Конспект урока по окружающему миру, 4 класс: Русь расправляет крылья
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_raspravlyaet_krylya.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 24.04.19                                                                                                         ФИО учителя: Максимова Н.А__________

Школа: 141                                                                                                                     ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»                                                                                                                ФИО методиста: Мухина И.Г__________

Кабинет: 29

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Русь расправляет крылья»

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с историей возрождения Руси, о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать и понимать значение знания истории своего народа, иметь представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;
  • уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», учебник Окружающий мир: 4кл., 2 ч., стр.65-69; учебная презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2019

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

Здравствуйте ребята, садитесь.

Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения «Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее». Помня об этих словах, давайте проверим, как мы изучили страницы истории Древней Руси.

(приветствуют учителя)

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: тестовая работа

3 мин

(проверка домашнего задания)

Вспомните, какова была тема нашего прошлого урока?

Расскажите о монголо-татарском нашествии на Русь по плану:

а) Кто такие монголо-татары.

б) Кто возглавлял войско завоевателей.

в) Когда захватчики вторглись на Русь.

г) Как оборонялись русские города.

д) Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?

Возьмите листочки и подпишите, выполним с вами традиционную тестовую работу.

Тест «Трудные времена на Руси»

1. Поход монголо-татар возглавил хан:

а) Батый;

б) Чингисхан;

в) Темучин.

2. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?

а) Рязань;

б) Новгород;

в) Козельск.

3. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) дань;

б) выкуп;

в) налог.

4. Первый удар в 1240 году с северо-запада на Русь нанесли:

а) немцы;

б) шведы;

в) монголы.

5. На какой реке разбил шведов князь Александр?

а) Нива;

б) Калка;

в) Дунай.

6. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.;

б) 20 мая 1242 г.;

в) 5 апреля 1241 г.

Обменяйтесь тестами с соседом сзади, проверьте и оцените его работу:

6 плюсов – «5»

5-4 – «4»

3 – «3»

Проверьте, чтобы работа была подписана, и передайте листочки вперед.

(проверяют домашнюю работу)

-«Трудные времена на Русской земле»

(выполняют устный рассказ по пройденной теме по плану)

(выполняют тестовое задание)

(выполняют взаимопроверку и взаимооценку работы)

(сдают работу)

П: построение речевого высказывания

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

III. Постановка учебной задачи

Практический: упражнение

Словесный: подводящий диалог

5 мин

Ребята, у вас на партах лежат кроссворды. Я предлагаю Вам решить его и вы получите ключевое слово-подсказку нашей темы урока. Кто будет готов сказать слово, поднимите руку. Работать вам предстоит в парах.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/09cb/00044f8a-5b3bebe9/hello_html_m2a633953.png

Вопросы:

1. Зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани.

2. Столица Древнерусского государства, город Южной Руси, павший 6 декабря 1240 года под натиском монголо-татар.

3. Река, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими.

4. Подарки ханам от русских князей.

5. Ханская грамота с правом на княжение.

6. Город Руси, первым подвергшийся разгрому со стороны монголо-татар.

7. Город, который 7 недель оборонялся от монголо-татар и был прозван «злым городом».

8. Название войска с воинами на конях.

9. Монголо-татарский хан, возглавивший поход на Русь.

10. Столица Золотой Орды.

Ребята, какое ключевое слово у вас получилось?

Сформулируйте тему нашего урока.

Совершенно верно, ребята, сегодня на уроке мы узнаем о правлении московского князя Ивана Калиты, а также о том, как возрождалась Русь после долгого гнета Золотой Орды, поэтому полностью тема нашего урока звучит так: «Русь расправляет крылья»

Итак, ребята, сформулируйте цели нашего урока:

-узнать…

-познакомиться…

-научиться…

 Желаю вам достичь сегодня успехов в достижении целей!

(работают самостоятельно в парах)

-Иван Калита.

-Тема урока: «Иван Калита»

(ставят цели на урок)

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Литературоведческий анализ: толкование термина

Наглядный: предъявление термина на слайде

Словесный: обобщение

8 мин

Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили Русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново. Отстраивались города, возрождались ремёсла, крестьяне обрабатывали земли. К этому времени на Руси была обнаружена странная закономерность - жители южной территории старались переселиться севернее, где и климат был суровее и полей меньше.

Как вы думаете, почему люди переселялись? В учебнике на с.65 найдите подтверждение своих слов.

Так какие же города относятся к северо-восточной Руси? Найдите их на карте.

Давайте по цепочке прочитаем текст на странице 65-66 и найдем ответы на предложенные вопросы:

1.Опишите князей северо-восточной Руси.

2.Охарактеризуйте развитие ремесла в северо-восточной Руси.

3.Как развивалось купечество в северо-восточной Руси.

4.Как возникли монастыри?

Вы знаете, что такое монастырь?                                                            

Какой монастырь возник около города Радонежа? Кто явился основателем этого монастыря?

Давайте узнаем, какова история этого монастыря (текст предлагается на карточках). Читаем по цепочке.

Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил – бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял – как бы самому в этом лесу не пропасть… А что было дальше нам расскажет…

И вдруг Варфоломей увидел старца – Монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.

Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью.

Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании.

Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиев, а город. Где стоит этот монастырь. Называется Троицкий Посад.

Какой момент из жизни Сергия Радонежского представлен?

(слушают учителя)

-Потому что северо-восточная часть Руси была удалена от Золотой Орды и была безопаснее.

-Москва, Владимир, Суздаль, Тверь, Ярославль.

-Князья были очень умными и добродушными, воздвигали крепости и отстраивали города заново, принимали переселенцев и возрождали ремесла.

