Материалы к внеурочному занятию или уроку по окружающему миру в форме заседания детского научного клуба по теме "Вода обыкновенная и необыкновенная"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Летягина Наталья Александровна

Занятия научного клуба «Мы и окружающий мир»  помогают овладеть  основам  практико-ориентированных знаний о природе родного края, формируются ценностно-смысловые ориентиры  по охране окружающей среды и  информационная грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

Данный материал поможет провести качественное занятие или урок о воде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: внеурочная деятельность (научный клуб «Мы и окружающий мир», «Проектная деятельность», «Путешествие в мир экологии»),окружающий мир

Класс: 3.                                                                                                                                                                                                                                                      Тема урока: «Вода обыкновенная и необыкновенная».                                                                                                                                                                     Тип урока: заседание научного клуба                                                                                                                                                                                                                   Место и роль урока в изучаемой теме: пятый  урок по теме  «Вода и её свойства» по окружающему миру.                                                                                                                                                                                                       Цель: формирование    образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 3 класса в предметной области  окружающий мир  по   теме   «Вода и ее свойства», а также внеурочной деятельности по программам научного клуба «Мы и окружающий мир», «Проектная деятельность», «Путешествие в мир экологии».

Учебные задачи:                                      

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                          -  формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.                                                                                                               Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                                                                                                                                                               Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                    Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                            Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                                Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                           - познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать  и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости  бережного отношения к ней.                                                                                                                                                                                                                                Межпредметные связи: математика, литературное чтение, биология, химия                                                                                                                                       Базовая технология: технология деятельностного подхода.                                                                                                                                                  Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор,                                                                                                                                                                                                                                        Инструкционные карты, карты «учёных-исследователей», карточки для парной работы, карточки для рефлексии. Столики с необходимыми лабораторным оборудованием и материалами проведения опытов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Ребята! Гости!

Прозвенел звонок, и в срок пора начать урок.

Сегодня здесь закон простой – учись и думай головой.

А если знаешь, не зевай, скорее руку поднимай.

Не получилось- не беда, друзья помогут нам всегда!

Рада приветствовать вас на заседании научного клуба «Мы и окружающий мир».

1. Предлагаю всем встать в круг и урок начать с игры, которая называется «Поменяйтесь местами те,..»

-Поменяйтесь местами те,

  • Кто готов к уроку;
  • Кто любит уроки окружающего мира;
  • Кто хорошо помнит, о чём вели речь на прошлом заседании научного клуба;
  • Кто любит проводить опыты и эксперименты.

2. Прошу сесть на свои места

  • Руки?
  • Ноги?
  • Локти?
  • Спина?

Приложение 1

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру

Мотивирует учащихся на работу.

Знакомит с заполнением листа «Моё настроение».

Приветствуют учителя.

Встают в круг, выполняют соответствующие действия.

Обозначают цветом своё настроение.

Рассаживаются на свои места и отвечают хором:

  • На месте!
  • На месте!
  • У края!
  • Прямая!

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация знаний.

Цель:

А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

  1. Проверка д/з.

А)- отгадываем загадку

СЛАЙД 2

С помощью вопросов по теме, проводит параллель с ранее изученным материалом.

Подводит к теме предстоящего урока

Читают получившееся слово – ВОДА.

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель.

Б) Согласовать цель и тему урока.

А теперь подумайте, как связать отгадку с тем, о чём мы будем говорить на сегодняшнем заседании  клуба?

-Так какая же попробуем сформулировать тему нашего заседания ?

Ключевое слово действительно вода, но вода какая?

Но вода какая?

 А что про воду мы ещё хотим узнать?

СЛАЙД 3

Леонардо да Винчи называл воду-соком жизни на Земле.

Многим кажется, что они хорошо знают воду.  Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их.  В 1805 году немецкий ученый Александр Гумбольдт и французский физик Жозеф Луи Гей-Люссак установили, что вода состоит из молекул, каждая из которых содержит два атома водорода  и один атом кислорода. Об этом вы подробнее вы узнаете на уроках химии в 8 классе, а сегодня мы постараемся составить молекулу воды из цветных шариков и палочек. Молекула воды самая маленькая из трёхатомных молекул.

А записать то, что вы сейчас собрали можно так Н2О

СЛАЙД 4

«Нет земного вещества, минерала, горной породы, живого тела, которое бы воду не включало» - так говорил академик Вернадский. Мы проведем ряд опытов с водой, которые раскроют ее свойства и начнём с простого. Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей.

Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах.

Выдвигает проблему.  Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Предлагает собрать из шариков молекулу воды парами.

Знакомит с химической формулой воды.

Раздаёт памятки на столы.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений.  Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Вода вроде вещество простое, а  с другой стороны -сложное

Надо беречь воду, свойства воды

Тема урока: «Вода обыкновенная и необыкновенная»

 

Составляют в парах молекулу воды из цветных шариков и палочек

Обозначают цветом своё настроение.

Рассказывают стихотворение о правилах работы в группах.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4.

Организация исследовательской работы.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды

Физминутка

Класс делится на 4 группы (химики, математики, исследователи,

экологи), каждая группа получает карту для фиксации результатов и направляются к столикам для проведения опытов (на столиках лежат инструкционные карты

Исследователи проводят опыты с использованием лабораторного оборудования на определение свойств воды:

  1. Прозрачность
  2. Бесцветность
  3. Текучесть
  4. Форма сосуда
  5. Без запаха
  6. Без вкуса
  7. Три состояния

Химики проводят опыты с использованием лабораторного оборудования на определение следующих свойств:

  1. на растворимость сахара, мела в воде.
  2. Фильтрацию воды через фильтрационную бумагу.
  3. Нагревание и охлаждение воды.

