Технологическая карта урока "Воздух и его охрана"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Миколаенко Анастасия Алексеевна

Получение обучающимися знаний в ходе проведения и наблюдения опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_i_ego_ohrana.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема

Воздух и его охрана

Педагогическая цель

Получение обучающимися знаний в ходе проведения и наблюдения опытов.

Тип урока

Предметный

Планируемые результаты (предметные)

Провести вместе с учащимися опыты; закрепить знания учащихся о воздухе, о его свойствах.

Личностные результаты

Проявляют бережное отношение к окружающей природе.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

-Образовательная: формирование умений проводить опыты, обсуждать полученные результаты и формулировать выводы;

-Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, настойчивости при выполнении опыта;

-Развивающая: развитие творческих навыков, умение мыслить и рассуждать.

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальные, фронтальная; методы: словесный, наглядный, практический.

Основное содержание темы, понятия и термины

Воздух, свойства воздуха, охрана воздуха.

Образовательные ресурсы

Учебник “Окружающий мир” 3 класс, А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе Power Point, колба с трубкой, стакан с водой, горелка, тряпка, куплет песни.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

  1. Приветствие учащихся

2) Эмоциональный настрой учащихся

3)  Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Алексеевна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Прозвенел долгожданный звонок.

Незнайка вновь встречи с Вами ждёт.

Вопросы приготовил он для Вас.

Чтоб дружно поработал весь класс.

Он желает Вам удачи!

За работу, в добрый час!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       - Проверим готовность к уроку, на столах у вас должен лежать учебник, рабочая тетрадь и пенал.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

II. Постановка и решение проблемной ситуации.

Цель: овладение учащимися в процессе деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

  1. Беседа

2) Отгадывание загадки

3) Создание проблемной ситуации

4) Решение проблемной ситуации

- Ребята, Незнайка хочет спросить у Вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?» (С друзьями)

- Он полностью с Вами согласен.

(Звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»)

- Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Незнайка с собой на урок?

- Отгадайте загадку и Вы узнаете, кто будет главным героем нашего урока. (Слайд 1)

«Круглый, гладкий, как арбуз.

  Цвет любой на разный вкус.

  Коль упустишь с поводка – Улетит за облака» (Воздушный шар)

- Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.

- А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри — откроется тема сегодняшнего урока. (Слайд 2)

- Перед вами картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека. Уберем предметы, созданные руками человека

(Виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколадка, улитка, хомяк).

- На какие группы можно разделить оставшиеся предметы? (Живой и неживой природы)

- Какие предметы относятся к живой природе? К неживой природе?

- По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово.

- Какое слово получилось? (Воздух)

(Слайд 3) «Воздух»

- К какой природе относится воздух? (К неживой)

Задает вопросы учащимся, загадывает загадку учащимся, ставит учебную задачу.

Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадку, убирают лишние предметы, классифицируют предметы, по первым буквам составляют слово.

III. Целеполагание. Сообщение темы и целей урока

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий)

  1. Беседа

 - Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.

- Слово "воздух" происходит от слова "вдыхать".

Воздух - это то, чем мы дышим.

- Вместе с Незнайкой и Воздушным Шариком мы ответим на вопросы:

(Слайд 4)

1.        Что такое воздух?

2.        Какими свойствами обладает воздух?

3.        Как человек использует воздух?

4.        Нужно ли воздух охранять?

Актуализирует опорные знания и умения.

Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

IV.Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

  1. Беседа

2) 1 опыт. Прозрачность воздуха

3) 2 опыт. Цвет воздуха

4) 3 опыт. Запах воздуха.

5) Наблюдение опыта «Нагревание воздуха»

6) Наблюдение опыта «Охлаждение воздуха»

7) Беседа о свойствах воздуха

8) Работа в рабочей тетради

Физминутка

Цель: профилактика переутомления учащихся.

