Какие бывают растения?
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_okr.docx57.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Бердышева Гульнара Рауфовна

Учитель начальных классов: Бердышева Гульнара Рауфовна

ГБОУ СОШ №262 г. Санкт – Петербурга, Красносельского района.

Класс: 2

УМК: «Школа России».

Технологии: коммуникативная.

Учебный предмет: Окружающий мир.

Автор учебника, учебных пособий: Плешаков А.А.

Тема урока:  «Какие бывают растения?»

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Цель урока:

  • формировать представление о многообразии растений, умении их группировать по внешнему виду(дерево, кустарник, трава); воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.

Задачи урока:

Предметные:

  • классифицировать растения (деревья, кустарники, травы).
  • Приводить примеры растений каждой группы.

Метапредметные:

Познавательные:

  • Находить и выделять при помощи учителя информацию, необходимую для выполнения заданий;
  • Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, схем;
  • Выделять существенные признаки и проводить на их основе классификацию;

Регулятивные:

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата;
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

Коммуникативные:

  • формировать умение работать в парах;
  • формировать умение слушать партнёра и вступать в диалог;
  • формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД:

  • создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Методы и формы обучения:репродуктивный,частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; фронтальная работа, индивидуальная, парная, групповая;

Образовательные ресурсы:учебник и рабочая тетрадь Плешакова А.А. «Окружающий мир 2 класс,презентация на тему «Какие бывают растения ?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://festival.1september.ru/articles/532870

http://www/nsporta.ru/

Планируемые результаты учащиеся: научатся сравнивать растения, делить их на группы; приводить примеры деревьев, кустарников,трав; определять растения с помощью атласа-определителя;  рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания;понимать учебную задачу урокаи стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;

Структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимо-действия

Универсальные
учебные действия

Промежу-точный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала (организационный момент)

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

*эмоциональный настрой (музыкотерапия «Звуки леса»)

*проверка готовности к уроку

*концентрация внимания

Подготовка к работе;

Прослушивают звуки леса и воды;

Фронтальная

Личностные:самоопределение;

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям.

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Повторение пройденного материала.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд3

Слайд4

Слайд 5

-Вы внимательно послушали музыку, какие знакомые звуки вы услышали в ней? (звуки воды, звуки леса).

-Где в природе встречается вода?

Тест по теме «Вода»

Проверка домашнего задания-тестирование (вопросы теста позволяют сделать переход от изученной темы к новой).

Инструкция: необходимы для работы 3 карандаша (зеленый, желтый, красный), отвечая на вопросы, закрашивайте круг тем цветом, на котором написан правильный ответ.

- К какой природе относится вода?(неживой)

- На слайде назовите предметы, которые относятся к живой природе.

-Природа- это небо, речка, жучок, ветерок, который шевелит ветви деревьев; это мы с вами. На прошлых занятиях мы говорили с вами о звездах, планетах. Да прекрасен этот мир, но так далек. Но прекраснее и разнообразнее мир на нашей планете. Вот мы и начнем с вами путешествие в этот чудесный и загадочный мир. А куда вы узнаете отгадав загадку:

-Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом.

Чудеса увидишь в нем. (лес)

 Отвечают на вопросы учителя;

Индивидуально решают тест;

Осуществляют взаимопроверку

Выделяют объекты живой природы

Фронтальная

Познавательные: --самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-понимание выделенных учителем

ориентиров действия в учебном материале;

Устные ответы

Слайд 6

Слайд 7

 Рассмотрите изображение леса, как он выглядит?

- Что в нем растет?

- О чем пойдёт речь на уроке.

- Прочитайте тему урока на с.56

учебника.

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

-Наша задача –разделить все эти растения на группы.

Отгадайте какая группа будет самая первая.

  1. Зимой и летом –одним цветом.

  1. Никто не пугает, а она вся дрожит.

  1. И красива, и стройна

Средь подруг стоит она.

Вся в кудряжках и сережках.

Это белая…..

-деревья

-растения

Ель

Осина

березка

III. Изучение

нового материала

Слайд 8

Слайд 9

Работа по материалам учебника (с. 56).