Математики решают экологические задачи на бережное отношение к воде, а также на подсчёт воды в организме одноклассников.

Экологи работают с экологическими знаками по охране водных ресурсов, заселяют пруд рыбами, составляют памятку по охране воды, собирают части пословиц и поговорок о воде.

Наблюдатели –гости, они выполняют частично задания каждой группы, а также оформляют лист для подведения итогов.

Приложение 2

Организует практическую работу, обеспечивает контроль   за выполнением задания.

Организует коллективную проверку задания.

Организует физминутку.

Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой.

Формулируют выводы наблюдений,

записывают выводы в соответствующие строчки своих карт.

Обозначают цветом своё настроение.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

5.

Защита групповых работ «Обыкновенные и необыкновенные свойства воды»

Цель: Уточнить и расширить знания учащихся о свойствах воды, значении воды в природе и бережном отношении к ней.

Зафиксировать способ определения количества воды в организме человека с определённой массой тела.

Для того, чтобы разобраться почему воду называют обыкновенной и необыкновенной давайте будем слушать представителей групп с выводами, к которым они пришли.

- Как вы думаете, а много ли воды на Земле?

Где она содержится? Об этом расскажут исследователи.

СЛАЙД 5,6,7,8,9

Химики расскажут в чём ещё содержится вода

СЛАЙД 10,11,12

Послушаем к чему же пришли математики

СЛАЙД 13,14,15

Защита групповых работ проходит в виде небольшого сообщения (Приложение 3) и выводов, которые сделала группа в результате работы исследователей, химиков, математиков.

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Демонстрирует видео о свойствах воды.

Сравнивают свои выводы с эталоном с помощью презентации, наглядных пособий.

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения

Уточняют и расширяют свои знания о свойствах воды, значении и бережном отношении к воде.

Обозначают цветом своё настроение.

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

6.

Закрепление «Роль воды в жизни человека и охрана вод».

Цель:

Показать значение воды для всех живых организмов, а также охрана водных ресурсов от загрязнения.

Какую роль играет вода в жизни человека, растений и животных (Приложение 3), а также о необходимости охранять наши водные ресурсы расскажут экологи.

СЛАЙД 16,17,18,19

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.

Уточняют и расширяют свои знания о значении воды   и бережном отношении к ней.

Обозначают цветом своё настроение.

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.      

Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной форме.

7.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

Цель:

 Девять ключей к свойствам воды.

 

СЛАЙД 20

А теперь вспомним все свойства воды, о которых шла речь на заседании сегодня.

 

Тест для проверки полученных знаний.

СЛАЙД 21

Пригодятся ли знания, полученные сегодня на уроке в вашей дальнейшей жизни? Где?

Французский писатель,

автор книги «Маленький принц»

 Антуан де Сент  Экзюпери

так сказал об этом веществе:

« У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,

тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни!

Ты – сама жизнь!»

СЛАЙД 22

Даёт задание, проводит инструктаж,

организует проверку по эталону.

Задаёт вопросы.

Выполняют работу  на карточках, согласно сделанного вывода по материалам заседания клуба.                                                                                                              

Проверяют ответы по эталону на слайде.

Отвечают на вопросы.

Обозначают цветом своё настроение.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Формирование умения работать с информацией (отбирать,анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

8.

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Цель:

А) Зафиксировать новое содержание урока.

Б) Оценить результаты учебной деятельности.

В) Согласовать домашнее задание.

1. Быстро время пролетело.

И идет к концу урок

Так, давайте без задержки

Подведем всему итог.

Но подведём мы его необычно Я предлагаю написать необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока.

2Лист самооценки (Приложение №4) Заполните индивидуальный лист своего открытия-познания нового на уроке.

· я понял, что…  

· теперь я могу…  

· я научился…  

· у меня получилось …  

· я попробую…

 · меня удивило…  

· мне захотелось…  

Ребята, вы хотите узнать из чего состоят облака, почему идет дождь и как образуется снег?

Обо всем этом мы узнаем на следующем уроке.

На «Дерево успеха» расположите плоды, цветы или жёлтые листья.

1.Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выберите плод.  

                                                                        2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа –  цветок.                                                 3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – жёлтый листочек. 

Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха.

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн о воде.

Представляют свои работы.

Обозначают цветом своё настроение.

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Отмечают  основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

Убирают свои рабочие места.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли.

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Открытие формы Земли"

Цель: поставить задачу на определение формы Земли, организовать работу в группах по выдвижению гипотез о форме Земли, организовать обсуждение гипотез и модельную их проверку, чтение текстов и ок...

Открытый урок по окружающему миру "Формы земной поверхности" 3 класс.

Этот урок дан с использованием мультимедийной презентации, интерактивной доски, нескольких ноутбуков для детей  и программы Респонс, где использовались пульты для тестирования....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ» (2 класс УМК «Гармония»)

АннотацияУрок проводится в третьей четверти 2 класса по программеУМК «Гармония». По типу –   урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. Я плани...

Конструкт заседания детско-родительского клуба во 2 младшей группе «Старая сказка в новом формате»

Конструкт заседания детско-родительского клуба во 2 младшей группе«Старая сказка в новом формате»Тема: «Заюшкина избушка»Возрастная группа (участники): дети 2-ой младшей группы...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о формах земной поверхности; развитие логического мышления, с помощью занимательных заданий из сборника.Планируемые результаты:Предметные: -знать ...

Положение о школьном детском научном клубе «САМОЦВЕТЫ» МОУ СОШ №33 г. Энгельса Саратовской области

1. Школьный научный  клуб «Самоцветы» (далее – Клуб) – добровольное, некоммерческое, творческое объединение детей, систематически занимающихся научной деятельностью, дейст...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о формах земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).Планируемые результаты:Предметные: - уметь различать формы земной поверх...