Рабочая программа по внеурочной деятельности «Земля -- наш общий дом"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Михальченко Елена Вячеславовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом» расчитана для детей в возрасте 7-9 лет,  направление – естественно-научное. 

 

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

      В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способнойгармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

         Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

         Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Курс изучения программы расчитан на один год обучения для учащихся 7-9 лет.

Во 2 классе -- раздел  «Знакомые незнакомцы».

 На занятия по программе во 2 классе отводится  1 ч в неделю по 25 минут, 34 ч в год

 (34 учебные недели).

 Планируемые УУД:

Учащиеся будут развивать:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

-наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология - наука об общем доме;

- экологически сообразные правила поведения в природе.

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

Учащиеся научатся:

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Содержание программы

Тема 1. Что такое Экология? (1 час)

Знакомство с программой курса, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес».

Тема 2. Заяц -- «Длинное ухо». (1 час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна». (1час)

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Тема 4.Серый хищник – волк (1час)

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов. Практическая работа в группах - «Раскрась».

Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», работа в группах – «Собери мозаику».

Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку».

Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось», работа по содержанию рассказа, работа в группах - панно «Лесной красавец».

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика».

Тема 10. Подземный житель – крот (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики».

Тема 11. Всеядное животное — барсук (1час)

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу.

Тема 12. Бобр-строитель (1час)

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах. Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук (1час)

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан». Конкурс «Кто? Где ? Когда?»

Тема 15. Мышка-норушка (1час)

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси.

Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Тема 20.  Проект «Дикие животные» (1час)

Учащиеся с помощью взрослых учатся находить соответствующий материал в виде фото, картинок, составлять текст по теме, выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фото (слайды), оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Тема 21. Воробей - самая распространённая птица на Земле (1час)

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа

В. Зотова «Ворон». Работа в группах, «Рисование ворона».

Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока». Чтение стихотворения «Сорока-Трещётка».

Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)

Вводная беседа: «Кто же это «Лесной доктор»?», загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час)

Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Тема 27. Галка - городская птица (1час)

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1час)

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа         В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование синиц.

Тема 32. Наш добрый сосед - скворец. (1час)

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари».Чтение стихотворения «Скворец».

Тема 33. Проект «Птицы». (2часа)

Учащиеся с помощью взрослых учатся находить соответствующий материал в виде фото, картинок, составлять текст по теме, выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фото (слайды), оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Количес-тво часов

Дата

Теорети-ческие занятия

Практи-ческие занятия

1

Что такое экология?

1

0,5

0,5

2

Заяц -- «Длинное ухо».

1

1

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна».

1

1

4

Серый хищник – волк.

1

1

5

Хозяин леса – медведь.

1

1

6

Любознательный зверёк – белка.

1

1

7

Куница - охотник на белок.

1

1

8

Лесной красавец – лось.

1

1

9

Сердитый недотрога – ёж.

1

1

10

Подземный житель – крот.

1

1

11

Всеядное животное -- барсук.

1

1

12

Бобр-строитель.

1

1

13

Запасливый бурундук.

1

1

14

Кабан -- дикий родственник домашней свиньи.

1

1

15

Мышка-норушка.

1

1

16

Рысь -- родственник кошки.

1

1

17

Соболь -- «дорогой» зверёк.

1

1

18

Тигр -- самая большая кошка на Земле.

1

1

19

Косуля – самый маленький европейский олень.

1

1

20

Проект «Дикие животные».

1

1

21

Воробей -- самая распространённая птица на Земле.

1

1

22

Ворона -- «интеллектуальная» птица.

1

1

23

Ворон -- красивая, умная птица.

1

1

24

Сорока-белобока -- «лесная сплетница».

1

1

25

«Лесной доктор» -- дятел.

1

1

26

Соловей -- «великий маэстро».

1

1

27

Галка -- городская птица.

1

1

28

Загадочная птица – кукушка.

1

1

29

«Пернатая кошка» -- сова.

1

1

30

Любимая птица – снегирь.

1

1

31

«Сестрицы-синицы» -- самые полезные птички России.

1

1

32

Наш добрый сосед – скворец.

1

1

33, 34

Проект «Птицы».

2

1

1

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Земля наш общий дом"

В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование...

Программа по внеурочной деятельности : "Земля - наш общий дом"

«Земля – наш Дом»              Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XX...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля-наш дом"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности " Земля -наш дом" 1-4 классы...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля наш дом"

рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля наш дом"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 3 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» для 3 класса...