-Возрождение ремесел шло очень активно, но особо ценными ремесленниками были те, кто умел изготавливать оружие и броню.

-Под княжеской защитой купцы совершенно спокойно и уверенно занимались торговлей.

-Некоторые монахи поселялись в удалении от людей, а народ тянулся к ним за советом, некоторые оставались с ним и тоже становились монахами.

-Это храм или место, где жили монахи.

-Троицкий монастырь. Его основал Сергий Радонежский.

(читают текст по цепочке)

-История становления Сергия монахом и основания монастыря.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: построение рассуждения;

П: анализ объектов

П: выделение необходимой информации

П: построение рассуждения;

V. Первичное закрепление

Практич: работа с учебником

5 мин

А сейчас мы узнаем о московском князе Иване Даниловиче и о том, почему он получил историческое прозвище «Калита». Давайте прочитаем текст на страницах 66-68 по цепочке.

Как ещё при жизни прозвали Ивана Даниловича? За что его так прозвали?

Какие незнакомые слова вы заметили в тексте?

Торжище-это место торговли возле Кремля.

Шапка Мономаха-головной убор, увенчанный крестом и драгоценными камнями, подарок Константина Мономаха. Рассмотрите иллюстрацию на с.68

Каким был князь Иван Калита? Чем он был знаменит?

(работают с учебником устно по цепочке)


-Иван Калита. Прозвали его так, потому что он носил с собой  мешочек для монет называемый «калитой», из которого отдавал нуждающимся деньги.

-Торжище, Шапка Мономаха.

-Он был бережлив, но не скуп, помогал нуждающимся. Отличился он тем, что расширил русские земли.

К: работа в группах

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: подведение под понятие

П: осознанное построение речевого высказывания

1 мин

Динамическая пауза

Видеофрагмент

 

(Повторяют движения)

Р:саморегуляция

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

(Практический – дидактическая игра)

10 мин

Игра «Собери Кремль»

Для того, чтобы нам собрать Кремль тех времён нам нужно ответить на вопросы урока.

Какие земли оказались более безопасными для жизни? Какие города здесь располагались?

Чем занимались князья этих земель?

Какие ремесла возродились в этих городах?

Какой монастырь возник около города Радонежа?

Кто его основал?

Кто правил в Москве в те времена?

Что происходило с Москвой при его правлении?

Как это удалось Ивану Калите?

Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена?

Чем известен в истории Иван Калита?

Какой город стал центром возрождения Руси?

Посмотрите, ребята, вы отлично поработали и смогли собрать Кремль!

-Северо – восточные земли, наиболее отдаленные от Орды. Москва, Тверь, Ярославль.

-Ставили новые города и крепости.

-В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы.

-Троицкий монастырь.

-Сергий.

-Иван Данилович.

-Москва богатела и росла.

-Он сумел войти в доверие к Хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей русской земли. Часть денег Иван оставлял в своей казне.

-Шапку Мономаха.

-Московское княжество.

-Он начал объединение вокруг Москвы русских земель.

-Москва

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: умение полно и точно выражать мысли;

VII. Включение в систему знаний, повторение

(Практический – упражнение)

5 мин

Работа в рабочей тетради.

Откройте тетради на станице 22, выполните 1 задание. Что в нём нужно сделать?

Теперь обратите внимание на задание номер 2 с. 23.Что в нём нужно сделать? Выполните задание самостоятельно.

1. Прозвание князя Ивана Даниловича.

2. Имя византийского императора, по легенде приславшего в подарок шапку Мономаха.

3. Укрепленный центр древнерусского города.

Обратите внимание на задание номер 3 с. 23.Что в нём нужно сделать? Как называется этот- монастырь? Кто его основал?

Теперь обратите внимание на задание номер 4.В чём заключается задание?

-Найти одно неверное утверждение и отметить знаком «-». Дать устное объяснение.Ответ: При Иване Даниловиче в Москву из южных русских княжеств переселилось много бояр с семьями.

-Вписать в клеточки слова на букву «К».

1. К а л и т а

2. К о н с т а н т и н

3. К р е м л ь

-Троице-Сергиев (Троицкий) монастырь. Сергий Радонежский.

-Соединить надпись и рисунок к нему. Подходит 3 рисунок.

П: построение рассуждения;

П: выделение необходимой информации

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: рефлексия на листочке

4 мин

Ребята, вспомните, какая тема урока у нас сегодня была?

Вспомните, какие цели вы сегодня ставили себе на урок. Добились ли вы их, как вы считаете?

Посмотрите на слайд, на нем изображена лестница. Поставьте себя на верхнюю ступеньку, если вы достигли всех учебных целей на уроке, вам все было понятно и вам было легко работать. Поднимите руку.

Поставьте себя на среднюю ступень, если вы считаете, что достигли не всех целей или вам было не совсем комфортно работать сегодня. Поднимите руку.

Поставьте себя на нижнюю ступень, если считаете, что сегодня не достигли ни одной цели и вам было очень некомфортно работать в команде. Поднимите руку.

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Учебник, страница 65-69, читать, подготовить сообщение о Шапке Мономаха.

Спасибо за урок, до свидания!

-Тема нашего урока: «Русь расправляет крылья»

 (делятся мнениями)

(выполняют самооценку деятельности)

(записывают домашнее задание)

-До свидания!

Р: осуществление итогового контроля

В данном конспекте применяется технология проблемного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Русь раскрывает крылья" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Русь расправляет крылья" 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Русь расправляет крылья"

Материал создает благоприятные условия для усвоения знаний об Иване Калите и о его деятельности, организует деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков о...

Урок Окружающий мир 4 класс "Русь расправляет крылья"

коспект урока окружающего мира 4 класс УМК "Школа России"...