Конспект урока по окружающему миру, 4 класс: Страна городов
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_gorodov.docx138.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 16.04.19                                                                                                         ФИО учителя: Максимова Н.А__________

Школа: 141                                                                                                                     ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»                                                                                                                ФИО методиста: Мухина И.Г__________

Кабинет: 29

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Страна городов»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их вероисповедания.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать и понимать значение знания истории своего народа, иметь представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;
  • уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник Окружающий мир: 4кл., 2 ч., стр.46-54; учебная презентация

Челябинск, 2019

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

 Здравствуйте, ребята, садитесь.

Наш урок мы начинаем с мотивирующего стихотворения:                                                                                                                 - Быть должны всегда в порядке:                                                                           Ручки, книжки и тетрадки.                                                                                                                А девиз у нас такой:                                                                                                             «Все, что надо, - под рукой!»

Пожелайте своему соседу удачи на уроке.

(приветствуют учителя)

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: фронтальный вопрос

8 мин

(проверка домашнего задания)

Ребята, какой раздел мы начали изучать?

Какова была тема прошлого урока?

Давайте посмотрим, хорошо ли вы помните данную тему. Для этого выполним тест.

1.Столица Древней Руси:

А.Чернигов

Б.Киев

В.Суздаль

2.Какой князь прославился своими военными подвигами?

А.Олег

Б.Владимир

В.Игорь

3.Глава Древней Руси:

А.Рыцарь

Б.Хан

В.Князь

4.Советники князя:

А.Бояре

Б.Крестьяне

В.Дружинники

5.Государство с названием Русь было образовано в:

А.886 году

Б.1967 году

В.988 году

6.В 988 году произошло важное событие. Какое?

А.Мирный договор с Византией

Б.Крещение Руси

В.Взятие Царьграда

7.Как люди прозвали князя Олега?

А.Победоносец

Б.Вещий

В.Красное Солнышко

8.На какой реке произошло Крещение Руси?

А.Дунай

Б.Днепр

В.Енисей

9.Как звали князя с прозвищем «Красное Солнышко»?

А.Иван

Б.Владимир

В.Олег

Поменяйтесь листочками, возьмите карандаш и проверьте работу соседа, сверяясь с ответами на слайде, а затем поставьте отметку:

9-8 плюсов – «5»

7-6 плюсов – «4»

5-4 плюса – «3»

3 и меньше – «2»

Подпишите свои работы и передайте листочки вперед.

-Мы начали изучать раздел «Страницы истории Отечества».

-Тема прошлого урока «Во времена Древней Руси»

(выполняют тестовую работу)

(выполняют взаимопроверку и взаимооценку тестовой работы)

П: построение речевого высказывания

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

III. Постановка учебной задачи

Словесный: подводящий диалог

2 мин

Нам уже известно, как жили древние славяне, какими были их жилища, как выглядели посёлки славян-землепашцев.

Но у славян по-прежнему было много врагов, для защиты своих домов они стали строить крепости. Как вы думаете, где было самое подходящее место для строительства крепостей?

Да, крепость строили в том месте, где с трёх сторон её закрывала река, а с четвёртой высокий берег. Со стороны, не защищённой рекой рыли глубокий ров, его заполняли водой, так получался остров, где было безопасно строить дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, на валу ставили высокую бревенчатую ограду, брёвна ставили близко друг к другу, заостряя их верхушки. Враги не могли преодолеть незамеченными эти преграды, а для друзей через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко поднять. Такие посёлки-крепости  стали называть городами, от слова «городить, огораживать».

В таких городах жили князья со своими дружинниками да купцы с ремесленниками. Кто такие купцы и ремесленники?

Верно. Ребята, на основе того, о чем мы с вами поговорили, а также с помощью учебника на странице 46, предположите тему урока.

Итак, ребята, сформулируйте цели нашего урока:

-узнать…

-познакомиться…

-научиться…

 Желаю вам достичь сегодня успехов в достижении целей!

- Там, где было бы хорошо заметно врагов. Это высокий берег реки.

- Купцы – богатые торговцы, владельцы торговых предприятий, ремесленник – человек , который занимается своим делом, ремеслом.

-Тема урока: «Страна городов»

(ставят цели на урок)

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Наглядный: предъявление термина на слайде

Словесный: обобщение

8 мин

Отправляемся в путешествие по Древней Руси.

Рассмотрим на странице 47 схему Древнего Киева, его же видим и на экране.

Расскажите об устройстве древнего города, Киева в частности: территория, постройки, как можно было попасть в город.

Расскажите, а что такое кремль?

Прочитайте, пожалуйста текст на страницах 47 и 48.

Что вы можете рассказать о Киеве?

Все верно. Давайте рассмотрим Киев поближе. Софийский собор – одна из достопримечательностей Древнего города Киева. Он был построен Ярославом Мудрым в 1037 году в честь победы над печенегами. Митрополит Илларион так отзывался о соборе: «Он вызывает удивление и восхищение во всех сторонах, лежащих окрест, ибо не найдётся подобного ему во всех полунощных землях от востока до запада!»  Храм назвали в честь святой Софии – мудрости Божией.

Храм окружён был с трёх сторон галереями. Двенадцать разновеликих куполов образовывали композицию, группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого.

Своей величиной, внутренним убранством собор производил огромное впечатление на горожан. Он вознёсся почти на высоту 30 метров над низенькими окружавшими его избами. Необыкновенная высота сводов, и мозаика и фресковая роспись стен поражала горожан, привыкших с своим тесным полуземлянкам.

