Конспект открытого урока по окружающему миру (4 класс) Тема Животноводство в родном крае
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Нарваткина Татьяна Александровна

                           Конспект открытого урока по       окружающему миру (4 класс)

Тема  Животноводство в родном крае                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_m._2018_dekada.docx569.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 класс)

Тема  Животноводство в родном крае                                            

Цель:

1.Образовательная: сформировать представления учащихся о еще одной    отрасли сельского хозяйства — животноводстве; ознакомить детей с отраслями животноводства; познакомить с отраслями животноводства, их особенностями в нашем крае; изучить особенности разведения и содержания домашних животных. 

 2.Развивающая: развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, использовать в работе полученные знания.; извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.

3.Воспитательные: воспитывать уважение к людям разных профессий, любовь к животным.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс. Плешаков А.А., Крючкова Е.А (1 часть); презентация; ноутбук; карточки с заданиями; тесты.

Хронометраж урока

1. Организационный момент.                                                                   2   мин.       

2. Актуализация опорных знаний.                                                          5   мин.

3. Сообщение темы и задач урока.                                                               3  мин.

4. Изучение нового материала.                                                                 15  мин.

5. Закрепление изученного материала.                                                     15  мин.

6. Домашнее задание.                                                                               2   мин.      

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.                                                 3   мин.

         

Содержание урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу. Возьмись за руки. Улыбнитесь и пожелайте своему соседу хорошей работы на сегодняшнем уроке.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

- Проверьте готовность к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Минутка синоптика.

- Какой сейчас месяц зимы?

- Какое сегодня число?

- Расскажите о погоде сегодня. Какая температура воздуха?

- Какое состояние неба? (Ясно, облачно, пасмурно).

- Были ли осадки? Какие? (Дождь, роса, туман).

- Что можете сказать о ветре? (Ветрено, безветренная погода).

- Проверьте, все ли записано у вас в дневниках наблюдений за погодой.

2. Проверка домашнего задания.

- Какую тему урока вы изучали на прошлом уроке? («Растеневодство»)

- Скажите,  а как называется наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений? (растениеводство)

- Перечислите отрасли растениеводства? (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство)

1. Кроссворд

1. Теплолюбивое растение, иногда выращивается на силос. (Кукуруза.) 2. Полевая культура, в народе называется «второй хлеб». (Картофель.) 3. Из зерен этого растения получают крупу пшено. (Просо.) 4. Круглый овощ, краснеющий к осени. (Томаты.) 5. Из зерен этого растения варят гречневую кашу. (Гречиха.) 6. Из муки, полученной из зерен этого растения, пекут батоны и плюшки. (Пшеница.) 7. Это растение — родственник лесной клубники. (Виктория.) 8. Маленький овощ с острым вкусом и резким запахом, обладающий противомикробным действием. (Чеснок.) 9. Это растение цветет в июле, а при выращивании в теплицах — в начале марта. Разновидности: ...-травянка,... Фишера. (Гвоздика.) 10. Полевое растение, из зерен которого изготавливают муку. (Рожь.) 11. Это растение украшает букеты школьников 1 сентября. (Гладиолус.) 12. Полевое растение — лакомство лошадей. (Овес.) 13. Растение, получившее свое название от персидского слова «тюрбан» — чалма, гордость цветоводов. (Тюльпан.) 14. Растение с крупными желтыми плодами. (Тыква.) 15. Плоды этого кустарника бывают черными и красными. (Смородина.) (Ключевое слово в выделенных клетках: растениеводство.)

—  Назовите отгаданные растения, которые выращивают полеводы, овощеводы, цветоводы. (Полеводы выращивают кукурузу, картофель, просо, гречиху, рожь, овес, пшеницу; овощеводы томаты, чеснок, тыкву; цветоводы гвоздику, гладиолус, тюльпан.)

—  Какими растениями занимается такая отрасль, как плодоводство? (Смородина, садовая земляника.)

2. Игра « Верные – неверные утверждения» (по карточкам)

- Понять хорошо ли вы усвоили материал прошлого урока нам поможет игра «Верные – неверные утверждения».

- Если высказывание верное, то ставите знак «+», если неверное – то знак «-»

Утверждение

Верно (+),

неверно (-)

Проверка

1

Главными зерновыми культурами являются овёс, ячмень, рожь, пшеница.

+

2

К овощным культурам относятся капуста, абрикос, персик.

-

3

Масло получают из подсолнечника и льна.

+

4

Врагами тлей являются божьи коровки.