9) Беседа о важности воздуха

10) Рассказ учителя об охране воздуха

 - Ребята, сколько много вопросов вы поставили перед собой. А как же нам ответить на них? Где и как мы будем искать ответы на наши вопросы? (Можно спросить у взрослых, прочитать в учебнике, поискать в интернете, сходить в библиотеку)

- Абсолютно верно! А ещё, ребята, мы с вами попробуем немаловажные сведения получить из схем, таблиц. Посмотрите, пожалуйста, на схему, обсудите в паре и расскажите, что вы узнали о воздухе из схемы? (5 слайд)

Воздух – это смесь газов. В состав воздуха входят углекислый и другие газы (1%), кислород (21%), азот (78%).

- Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста. А какие ступени познания мира нам помогают в исследовании окружающего мира?

- Восприятие, память, мышление, воображение, наблюдение.

- Благодаря этим ступеням мы продолжим работать над изучением.

Ребята, возьмите учебник, скажите прозрачен ли он? Посмотрите на дверь, прозрачна ли она? Видны ли через эти предметы другие? А почему мы видим дверь, учебник, доску, парту? Обсудите и выскажите свои предположения.

- Мы знаем, что воздух везде. Сейчас воздух и в классе. Но мы его не видим, мы через него видим предметы, которые находятся в классной комнате. А значит воздух прозрачен.

- Ребята, посмотрите на стены. Какого они цвета? Доска какого цвета? Шкаф? Комнатные растения? Воздух?

- Так как воздух прозрачен, то и цвета он не имеет.

Ребята, поднимите руку, кто из вас был в парикмахерской, в столовой, в поликлинике? Представьте, что вам с закрытыми глазами предложили узнать, где вы находитесь? Возможно ли это? Как? Обсудите и выскажите свои предположения.

- Определить, где мы можем находиться можно по запаху. Мы знаем, что частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха. Благодаря этому мы ощущаем запахи. Но чистый воздух запаха не имеет.

-Давайте выясним, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. Узнаем это с помощью опытов.

-Для этого я возьму колбу с трубкой и опущу трубку в воду. Видим, что вода не входит в трубку – ее «не пускает» воздух. Теперь нагрею колбу. Из нее стали выходить пузырьки воздуха.

Вывод: при нагревании воздух расширяется.

-Чтобы узнать, что происходит с воздухом при охлаждении, положу на колбу холодную тряпочку. Видите, как вода поднимается в трубке? Воздух словно уступает воде часть своего места.

Вывод: при охлаждении воздух сжимается. 

Итак, ребята, мы с вами выдвинули несколько предположений о свойствах воздуха. (7 слайд)

- Давайте откроем учебник на странице 46 и прочитаем текст, который предлагают нам авторы и сравним наши выводы. (Наши предположения верны).

- Откройте рабочую тетрадь на странице 18 и зафиксируйте результаты исследований, выполнив упражнение 2.

- В упражнении 3, нарисуйте, как располагаются частицы воздуха при нагревании и охлаждении. Подсказку вы можете найти на 47 странице учебника.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

- Ребята, почему воздух называют важнейшей ценностью природы? (Благодаря воздуху мы дышим, видим и даже слышим.

- Какой воздух нужен для дыхания?)

- Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух.

- Как вы думаете, отвечает ли этому требованию воздух, которым дышим мы?

- Человек может прожить без воды 5 – 7 суток, без пищи – больше. А вот без воздуха – всего 5 – 7 минут.

- С появлением крупных заводов возникла необходимость сохранения чистого воздуха. Содержание в нем пыли, вредных веществ вызывает различные заболевания у людей и животных. Ядовитая пыль, попадая в лёгкие человека, приводят к ухудшению здоровья. Многие предприятия постоянно загрязняют воздух.
С каждым годом в населённых пунктах увеличивается число автомашин. Выхлопные газы, попадая воздух, тоже загрязняют его. Мусор и сжигание его тоже загрязняют воздух.
Для того, чтобы воздух был чистым, на предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Учёные разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха. И, конечно, надо сажать как можно больше деревьев и кустарников. Ведь они – легкие нашей планеты. 