Слайд 10

Слайд 11

Слайд14

- Мы с вами отгадали загадки, как можно назвать отгадки одним словом?

- Чем взрослое дерево отличается от других растений?

 Вспомните, все ли деревья одинаковы в лесу?

- Чем ель отличается от других деревьев?

- Сделайте вывод на какие две группы можно разделить деревья?

-Хвойные- листья в виде иголочек(хвоинка).

-Лиственные- листья в виде пластинки.

Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу, организует беседу

по уточнению и конкретизации первичных знаний.

- Рассмотрите схему  на с56.

-Прочтите текст.

-Что вы здесь видите?

- какие виды растений образуют вторую группу?

- чем кустарники отличаются от деревьев?

-Какие растения могут быть еще кроме деревьев и кустарников?

Это третья группа растений. (просмотр презентации)

- чем отличаются травы от деревьев и кустарников? (нет ствола)

деревья

учащиеся

Отвечают
на вопросы.

 - У ели иголки(хвоя)вместо листьев.

-хвойные

-лиственные

Деревья, кустарники, травы.

травы

Стебли сочные и мягкие

Фронтальная.

Работа в парах

Познавательные: общеучебные–извлечение необходимой

информации из просмотренной презентации; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

Познавательные:общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

Устные ответы.

Проверка заданий, взаимопроверка

Физкультминутка

- Какие травы мы можем увидеть в лесу?

Мы сажаем кусты
Вот такой высоты… 


Ещё ниже – вот такой!


Ещё ниже – вот такой!


Мы сажаем кусты


Вот такой высоты!


А как вымахнут они
Вот такой вышины!


Ещё выше – вот такой!


Не дотянешься рукой!

-одуванчик

-ромашку

-колокольчик

… (высота на уровне пояса)

(несколько ниже пояса)

(на уровне колен)

(имитируют полив)

(на уровне плеч)

(руки над головой)

(показать, поднявшись на цыпочки)

фронтальная

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя

Практическаяработа «Исследование мира растений»

Слайд 12

- Рассмотрите схему на с.56.

- Что общего у разных растений?

-Сейчас мы с вами сравним и узнаем чем же они отличаются растения из разных групп?

Мы объединимся в три группы.

Каждая группа получит конверт с заданием с вопросом на который должна ответить.

  • Чем отличаются деревья от остальных растений?
  • Чем ель отличается от остальных деревьев?
  • Чем кустарники отличаются от других растений?
  • Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?

-Договоритесь кто будет открывать полученные сведения.

-Что будем сравнивать? Работа с гербариями и картинками.

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

Показ презентации

-корень стебель (ствол)

-цветок

-плод

-листья

Работа в группах

Отчет группы

Просмотр презентации

Работа
в парах

Слайд 13

Слайд 15

- Повторите общие части растений.

- Муравьишка Вопросик пошёл гулять в лес, чтобы познакомиться с растениями. Отгадайте загадку, что увидел он в лесу?

Зелёные листья с усами,

В садах и лесах прорастает,

Цвет розово-красный её украшает,

И вкус бесподобный все обожают!

(землянику)

Стал наш муравьишка-вопросик спорить с ежиком. Он утверждал, что земляника –это трава, а ежик говорил, что растение.

-Кто из них прав? Может быть оба правы?

-ответ поясните.

Лесная земляника - ценное растение. Эта лесная ягода - копилка витаминов. Плоды содержат полезные для организма человека вещества: витамин С, каротин, кислоты (яблочная, лимонная, салициловая), дубильные вещества, эфирные масла и микроэлементы: медь, марганец, хром. Особенно много железа, которое находится в семенах.

Ягоды земляники лесной едят в свежем виде, а также используют для приготовления соков, отваров, компотов, варенья, сиропов, настоев. 

Лекарственным сырьем являются ягоды и листья в свежем и высушенном виде. Землянику издавна применяют в народной медицине чуть ли не от всех болезней. Растет она в осветленных лесах, на опушках.