+

5

От мышей и полёвок урожай защищают совы, пустельги.

+

6

К плодовым культурам относятся яблоки, груши, томат.

-

 - Поменяйтесь листочками и проверьте ответы.

3. Тест

- А теперь давайте зайдем в гости к растениеводству через тест. (у каждого ученика на парте)

1. Основными отраслями растениеводства являются:

а) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство

в) полеводство, овощеводство, птицеводство, рыбоводство

2. Село дает городу:

а) продукты питания

б) продукцию для заводов и фабрик

в) продукцию для ткацких фабрик

3. Главными зерновыми культурами являются:

а) картофель, томаты, лен

б) овес, ячмень, рожь, пшеница

в) лук, репа, подсолнечник

4. К овощным культурам относятся:

а) морковь, петрушка, томат

б) капуста, абрикос, персик

в) вишня, баклажан, патиссон

5. К сельскохозяйственным профессиям относятся:

а) ткач, металлург, геолог

б) агроном, комбайнер, овощевод

в) цветовод, археолог, инженер

- Взаимопроверка в парах.

III. Сообщение темы и задач урока.

- Ребята, к нам в гости заглянул профессор «Окружайка».

- Он хочет познакомить нас с ещё одной отраслью сельского хозяйства. А вот какой, узнаете, когда разгадаете загадки.

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое. (Корова)

Хвост крючком,

Нос пятачком. (Свинья)

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Кролик)

Я скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру.
Кто это?
(Конь)

Презентация

Слайд 1

- Что объединяет этих животных?

- К какой группе животных их отнесём? (домашние животные)

- Верно, это домашние животные. Когда – то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с появлением скотоводства домашних животных становилось все больше и больше. Люди не просто одомашнивали животных, а выводили множество новых пород. В результате этого появилась новая отрасль сельского хозяйства.

- Как называется такая отрасль сельского хозяйства? (животноводство)

- Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? (Животноводство нашего края)   Слайд 2

- Сегодня на уроке мы узнаем: Слайд 3

1. Что такое животноводство.

2. Отрасли животноводства.

3. Роль животноводства в жизни человека.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа в группах.

- Для того чтобы правильно  ответить на первый вопрос нашего плана, давайте  выполним  следующее  игровое  задание.

      Слайд 3     

Задание.  Вам нужно, расставить  в нужном порядке слова и получить определение - животноводство.

Слайд 4,5

Животноводство – это отрасль сельского хозяйства, занимающаяся  разведением домашних животных.

- Зачитайте, что у вас получилось.

- Попробуйте объяснить, что такое «породы домашних животных»?

- Как вы думаете, а откуда они взялись?

- Это сможем узнать, прочитав статью учебника на странице 195-196.

- Скажите, откуда же появились породы домашних животных?

2. Сообщение учителя. 

Слайд 6

- Животноводство – объемное понятие. Оно включает в себя несколько отраслей. 

Разведение крупного и мелкого рогатого скота

Свиноводство

Коневодство

ЖИВОТНОВОДСТВО

Кролиководство

Птицеводство

Рыбоводство

Пчеловодство

3. Работа в группах.

 - Чтобы подробнее узнать о каждой отрасли, давайте поделимся на группы ученых животноводов. Каждая группа получит карточку-помогайку.

- Послушайте задание: соберите информацию из учебника по своей отрасли, заполните карточку и поделитесь знаниями со всем классом.

Отрасль « Разведение крупного и мелкого рогатого скота»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 197, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Крупный рогатый скот -это__________. Все породы делят на  ____________, _____________ и ________________________ .

Мелкий рогатый скот - это_________________. Очень ценят породы овец с тонкой шерстью - ______________ («руно» - ______________)

Стада овец называют ___________. Большие отары пасутся на ___________. Коз разводят ради______________________________.

Отрасль « Свиноводство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 198, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Свиньи не грязнули, они, наоборот, очень ___________________ . В жару свинья ложится в грязь для того, чтобы __________________________________________________________

Свиней нужно почаще _______________________. Содержать их надо в ___________ помещениях. Породы свиней ________________________________.

Отрасль « Коневодство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 198-199, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

В прошлом лошадь помогала крестьянину в _______, перевозила ____________________, участвовала и в военных ___________.

       Лошадь по-прежнему необходима __________________________. Немало людей увлекаются конным ___________________________. Породистых лошадей разводят на ____________________________. Насчитывается свыше 250 пород – от могучих _____________ до миниатюрных ________.