Дает целевую установку – узнать информацию о составе воздуха по слайду.

Задает вопросы, оценивает ответы учащихся

Задает вопросы, оценивает ответы учащихся

Задает вопросы, оценивает ответы учащихся, обобщает ответы

Проводит опыт с использованием колбы и горелки.

Проводит опыт с использованием колбы и тряпочки.

Задет вопросы, предлагает познакомиться с информацией о свойствах воздуха в учебнике.

Ставит перед учащимися учебную задачу – выполнить задания в рабочей тетради.

Показывает образец физминутки.

Задает вопросы учащимся.

Рассказывает учащимся о воздухоочистительных сооружениях

Работают с таблицей, отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Наблюдают за проведением опыта учителем.

Наблюдают за проведением опыта учителем, отвечают на вопросы.

Читают в учебнике и информацию о свойствах воздуха.

Принимают учебную задачу, выполняют задания в тетради.

Выполняют упражнения по образцу учителя.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Внимательно слушают учителя, задают вопросы.

V. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

1) Тест

Тест по теме «Воздух и его охрана».

1.Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ и прочие газы;
в) хлор, фтор, йод

2.Какой газ воздуха необходим для дыхания? 

а) азот; 
б) кислород;
в) углекислый газ.

3. Какими свойствами обладает воздух?

а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.
б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
в) С ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

4.Как нужно охранять воздух от загрязнения?

а) Остановить все фабрики и заводы. Прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным, В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

- Кому удалось выполнить задание полностью?

– Какие были недочёты?

Предлагает учащимся выполнить тест, следит за выполнением заданий.

Выполняют тест

VI. Подведение итогов

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

1) Обобщающая беседа

Итак, давайте ещё раз вспомним, что нового мы узнали о воздухе?

- Воздух – это смесь газов.

- Прозрачен.

- Бесцветен.

- Не имеет запаха.

- При нагревании воздух расширяется.

- При охлаждении воздух сжимается.

- Ребята, а где и как человек может применить свои знания о воздухе? (Ветряные мельницы, дирижабли, воздушные шары, летательные аппараты и многое другое)

-Молодцы, ребята! Мы помогли открыть Незнайке и его другу Воздушному шарику секреты воздуха.

- Оценки за работу на уроке получают………….

Задает вопросы по изученному материалу

Отвечают на вопросы учителя, демонстрируют усвоение изученного материала

VII. Рефлексия.

Цель: формировать у учащихся способность к рефлексии.

1) Прием «Дополни высказывание»

Продолжите фразу.

Сегодня на уроке:

Я узнал (а) …

Я научился…

Испытывал(а) затруднения при….

Обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Получают информацию о реальных результатах учения.

VIII. Домашнее задание.

Цель: сообщить задание, разъяснить методику его выполнения.

1.Сообщение домашнего задания

- Запишите домашнее задание. Учебник стр. 46 – 50, рабочая тетрадь стр.19-20, № 4,5.

-Урок окончен. До свидания.

Объясняет домашнее задание.

Прощается с учащимися

Слушают домашнее задание.

Прощаются с учителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока (проект). Окружающий мир. Охрана животных. 3 класс.

Технологическая карта урока (проект) по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема: "Охрана животных" . Класс: 3....

Технологическая карта по предмету окружающий мир 3 класс "Охрана животных"

Технологическая карта  по предмету  окружающий мир   3 класс "Охрана животных"...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Воздух и его охрана" 3 класс

             Тема: «Воздух и его охрана.»Цели деятельности учителя: познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием &laq...

Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана растений" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Охрана растений»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о бережном отношении к природе и закрепление знаний о значении растений в жизни ж...

Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана животных" 3 класс УМК Школа России А. А. Плешаков

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование знаний об охране животных Задачи урока: Дидактические: 1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания об охране животных; 2. ...