Технологическая карта урока "Зимняя жизнь птиц и зверей"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Анциферова Жанна Федоровна

Обобщение знаний учащихся о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_uroka.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Анциферова Жанна Фёдоровна

 Класс: 2

 УМК: «Школа России»

 Предмет: окружающий мир

 Модуль, тема урока: Зима. Зимняя жизнь птиц и зверей.

 Тип урока: Урок систематизации знаний.

 Цель урока: обобщение знаний учащихся о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц  и зверей зимой.

 Задачи урока:

  • обобщить знания учащихся  о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей;
  • обобщить представления о способах питания птиц и зверей зимой;
  • воспитывать бережное отношение к живой природе;
  • совершенствовать  умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных

типов, построения связного высказывания;

  • совершенствовать навыки работы с различными источниками информации (текстовыми и графическими), самостоятельной и коллективной учебной деятельности, презентации индивидуального образовательного результата;
  • развивать  интерес к изучению предмета.

Планируемые результаты

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- планировать деятельность

- сличать выполненную работу с эталоном

- оценивать деятельность

- устанавливать отношения между объектами

- фиксировать отношения на построенных моделях

- находить нужную информацию в различных источниках

- включаться в диалог с учителем и сверстниками;

- включаться в коллективное обсуждение проблем;

- проявлять инициативу и активность в стремлении высказаться

- осваивать позитивный стиль взаимодействия со школьниками и взрослыми

- проявлять учебно-познавательный интерес к изучению нового материала

- проявлять учебно-познавательный интерес к способу решения учебных и практических задач

Межпредметные связи: Технология – организация и планирование собственной трудовой деятельности, осуществление контроля за ее ходом и результатом, работа по алгоритму; Литературное чтение – работа с текстом, ответы на вопросы по тексту, построение связного высказывания.

Ресурсы урока: Рабочая программа; учебник «Окружающий мир» ч.2. с.32-35, рабочая тетрадь ч.2. с.31, электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (задания), демонстрационная презентация, видеоролик, раздаточный материал для групповой работы

Ход урока

№п/п

Название этапа урока

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Фронтальная

Индивидуальная

-Здравствуйте, ребята!  Мы снова отправляемся в гости к Зиме.

-Перед вами на парте лежат сердечки разного цвета, разделённые на две половинки.  

Жёлтый цвет - активность, жизнерадостность,

 Зелёный - спокойствие, уравновешенность,

 Красный - высокая эмоциональность, повышение тревожности.

Какому цвету соответствует ваше настроение сейчас, в начале урока, такую половинку сердечка положите на край стола. В добрый путь, ребята!

Обучающиеся слушают, настраиваются на урок.

Дети выбирают цвет своего настроения.

2

Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений

парная

Ребята сегодня 8 урок по разделу «Зима» Давайте выполним тест и проверим свои знания.

Предлагает выполнить тест и проверить по эталону в презентации.

-Со всеми ли заданиями справились легко?

-Какой вопрос вызвал затруднение?

Учащиеся выполняют тестовые задания. Используя взаимопроверку оценивают результаты тестирования знаками «!», «+», « - «.

Затруднение с вопросом о способах приспособления зверей и птиц к зимним условиям.

3

Этап постановки учебной задачи и целей урока

фронтальная

Какова тема сегодняшнего урока?

Зимняя жизнь птиц и зверей.

-А что бы вы хотели узнать по этой теме?

-Какие цели поставим перед собой?

  • Узнать о зимнем образе жизни птиц и зверей.
  • Узнать о способах питания птиц и животных зимой
  • Понять, как важно помогать животным зимой.

– Посмотрите на группу птиц.
– Какая птица здесь лишняя? Почему?
-  Почему остальные птицы от нас  не улетают?
– Как называются птицы, которые остаются зимовать с нами?
– Почему они не улетают?

2) Есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Для них наша средняя полоса как будто юг.

– Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие птицы прилетают к нам зимовать:

Красногрудый, чернокрылый, 
любит зёрнышки клевать, 
с первым снегом на рябине,
он появится опять.  (Снегирь)

- А вот еще один гость.

Пусть я серенькая птичка, 
У меня друзья привычка
Как начнутся холода
Прямо с севера сюда
Хохолок мне путь укажет. (Свиристель)

Наши зимние гости – это свиристели, клесты, снегири. Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками.

Совместно с учителем формулируют тему урока, озвучивают цели урока.

Работа по презентации

Птицы перелетные лишние. Потому что они не остаются на зиму, а улетают в теплые края.

Обобщают и систематизируют информацию о видах птиц -(перелетные и зимующие), животных -(добывающих корм, ложащихся в спячку, делающих запасы).