Отрасль « Кролиководство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 199-200, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Домашние кролики произошли от _________. Кроликов разводят ради ____________________. Содержат кроликов в ___________. Днём зверьки обычно ____________, а ночью _______________.

Кормят кроликов ____________________________________________

Но нельзя давать им траву, влажную от _______________________. От этого кролики могут _____________. Такую траву нужно сначала ___________.

Отрасль « Птицеводство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 200-201, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Домашние птицы – это _______________________________________.

На крупной ______________ в инкубаторы помещают одновременно сотни тысяч _________

Вентиляторы подают в инкубатор тёплый ____________. Специальный механизм время от времени _____________ яйца, чтобы они равномерно прогревались. Вылупившихся ____________ отправляют в цех ________________. Оттуда подросших кур переводят в цех клеточных______________. Домашних птиц разводят и на менее крупных _______________ и на приусадебных____________ .

Отрасль « Рыбоводство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 201, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Разведением рыбы в прудах занимаются специальные рыбоводческие ____________. Основные прудовые рыбы - ______________________

________________. В природе в диком виде встречаются _____________________________. А вот _______ - это одомашненная форма _________.

Отрасль « Пчеловодство»

 Задание: прочтите статью учебника на с. 201-202, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

В далёком прошлом было много диких _______. Они жили в ________ деревьев. Со временем люди стали сами выдалбливать  в стволах деревьев _______ для пчёл. Так зародилось ________________. А потом появились и __________. Название пасека произошло от слов «сечь», «посекать», то есть ________ лес.

Чтобы забрать мёд из колод, пчёл приходилось _______________ ядовитым дымом. Позже был изобретен разборный _________. В него вставляют ________ с сотами, пчёлы заполняют ячейки ________. ____________ достает рамки, не причиняя вреда пчелиной семье.

- Давайте послушаем, что у вас получилось. Выберите, кто будет зачитывать информацию о своей отрасли.

Слайд 7,8.9

Отрасль « Разведение крупного и мелкого рогатого скота»

- Предками коров были древние туры. Приручить тура было невозможно – они поднимали на рога охотника вместе с конём. Иногда охотники приводили домой маленьких турят. От них и пошли наши коровы. Молока они давали совсем мало. Оно считалось лекарством и лакомством.

Отрасль « Свиноводство» Слайд 10,11 

- Люди одомашнили свинью ещё в каменном веке. Свиней  разводят ради вкусного мяса и шкуры, из которой шьют обувь и одежду. Своим сильным плоским носом свиньи роют землю в поисках кореньев. Свиней разводят на свиноводческих фермах.

Отрасль « Коневодство» Слайд 12,13

- Домашние лошади – потомки дикой лошади (Пржевальского) и тарпана. Лошадь Пржевальского была открыта более 100 лет назад в пустынях Центральной Азии русским путешественником Н.М.Пржевальским. Из молока лошади делают целительный напиток – кумыс. Кровь лошадей-доноров используют для изготовления медицинских препаратов.

Отрасль « Кролиководство» Слайд 14,15

- Пород кролей много.  В основном разводят такие: породы: бабочка, серебристый, калифорнийский. Содержат кроликов на фермах.

Отрасль « Птицеводство» Слайд 16,17,18

- Домашних кур начали разводить 4 тыс. лет назад. Домашние куры происходят от диких банкивских кур, который до сих пор водится  в Юго-Восточной Азии.

Отрасль « Рыбоводство», «Пчеловодство» Слайд 19, 20,21,22

- Продукты пчеловодства: мёд, воск, прополис.

4. Физкультминутка. (видеоролик)

- А теперь давайте отдохнём, вставайте на зарядку.

- Садитесь на места.

V. Закрепление изученного материала.

1. Игра «Четвертый лишний»  (устно со всем классом)

- А хорошие ли знания мы приобрели во время урока, нам поможет игра «Четвертый лишний». Вам нужно из перечисленных слов, назвать лишнее слово.

а) Кролиководство, птицеводство, овощеводство, пчеловодство

б) Куры, индюки, кролики, гуси

в) Мёд, воск, прополис, яйца

2. Игра « Соедини стрелочками» (работа в группах)

- Следующая игра называется «Соедини стрелочками», вы будете работать в парах. Вам нужно соединить стрелочками: животного, его место разведение и профессия людей, которые их разводят.

Животные

Место разведения

Профессии людей

Коровы

Конный завод

конюх

Гуси, утки, куры, индюки

Ферма

доярка

Пчёлы

Птицефабрика

пчеловод

Лошади

Пасека

птичница

         

- Фронтальная проверка.

