ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Иванова Оксана Петровна

СПб  18 века. Развитие русской культуры и искусства. » 

дать характеристику основным направлениям развития культуры 18 века и определить их значение; 

-расширить кругозор знаний о русских  скульпторах, живописцах, архитекторах .

 

 

Дорогие друзья!  Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие в 18 век, а в какой именно город - вам подскажут строки  из произведения А.С.Пушкина « Медный всадник».

«Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия…»

 

История  Санкт-Петербурга начинается с  27.05. 1703г.  За  все время своего существования он успел побывать столицей 3 государств, 3 революций и имел 3 разных названия. Основателем города является Петр 1 – первый российский император. Новый город был назван В день Святой Троицы, в устье реки Невы на Заячьем острове Петром 1 была заложена крепость. План будущей  крепости начертил сам Петр. По приказу царя  на Заячьем острове  выросла Петропавловская крепость, затем появляются жилые дома.  Новый город был назван в честь небесного покровителя императора, святого апостола Петра и по замыслу царя , Петербург должен стать идеальным  портовым городом-крепостью. При этом ориентация на Западную Европу стала определяющей в развитии архитектуры и культуры того времени. С этой целью были приглашены мастера из Западной Европы: архитекторы, скульпторы, живописцы, граверы.

Первые 7 лет существования города составили «деревянный период» его истории, от которого сохранился только домик Петра 1 на Березовом острове. Строительство шло, в основном, на левом берегу Невы. Утвержденный в 1718г.проект предусматривал, что центром города станет Васильевский остров. Петр  мечтал о создании Венеции у себя в стране, поэтому было решено прорыть параллельные каналы по всему острову. В 1720-1730-х годах усиленно застраивалась Стрелка. Туда постепенно перевели морской торговый порт, таможню, Гостиный двор. Возвели специальное музейное здание Кунсткамеры. Здесь же узким фасадом к набережной стоит здание  Санкт-Петербургского университета. Архитектором  здания Двенадцати коллегий является Д.Трезини, при участии талантливого русского зодчего М.Г.Земцова.

Петр не допускал никаких излишеств, поэтому главными отличительными чертами всех построек Петровского  времени является их целесообразность, практическое назначение, строгая и простая планировка зданий , простота композиционных построений.

 В Петербурге и его окрестностях замечательные творения в этом стиле оставили Г.Камерон ( Софийский собор  в Пушкине, парки в Павловске и Пушкине), Д.Кваренги ( Академия наук, Эрмитажный театр, Смольный институт), Е.И. Старов ( Таврический дворец, Софийский собор в Царском селе, Троицкий собор (Лавра)).

  1. Физкультминутка с муз.сопровождением , песня «Гимн СПб»
  2. Знакомство со стилем «Барокко»

Барокко в переводе с итальянского означает «жемчужина  неправильной  формы». Стиль барокко появился в 15-17веках  в Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоха барокко считается началом триумфального шествия  «западной цивилизации».  Он отличался декоративной пышностью, динамичными сложными формами, контрастностью и живописностью. Использовались такие элементы, как колонны, лепка, скульптуры.

В 18 в.возникали любительские театры в школах, училищах. Вельможи образовывали свои театры, набирали в труппы одаренных крепостных. Так возник крепостной театр. Особенно  известностью и славой пользовалась труппа графов Шереметьевых.

В 1788г. по приказу Екатерины Великой был открыт знаменитый памятник Петру 1 (автор-Э.М.Фальконе) , названный Пушкиным «Медный всадник»  

На доске – ромашка.  Капитаны  групп вытаскивают по 1 лепестку с заданием. ( Вспомнить как можно больше  информации об исторической личности, о памятнике архитектуры и т.д.)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_attest._kultura_spb._polnaya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                  ГБОУ школа № 297

                                                                                                                                                Пушкинского района

                                                                                                                                                   Г. Санкт-Петербург

             

                                                                                                                                                        Разработчик:

                                                                                                                                        Учитель начальных классов

                                                                                                                                          Иванова Оксана Петровна    

                                                                                                                                                 

                                                                ПЛАН-КОНСПЕКТ  

          ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                                                                    4 КЛАСС  

Тема занятия:   « СПб  18 века. Развитие русской культуры и искусства. »                                                          Цель занятия:   Ознакомить учащихся с  развитием русской культуры и искусства  в 18 веке в г. СПб.

ЗАДАЧИ:

-дать характеристику основным направлениям развития культуры 18 века и определить их значение;  

-расширить кругозор знаний о русских  скульпторах, живописцах, архитекторах .

-развивать эстетический вкус, способность к художественному творчеству;

-  развивать речь, мышление, воображение, память, умение слушать;

-способствовать  развитию умения сравнивать, анализировать  , выделять главное, развивать умение систематизировать  материал, работать с текстом ; развивать умение правильно выражать свою мысль;

-способствовать воспитанию любви,  гордости и уважения за культурное  наследие своего народа, воспитывать  бережное отношение к памятникам архитектуры и искусства, к объектам исторической ценности;

Оборудование:

Мультимедийная установка;

Презентация;

                                                             Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дорогие друзья!  Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие в 18 век, а в какой именно город - вам подскажут строки  из произведения А.С.Пушкина « Медный всадник».

«Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия…»

  1. Знакомство с новым  материалом.

Скажите, ребята, а что это за город, град Петра?

-Назовите год основания этого замечательного города?

-Тема нашего занятия: «СПб 18 века. Развитие культуры и искусства»

-Вспомним определение, что такое искусство?  (Это художественное творчество в целом- литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, кино, театр, музыка и все красивое, что нас окружает.)

-Сегодня мы с вами поговорим об искусстве России на примере г.СПб, который в 18 веке был центром культуры нашего государства. Вы узнаете о строительстве Петербурга, о памятниках архитектуры 18 века.

-Ребята, а что такое архитектура? (Это искусство и наука строить, проектировать здания  и сооружения, это строения города, создающие пространственную среду . )

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: определения понятий  

Искусство-это…

Архитектура-это…                

(ВЫНОСЯТСЯ НА ДОСКУ.)

-Ребята, с чего начиналось строительство нового города?

История  Санкт-Петербурга начинается с  27.05. 1703г.  За  все время своего существования он успел побывать столицей 3 государств, 3 революций и имел 3 разных названия. Основателем города является Петр 1 – первый российский император. Новый город был назван В день Святой Троицы, в устье реки Невы на Заячьем острове Петром 1 была заложена крепость. План будущей  крепости начертил сам Петр. По приказу царя  на Заячьем острове  выросла Петропавловская крепость, затем появляются жилые дома.  Новый город был назван в честь небесного покровителя императора, святого апостола Петра и по замыслу царя , Петербург должен стать идеальным  портовым городом-крепостью. При этом ориентация на Западную Европу стала определяющей в развитии архитектуры и культуры того времени. С этой целью были приглашены мастера из Западной Европы: архитекторы, скульпторы, живописцы, граверы.

Одним из первых выдающихся каменных  сооружений стал Петропавловский собор, возведенный по проекту итальянца Доменико Трезини с необычайно высокой колокольней, общая ее высота-121,8 м. Это было самое высокое здание тогдашнего Петербурга. Золоченый шпиль. Как архитектурная форма, пришел из Западной Европы, только там их не золотили.  СЛАЙД 1.

(Петропавловский  собор является усыпальницей российских императоров.)

Первые 7 лет существования города составили «деревянный период» его истории, от которого сохранился только домик Петра 1 на Березовом острове. Строительство шло, в основном, на левом берегу Невы. Утвержденный в 1718г.проект предусматривал, что центром города станет Васильевский остров. Петр  мечтал о создании Венеции у себя в стране, поэтому было решено прорыть параллельные каналы по всему острову. В 1720-1730-х годах усиленно застраивалась Стрелка. Туда постепенно перевели морской торговый порт, таможню, Гостиный двор. Возвели специальное музейное здание Кунсткамеры. Здесь же узким фасадом к набережной стоит здание  Санкт-Петербургского университета. Архитектором  здания Двенадцати коллегий является Д.Трезини, при участии талантливого русского зодчего М.Г.Земцова.

Петр не допускал никаких излишеств, поэтому главными отличительными чертами всех построек Петровского  времени является их целесообразность, практическое назначение, строгая и простая планировка зданий , простота композиционных построений.

Во второй четверти века в архитектуре господствует классицизм- это направление в искусстве, характеризующееся монументальностью, величественностью, простотой, торжественностью, гармонией, строгой  пропорциональностью, симметрией. Они отражают идеи патриотической гордости, триумфа и мощи государства.  СЛАЙД 2.

 В Петербурге и его окрестностях замечательные творения в этом стиле оставили Г.Камерон ( Софийский собор  в Пушкине, парки в Павловске и Пушкине), Д.Кваренги ( Академия наук, Эрмитажный театр, Смольный институт), Е.И. Старов ( Таврический дворец, Софийский собор в Царском селе, Троицкий собор (Лавра)).

  1. Физкультминутка с муз.сопровождением , песня «Гимн СПб»
  2. Знакомство со стилем «Барокко»

Ребята, какой стиль называется «Барокко»?

Барокко в переводе с итальянского означает «жемчужина  неправильной  формы». Стиль барокко появился в 15-17веках  в Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоха барокко считается началом триумфального шествия  «западной цивилизации».  Он отличался декоративной пышностью, динамичными сложными формами, контрастностью и живописностью. Использовались такие элементы, как колонны, лепка, скульптуры.

В стиле барокко работал знаменитый Бартоломео  Растрелли-сын скульптора К.Растрелли. По его проектам возведено много сооружений в разных городах России, но самым значимым был Зимний дворец в Петербурге тот , что и поныне украшает центр города.  СЛАЙД 3.

Зимний  дворец-здание новое по архитектурной форме. Длинное, вытянутое вдоль набережной , здание кажется «вылитым» из одного гигантского куска. Посмотрите на изломанные формы. Множество декоративных ваз, статуй, разнообразные формы оконных наличников – это элементы стиля барокко. Впервые в русском зодчестве Растрелли применяет свободно стоящие колонны, как декоративные украшения. Для мастера характерно широкое применение цвета на фасаде.