Снегирь, клест.

4

Этап составления плана стратегии по разрешению затруднения

фронтальная

. Работа с учебником.

3) Ребята, что за шум? Что за писк?

– Давайте об этом прочитаем в учебнике на странице 32.

– Почему вместе легче?

5)Работа с учебником с. 33

  • Прочитайте текст «Клёст»
  • Важно, что клесты — единственные птицы, которые выводят птенцов зимой. Почему?

Вот такая интересная птица прилетает в наши леса зимой!

А давайте понаблюдаем за жизнью зверей зимой. Я приглашаю вас в гости к ним.

Просмотр видеоролика

7)Работа в парах.

У вас на партах набор предметных картинок зверей. Назовите кого вы здесь видите?

 - Разделите этих зверей на группы с опорой на информацию в учебнике на с. 34-35.

- По какому признаку мы можем составить эти группы?

 В первую группу вы выделили тех зверей, которые готовят запасы на зиму.
Во вторую - тех зверей, которые

впадают в спячку. Какие звери ложатся спать зимой?

 В третью, попали те звери, которые ищут корм.

С чем же связаны изменения в жизни животных зимой?

Наблюдают за жизнью зверей и птиц зимой.

-в учебнике

- из личного опыта

- из дополнительной литературы, текстов.

Читают статью на стр.32-33 самостоятельно.

После чтения отвечают на поставленные вопросы.

Обучающиеся отвечают на вопросы, используя добытые в тексте знания и свои наблюдения.

Волка, лису, ласку, ежа, мышь, барсук, зайца, лося, кабана

Высказывают предположения.

Работа в парах.

Объясняют свой выбор. Те, которым нечем питаться

Изменения в жизни лесных зверей зимой происходят из-за изменения способов питания.

Физминутка

Дикие животные

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши

5

Этап реализации выбранного проекта

групповая

Организует работу 4-х групп

-Чтобы узнать о жизни зверей зимой, мы с вами поработаем группами. Вспомните правила работы в группах.

Перед вами 4 задания, которые вы должны выполнять все вместе, а затем представить.

У каждой группы набор заданий и материалов по теме.

Организует презентацию работ.

Организует оценивание каждой группы.

У каждой из 4-х групп  задания по плану:

1. Узнай животное или птицу

2.Прочитай текст

3. Ответь на вопросы по тексту.

4. Составь рассказ о животном.

6

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

индивидуальная

Вы хорошо поработали, а сейчас давайте проверим свои знания. Предлагаю вам выполнить тест (итоговый по теме).

Многие звери и птицы зимой собираются в стайки. Почему?

-А нам вместе легче было работать?

-Что вам понравилось на уроке?

-Что вызвало трудности?

-В начале урока мы выбрали своё настроение, давайте вспомним, что обозначал каждый цвет. А теперь дополните своё сердечко второй половинкой. Покажите гостям и мне, какие красивые спокойные сердечки получились- значит, на уроке нам было комфортно. Мне понравилась ваша работа на уроке, вы работали дружно, помогали друг другу. Вы - большие умницы! Ребята, а закончит наш урок стихотворение

     -Давайте будем к тому стремиться,

     Чтоб нас любили и зверь, и птица.

      И доверяли повсюду нам,

      Как самым верным своим друзьям.

     Давайте, будем беречь планету,

     Во всей Вселенной похожей нету.

     Во всей Вселенной совсем одна,

     Что будет делать без нас она.

Выполняют тест и оценивают свою работу.

Повторяют интерпретацию цветов.

Дети формируют свои ощущения в виде сердечек

7

Домашнее задание

- Выполнить задания в рабочей тетради.

- Подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему “Жизнь зверей и птиц зимой”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест с макросами "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Данный тест может использоваться на следующем уроке после прохождения темы "Зимняя жизнь птиц и зверей", во время проверки д/з фронтально или индивидуально....

Конспект урока с использованием ИД "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Урок помогает учащимся усвоить образ жизни и питания зимующих птиц и знакомит с зимним образом жизни зверей, не впадающих в спячку....

Конспект урока" Зимняя жизнь птиц и зверей" УМК "Перспектива" 2 класс

Конспект урока "Зимняя жизнь зверей и птиц" УМК "Перспектива"...

Зимняя жизнь птиц и зверей

Презентация к уроку по окружающему миру...

Открытый урок "Зимняя жизнь птиц и зверей" 2 класс

Открытый урок "Зимняя жизнь птиц и зверей" 2 класс...

Зимняя жизнь птиц и зверей.

Конспект урока по окружающему миру....

Технологическая карта урока "Жизнь птиц зимой"

Технологическая карта урока "Жизнь птиц зимой"...