают свою деятельность на уроке

Р: оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что необходимо усвоить.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Карточка «Виды работы со льном»

Посев.

Сеют лён весной в теплую, влажную землю. Едва появятся светло-зеленые стебельки – надо начинать прополку. Красиво цветёт лён, словно опускается на поле синее небо.

Теребление.

До конца августа лён надо убрать. Выходили в поле рано утром, по росе, женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. У гостей связывали в сноп. Снопы рядами расстилали на полосе для сушки.

Обмолот (околачивание).

После высыхания снопы везли на гумно (сарай для обмолота зерновых растений). Там деревянными колотушками били по льнягым головам, выколачивая зерно. Семена пдкидывали лопатами вверх – просеивали, затем складывали в мешки, а снопы увозили обратно на поле.

Расстил.

В августе на снопы в поле падала холодная роса. От её влаги стебли становились хрупкими, волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет.

Из обмолоченных семян били масло.

Сушка.

На поле лён мочили росы и дожди в течении 3-4 недель. Затем небольшие снопики льна везли сушить в дом, на полати русской печи.

Мятка.

Сухие, легко ломающиеся стебли льна мяли на мялках. Со стебля осыпалась оболочка, оставалось серое, прочное волокно.

Трепание.

Измятый лён надо было очистить от остатков оболочки – кострики. Левой рукой крестьянки держали лен на весу, правой били по нему тонким ребром трепала.

Очесывание.

Отрепанный лен сначала очесывали крупной, а затем елкой щеткой. После очеса наступало время пряжи.

Карточка «Виды работы со льном»

Посев.

Сеют лён весной в теплую, влажную землю. Едва появятся светло-зеленые стебельки – надо начинать прополку. Красиво цветёт лён, словно опускается на поле синее небо.

Теребление.

До конца августа лён надо убрать. Выходили в поле рано утром, по росе, женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. У гостей связывали в сноп. Снопы рядами расстилали на полосе для сушки.

Обмолот (околачивание).

После высыхания снопы везли на гумно (сарай для обмолота зерновых растений). Там деревянными колотушками били по льнягым головам, выколачивая зерно. Семена пдкидывали лопатами вверх – просеивали, затем складывали в мешки, а снопы увозили обратно на поле.

Расстил.

В августе на снопы в поле падала холодная роса. От её влаги стебли становились хрупкими, волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет.

Из обмолоченных семян били масло.

Сушка.

На поле лён мочили росы и дожди в течении 3-4 недель. Затем небольшие снопики льна везли сушить в дом, на полати русской печи.

Мятка.

Сухие, легко ломающиеся стебли льна мяли на мялках. Со стебля осыпалась оболочка, оставалось серое, прочное волокно.

Трепание.

Измятый лён надо было очистить от остатков оболочки – кострики. Левой рукой крестьянки держали лен на весу, правой били по нему тонким ребром трепала.

Очесывание.

Отрепанный лен сначала очесывали крупной, а затем елкой щеткой. После очеса наступало время пряжи.



Предварительный просмотр:

Очесывание

Расстил

Мятка

Посев

Теребление

Трепание

Обмолот

Сушка

 

Очесывание

Расстил

Мятка

Посев

Теребление

Трепание

Обмолот

Сушка

Очесывание

Расстил

Мятка

Посев

Теребление

Трепание

Обмолот

Сушка

Очесывание

Расстил

Мятка

Посев

Теребление

Трепание

Обмолот

Сушка

 

Очесывание

Расстил

Мятка

Посев

Теребление

Трепание

Обмолот

Сушка

 

Очесывание

Расстил

Мятка

Посев

Теребление

Трепание

Обмолот

Сушка

Очесывание

Расстил

Мятка

Посев

Теребление

Трепание

Обмолот

Сушка

Очесывание

Расстил

Мятка

Посев

Теребление

Трепание

Обмолот

Сушка

Очесывание

Расстил

Мятка

Посев

Теребление

Трепание

Обмолот

Сушка

 

Очесывание

Расстил

Мятка

Посев

Теребление

Трепание

Обмолот

Сушка

Очесывание

Расстил

Мятка

Посев

Теребление

Трепание

Обмолот

Сушка

Очесывание

Расстил

Мятка

Посев

Теребление

Трепание

Обмолот

Сушка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспекты уроков по окружающему миру 2 класс ШР (4 + презентация)

Окружающий мир 2 класс1. Тема: Заглянем в клоадовые Земли2. Презентация "Заглянем в клоадовые Земли"3. Тема: в школе. Правила вежливости4. Тема: ты и твои друзья5. Тема: проверим себя по разделу "Обще...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Формы земной поверхности" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема: «Формы земной поверхности» Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги)....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Водные богатства" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема: «Водные богатства» Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с разнообразием водоёмов; умение различать части реки.  Планируем...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Ориентирование на местности" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориент...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Россия на карте" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема урока: «Россия на карте». Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с ч...