Просмотр презентации

-корень стебель (ствол)

-цветок

-плод

-листья

-земляника

Рассказученика

Физкультминутка

Учебник с.57

Слайд 8,10,11

Проводит физкультминутку

Зарядка бельчат

В лесной глуши на ёлке

Жили – были два бельчонка.

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили.

Вставали рано поутру,

Изображали кенгуру.

За уши лапками хватались

И вправо – влево наклонялись.

Дружно хлопали в ладошки

И тянулись, словно кошки.

Ножками топали,

Глазками хлопали,

Головками крутили,

Друг за другом вслед ходили.

- Рассмотрите рисунок на с.39 учебника. Назовите известных зверей. Посоветуйтесь с соседом по парте.

Показ презентации

Потянуться

Прыжки

Руки поднести к ушам

Наклоны в стороны

Хлопки в ладоши

Круговые движения руками, потянуться)

Ходьба на месте с притопом

Поморгать глазами

Повороты головы вправо влево

Ходьба на месте

Просмотр

Работа в парах

IV. Первичное  осмысление и закрепление

Выполнить задания 3 в рабочей тетради (с.39)

Игра «Волшебный клубочек».

Слайд 7

Практическая работа.

Учебник с. 58-59

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания.

Дети передают друг другу клубок ниток и называют по рядам:

1 ряд – деревья

2 ряд -травы

3 ряд – кустарники

Посмотрите как красивы растения!

Перед вами растения. Какие чувства они у вас вызывают?

Нужно определить их название и разделить их на группы растений с помощью атласа-определителя.

Выполняют задания
в рабочей тетради

Дети рассматривают и рассказывают о своих впечатлениях, эмоциях.

Индивидуальная

Работа в парах

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию,допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщитьполученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке

Проводит беседу по вопросам:

- Скажите, где мы можем встретить растения из всех групп?

Представьте, что лес это многоэтажный дом.

- Какие растения будут находиться на верхнем этаже?

- Какие растения располагаются на следующем этаже?

- Что находится на нижнемэтаже?

-Лес - состоит из трех ярусов или этажей деревья кустарники и травы.

- На какие группы можно разделить растения?

-- Оцените свои достижения на уроке.

- У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их) 

- Кто для себя сделал открытие? (Синий) 

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный) 

- Кому на уроке было интересно? (Зелёный) 

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый) 

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

в лесу

деревья

кустарники

травы

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

VI. Домашнее

Задание.

В раб.тетради с.39

(№1,№2)

Творческое задание.

1 уровень. Нарисовать растение и подобрать к нему стихотворение или загадку.

2 уровень. Нарисовать растение и подготовить краткий рассказ о нем.

- Молодцы ,ребята.

 Спасибо за урок! Сегодня вас по праву

можно назвать исследователями- друзьями природы.

Список используемой литературы:

  • Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.
  • Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической  этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2012.
  • Плешаков, А. А.Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
  • Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : 1 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.
  • Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012
  • Нуждина Т. Д. Чудо всюду. Мир животных и растений: Энциклопедия для малышей / Худож. В. Г. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия К., 1999.
  • Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир : пособие для учителя. Новое издание. – М. ВАКО, 2012.

Использованные материалы и Интернет –ресурсы

http://nnm.ru/blogs/BlackWolfik/wonderful-plants-wallpapers/

http://7oom.ru/delfiny.html

http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/okruzhajushhijj-mir.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие бывают военные

Праздник к дню защитника Отечества....

Какие бывают рыбы?

Для урока Обучения грамоте 1 класс Школа 2100....

Интегрированный урок чтение, окружающий мир "Какие бывают часы"

Цель этого урока - познакомить учащихся с  видами часов.  Этот познавательный материал можно использовать и во внеклассной работе....

Урок по математике "Какая бывает форма."

Урок по  математике  УМК "Перспектива" 1 класс...

Интегрированный урок "Какие бывают правила"

Интегрированный урок во 2 класссе  "Окружающий мир","Толерантность", "Экология"...

Что такое профессия. Какие бывают профессии. (игровой час)

Выявить уровень знаний учащихся о профессиях; развить интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда. Используя загадки, пословицы, иллюстрации расширить знания детей о профессиях. При пом...

Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"

В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...