Урок окружающего мира, 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

План - конспект урока на тему: "Зимующие и перелётные птицы."

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока по окружающему миру

Тема урока: «Где зимуют птицы»

Цели урока: Расширить знания детей о птицах; закреплять знания о птицах перелетных и зимующих в наших краях.

                         Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и ко всей природе в целом.

                         Развивать творческие и артистические способности; интеллект.

Оборудование: Рисунки птиц, карточки с заданиями, магнитофон, кормушка для птиц, скворечник, карта полушарий, кроссворд «Берегите птиц», маски птиц.

                        Ход урока

1.Организационный момент

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Тема его спряталась в загадке.

                              Сниться ночью пауку

                              Чудо – юдо на суку

                              Длинный клюв и два крыла,

                              Прилетит – плохи дела.

                              А кого паук боится?

                              Угадали? Это птица.    

2. Знакомство с многообразием названий птиц.

Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только у нас в России, их насчитывается более 760 видов. Конечно, посмотреть на всех птиц нам не удастся, но тех, которые живут в нашей КБР, в парке, недалеко от дома и школы мы знать должны.

Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Давайте ребята вспомним лето и посмотрим на наших пернатых друзей(Появление птиц под музыку).

Чтение стихов о  перелетных птицах.

                                Что за весенняя черная птица

                                Любит за плугом ходить и кормиться?

                                Что за весенняя черная птица

                                Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

Угадайте что за птичка - темненькая, невеличка,

 Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

                               Кто без нот и без свирели

                               Лучше всех выводит трели?

                               Голосистее, нежней,

                               Кто же это? (Соловей)

Нам в хозяйстве помогает и охотно заселяет деревянный свой дворец

Темно – розовый… (Скворец)

                               Еще в низинах снег и лед,

                               Но небеса весенние,  

                               И он летает и поет,

                               Блистая оперением.

                                Гнездо свое он в поле вьет,

                                Где тянутся растения,

                                Его и песни, и полет

                                Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

В голубенькой шапочке, бурой сорочке,

В саду, где набухли на яблоне почки,

Он ёжится, зябнет на ветке росистой,

На песни он просто певец голосистый:

На яблоньке звонко поёт, не смолкая,

Встречая зарю долгожданного мая. (Зяблик)

                               Встали братья на ходули, ищут корма по пути.

                                На бегу ли, на ходу ли, им с ходулей не сойти. (Журавли)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тюкнет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

                                    Мать – отца не знаю, но часто называю.

                                     Детей знать не буду – чужим их сбуду(Кукушка)

Учитель: А у нас в почтовом ящике письмо.

Исполнение песни «Кукушечка»

  Учитель: Но вот закончилось лето, пришла осень, и птицы засуетились, стали собираться в дорогу. А куда, сейчас мы у них спросим?

Ученик: Мы, летим в теплые страны, в Африку.

Учитель: А почему вы улетаете?

Ученик: Мы питаемся мошками, комарами, гусеницами, зимой они все прячутся под кору деревьев, а нам нечего есть, вот мы и улетаем.

Учитель: Понятно, тогда счастливого пути! А вы вернётесь обратно?

Ученик: Как только пригреет солнышко, наступит весна, мы вернёмся обратно.

Прощайте! Прощайте! Прощайте! (Учащиеся демонстрируют отлёт птиц под песню «Журавлик»)

Вывод: Птицы, которые улетают в тёплые края, а потом, весной, вновь возвращаются, называются перелётными.

  • А почему они улетают на зиму, вы поняли?
  • А когда вернуться?

Физминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули – кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки – плавно помашем – это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем, руки согнули назад.

Учитель: Время идёт, вот и пришла зима с холодами и морозами. Реки скованы льдом, леса и поля занесены снегом. (Демонстрация прихода зимы)

Учитель: Ребята, но я вижу, что не все птицы улетели, некоторые остались? А почему вы не улетели?

Ученик: Мы и зимой находим себе корм, поэтому никуда не улетаем. Живём возле жилья людей, ждём, что они нам помогут – сделают птичьи кормушки.

Учитель: Тогда расскажите о себе. (Чтение стихов о птицах зимующих)

                                      Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков.

                                      В тёплый край не улетаю, здесь, под крышей, обитаю.

                                      Чик – чирик! Не робей! Я бывалый воробей!

Трещала с самого утра: «Пор – ра, пор – ра!»  А что пора ?

Такая с ней морока, когда трещит сорока.

                                     В лесу под щебет, звон и свист,

                                    Стучит лесной телеграфист:

                               «Здорово, дрозд – приятель! И ставит подпись – дятел. 

И в лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа.

  Сторожей боятся этих , мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы филины и совы.

                                       Спинкой – зеленоватая, животиком – желтоватая,

                                       Чёрненькая шапочка и полоска галстучка. (Синица)

 Учитель: А это ещё что за птицы, их же летом не было?

Ученик: Мы к вам прилетели зимовать с Севера. Там зимой лютые морозы и нечем питаться.

Снегирь: Здесь я ем рябину и калину.

Клёст: А я питаюсь семенами шишек, чтобы было их легко доставать, мой клюв изогнут как клещи. Здесь зимой у меня появляются птенцы.

Вывод: Птиц, которые никуда на зиму не улетают, называют зимующими.

Учитель: Наши ребята, сделали для вас кормушки, и повесели у себя в садах, но они не знают, чем вы питаетесь и что любите?

Птицы: 

Снегирь: Я буду рад ягодам рябины и калины.

Синица: Я люблю сало.

Воробей: Для меня насыпьте семечек и пшена.

Сорока: Я не откажусь от семян арбуза, дыни, тыквы.

Голубь: А для меня покрошите хлебушек.

Сова: Следите, чтобы в кормушке не было снега.

Вывод: Ребята, помогайте птицам, заботьтесь о них, и они всегда встретят нас весёлыми звонкими песнями.

Исполнение песни «Куры»

Учитель: Теперь ответьте на мои вопросы.

  • Птица, которая является символом мира в России?
  • Куда нужно вешать кормушки?
  • Какая птица в нашей стране самая маленькая?
  • Какая птица появляется у нас с первым снегом?
  • Что для птиц страшнее зимой: голод или холод?
  • Какую птицу считают приносящей счастье?
  • У какой птицы в лесу есть «кузница»?
  • Чем покрыто тело птиц?
  • Как называется группа птиц?
  • Какая птица быстрее всех летает?
  • Птица, которая питается мелкой рыбой и лягушками?

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Я думаю, что сегодня, вы узнали много нового и интересного из жизни птиц.

  • Давайте повторим, где же зимуют птицы?
  • Как называют птиц, улетающих на зиму в тёплые края?
  • Какие птицы зимуют у нас?

Помните, что нельзя разорять птичьи гнёзда, стрелять в птиц из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

А у них к нам только одна просьба: Берегите птиц!

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...