Продолжаем путешествие.

В петровское время скульптура носила , в основном, прикладной орнаментальный характер.  В этом направлении работали великие мастера(Б.Растрелли) Бронзовый бюст Петра 1. СЛАЙД 4.

Много лет Растрелли работал над образом Петра 1. Он снял маску и сделал восковой бюст царя,  а потом скульптуру. Глядя на нее , зритель понимает , что изображенный человек- государственный деятель и полководец. Здесь просматривается реализм и барокко.

В 1788г. по приказу Екатерины Великой был открыт знаменитый памятник Петру 1 (автор-Э.М.Фальконе) , названный Пушкиным «Медный всадник»  СЛАЙД 5.

И в то время и сейчас памятник производит сильное впечатление . Петр властным уверенным жестом, останавливает  поднявшегося на дыбы коня. Скульптор одевает Петра в  «героическую» одежду, голову венчает вместо короны лавровым венком. Жест руки угрожающий, утверждающий.Знаменитый монумент стал эмблемой и визитной карточкой Петербурга.

Большую роль в формировании русской скульптуры сыграла Академия художеств. Она воспитала плеяду замечательных мастеров . среди них Ф.Шубин, М.Козловский. Их произведения составляют гордость русской и национальной культуры.  СЛАЙД 6 .

Ребята, вы знаете, что театр относится к искусству.

А  кто,  по вашему мнению, является основателем 1 русского театра?

В 18 в.возникали любительские театры в школах, училищах. Вельможи образовывали свои театры, набирали в труппы одаренных крепостных. Так возник крепостной театр. Особенно  известностью и славой пользовалась труппа графов Шереметьевых.

Театр стал одних из очагов национальной культуры. В 1756г.возник профессиональный театр на Васильевском острове. Театр должен был давать представления для городского населения. Ф.Г.Волков стал первым актером , давшим жизнь русскому национальному театру.  СЛАЙД 7.

Основу его театральной деятельности национально-патриотическая тематика, классический репертуар ( трагедии Сумарокова ). С подмостков сцены  Ф.Г.Волков  призывал зрителей к добру и человечности. Русский театр 18 века вошел в историю , как театр гражданских чувств и патриотических идей, как театр трагический.

Ребята, как вы думаете,  могли ли крепостные играть в театре?

Культура России 18 в. стремительно развивалась в разных направлениях.  Академия художеств дала России  немало талантливых художников, которые в это время начинают искать новые пути для создания глубокого достоверного образа человека. Перед ними стояла задача показать решительных и деятельных людей своего времени, сильных характером и духом, образы преобразователей.  СЛАЙД 8.

Братья Иван и Роман Никитины, А.Матвеев рисовали Петра, членов царской семьи, сподвижников.

Художники Н.Адольский, Г.Мусикийский  в жанре миниатюрного портрета на эмали изображали императора и его жену. Во второй половине столетия получили известность  живописцы – классицисты  Г. Угрюмов  «Торжественный выезд А.Невского  в Псков», А.Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой», портретист-М.Иванов, пейзажист-С.Щедрин.  выдающееся место в  русской живописи заняли художники В.Л.Боровиковский, Д.Г.Левицкий, Ф.С.Рокотов.

Петровские преобразования  затронули и повседневный быт всех слоев населения .  Дворяне сменили старинные одежды, тяжелые, длинные и неудобные на более простые и удобные  европейские камзолы, костюмы, сбрили бороды, курили табак, в пищу употребляли картофель.

6.Закрепление знаний  ( работа на индивидуальных  карточках).

Разукрасить знакомые памятники архитектуры, искусства и культуры СПб, написать их названия.

7. Работа в группах.

На доске – ромашка.  Капитаны  групп вытаскивают по 1 лепестку с заданием. ( Вспомнить как можно больше  информации об исторической личности, о памятнике архитектуры и т.д.)

8.Рефлексия.

 Что особенно понравилось и запомнилось?

Что показалось вам скучным?

С какой информацией вы еще хотели бы познакомиться?

9. Итог.

Наше путешествие подошло к концу, всем спасибо за занятие.

                   

                                                                             

                                                                                                                                               

                                                                                                                                       

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по Истории и культуре Санкт-Петербурга."Казанский собор"

Презентация к занятию кружка по истории и культуре Санкт-Петербурга в начальной школе, знакомящая учащихся с Казанским собором....

Диалог культур на занятиях по курсу История и культура Санкт- Петербурга

Статья посвящена формированию и становлению творческой личности. Представленные материалы затрагивают педагогическую проблему духовного развития личности через диалог культур. Петербург создает среду ...

Презентация к занятию по истории и культуре Санкт-Петербурга "Мифические существа и животные в скульптуре Петербурга"

Презентация к занятию по истории и культуре Санкт-Петербурга "Мифические существа и животные в скульптуре Петербурга"...

Технологическая карта внеклассного занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга. Петровский Петербург.

Внеклассне занятие по истории и культуре Санкт-Петербурга расчитано на работу в начальных классах. Тема: "Петровский Петербург". Занятие предполагает групповую форму работы....