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Игра «Подумай, отгадай»

•   Отрасль животноводства, занимающаяся разведением кур, уток, гусей. (Птицеводство.)

•  Человек, ухаживающий за пчелами. (Пчеловод, пасечник.)

•  Домашний родственник зайца. (Кролик.)

•  Доктор животных. (Ветеринар.)

•  С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел.)

•   С пухом, а не птица. Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)

•   Она необходима лесникам, пастухам, пограничникам и даже полицейским. (Лошадь.)

•  Человек, который сопровождает животных на пастбище. (Пастух, чабан.)

•   Цех, где разводят кур. (Инкубатор.)

•   Как называют стадо овец? (Отара.)

VI. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 195 – 203 знать

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ребята, а как вы думаете, кто сегодня хорошо работал на уроке?

- С чем нас сегодня решил познакомить профессор Окружайка?                                      (с животноводством, его отраслями)

- Что нового узнали о домашних животных?

- Какие есть отрасли животноводства?

- Что нужно делать, чтобы животные хорошо себя чувствовали? (следить за здоровьем, ухаживать, кормить)

- Животному, как и человеку, нужен уход и внимание.

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок!

Дополнительный материал

Куры

Домашних кур начали разводить 4 тыс. лет назад. За это время они стали очень сильно отличаться от своих родоначальников - диких кур. В настоящее время в лесах Индии встречаются дикие банкивские куры -родоначальники домашних кур. Голос у этих птиц был пронзительный. Они кричали вечером, провожая солнце, а на рассвете снова горланили. Древние люди решили, что эти птицы будят солнце. Назвали этих птиц солнечными и принесли домой. Солнечных птиц тогда очень уважали, их боялись убивать и есть. За ними ухаживали, сытно кормили. Птицы становились все крупнее и толще и несли все больше яиц. Постепенно они стали домашними.

Коровы

Предки коров не сохранились. Известно, что предками коров были похожие на них животные - древние туры. Водились когда-то на земле крупные свирепые туры. На туров охотились из-за вкусного мяса. 400 лет назад была уничтожена на охоте последняя самка дикого тура. Приручить тура было невозможно — они поднимали на рога охотника вместе с конем. Иногда охотники приводили домой маленьких турят. От них и пошли наши коровы. С годами они становились смирными, паслись около дома на зеленом лугу, перестали бояться человека. Молока они давали совсем мало. Так мало, что оно считалось лекарством и лакомством. Пить его полагалось, разбавляя водой. Люди заботились о коровах, хорошо их кормили, и коровы давали все больше молока.

Лошади

Домашние лошади — потомки дикой лошади (Пржевальского) и тарпана, который еще в начале прошлого столетия водился в степях Европы. Лошадь Пржевальского была открыта более 100 лет назад в пустынях Центральной Азии русским путешественником Н.М. Пржевальским. Лошадей издавна разводили и использовали для перевозки грузов, верховой езды, выполнения различных работ. С развитием транспорта, появлением на полях мощных сельскохозяйственных машин лошади потеряли свое былое значение.

Северные олени

Оленеводство — древняя отрасль хозяйства районов Крайнего Севера. Летом оленьи стада кормятся в тундре, а зимой перекочевывают ближе к лесу. Мясо северного оленя отличается высокой питательностью, а молоко — высокой жирностью. Из шкур вырабатывают мех, замшу, шьют удобную одежду, шапки, рукавицы, обувь. Шерсть используют в мебельной промышленности. Из сухожилий делают прочные нитки для сшивания меха. Рога и копыта используют для приготовления клея.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»

Цель:  Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...

Конспект открытого урока окружающего мира "Органы чувств" с использованием Macbook для 3 класса

Класс: 3  класс Предмет: окружающий мир Тема: « Органы чувств». Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств ...

конспект открытого урока окружающего мира " Родина- что это значит" во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира «Родина – что это значит?»,2класс, УМК Начальная школа 21 века.Учитель: Астахова Дарья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение»Предмет: окружаю...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Водоемы родного края"

Данная технологическая карта составлена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК А.А.Плешакова....

Конспект урока окружающего мира на тему "Труд людей родного края"

Урок окружающего мира "Труд людей родного края" (ПНШ)....

План урока окружающего мира на тему "Подземные богатства родного края"

Урок составлен составлен с учетем возрастных, индивидуальный, психологических особенностей учащихся 4 класса. В урок включен материал о подземных полезных ископаемых России и  Республики Дагестан...