Как свидетельствует «Повесть временных лет», Ярослав украсил церковь «золотом, серебром и сосудами церковными». Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь располагалась резиденция главы русской церкви митрополита Киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека, древнейшая на Руси, мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава мудрого в Софийском соборе была создана одна из первых школ на Руси. Сам князь после смерти был погребён в Софийском соборе в мраморном саркофаге.

Итак, ребята, давайте ответим на вопросы:

  1. Кем был построен Софийский Собор?
  2. В честь какого события был построен Софийский Собор?

  1. Какова была высота Собора?
  2. Чем важна была данная постройка для города?

(работают с картой)

- Попасть в город можно было через городские Золотые ворота.

-Кремль – это центр укрепленного города.

-Киев был богат красивыми постройками и церквями. Расцвел он во времена правления Ярослава Мудрого. Киев до разорения был одним из крупнейших городов

(слушают учителя)

-Ярославом Мудрым.

-В честь победы над печенегами.

-30 метров.

-В ней находилась резиденция митрополита, хранились государственные документы, а также здесь была открыта одна из первых школ на Руси.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: построение рассуждения;

П: анализ объектов

П: выделение необходимой информации

П: построение рассуждения;

V. Первичное закрепление

Практич: заполнение табл

Литературоведческий анализ: толкование термина

Наглядный: предъявление термина на слайде

5 мин

Из Киева мы перемещаемся в Древний Новгород. Рассмотрите схему Древнего Новгорода (стр 47).

Новгород был самым богатым городом на Руси. Он стоял на реке

Волхов, что у Ильмень-озера. Новгород известен с 859 года. Название «новый город» получил после того, как горожане основали его после первого, которое было ранее в начале реки Волхов.

Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью. От незваных гостей его защищали земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу возвышался красавец Кремль. Кремль – центральная часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями. На территории Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, Софийским. Собор был построен в середине XI века. Он был главным храмом и символом города.

Прочитайте о Новгороде на страницах 48-52.

Давайте посмотрим, что вы узнали:

  1. Как природа помогала Новгороду в защите от недругов?

  1. Почему у берегов Новгорода теснилось много кораблей?

  1. Чем славились новгородские ремесленники?

  1. Кто такие посадники? Чем они занимались?

  1. Что узнали археологи о Новгороде?

  1. Что такое берестяная грамота? Для чего она была нужна и чем на ней писали?

Молодцы!

В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновьями. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свою территорию, за что прозван был Долгоруким.

С его именем связана одна легенда.

Ехал как-то Долгорукий со своею дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу. Только ветки похрустывали под копытами конскими, да птица редкая с криком перелетала с дерева на дерево. Туман серый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий средь тумана зверя о трёх головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало. Старец один разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град.» Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул Долгорукий, – земля сия под град новый отведена!»

И в 1147 голу на этом месте был основан новый город. Какой?

 

«Это была маленькая, бедная Москва, она вовсе не походила на нашу нынешнюю белокаменную, гордую Москву, – не прошло и года от её построения. Многие её ещё называли не Москвою, а Кучковом, по имени хозяина здешних мест богатого боярина Степана Кучки» – так пишет о Москве А.Ишимова в своей книге.

(работают с картой)

(слушают учителя)

(работают с учебником)

-Новгород находился рядом с болотами и топями, через которые трудно пройти.

-Город стоял на морском торговом пути, поэтому часто можно было услышать иностранную речь на улицах города.

-Изготовлением оружия, украшений, кожаной одежды и предметов из камня.

-Посадники – это люди, посаженные князем заниматься делами города.

-Новгородца ходили по деревянным мостовым, их настилали в течение 500 лет.

-Береста – это березовая кора, использующаяся для письма. На ней писали с помощью заостренных палочек – писал. Использовали для обучения, документов, общения.

(слушают учителя)

- Город Москва.

К: работа в группах

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: подведение под понятие

П: осознанное построение речевого высказывания

1 мин

Динамическая пауза

«Письмо носом».

Представьте, что кончик носа — это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, — все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран, небольшое письмо любимому человеку. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик.

 

(Повторяют движения)

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый: поиск правильных ответов

Практич.: решение теста

5 мин

Проведём тест. Каждый выполняет индивидуально. Затем проверим. Каждый ответ - это 1 балл, максимальный балл- 6.

1) В древнем Киеве и Древнем Новгороде были построены Софийские соборы (да)

2) Первую берестяную грамоту нашли в Киеве (нет)

3) Столицей Древней Руси был Новгород (нет)

4) Кремль- это городская крепость в старинных русских городах (да)

5) Великий Новгород стоит на реке Волхов (да)

6) Вече- это собрание горожан, на котором решались важные вопросы. (да)

Давайте проверим ваши работы. Обменяйтесь листочком с соседом сзади, проверьте и оцените его работу:

6 плюсов – «5»

5-4 плюса – «4»

3 плюса – «3»

Поставьте отметку и передайте листочки вперед.

(работают самостоятельно на листочках)

(выполняют взаимопроверку и взаимооценку тестовой работы)

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: умение полно и точно выражать мысли;

VII. Включение в систему знаний, повторение

(Практический – Дидактическая игра)

2 мин

Дидактическая игра «Узелки на память»

Ребята, соедините имена, прозвища (фамилии) и важные даты в правлении князей.

(учувствуют в игре, отвечают на вопросы)

П: построение рассуждения;

П: выделение необходимой информации

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: рефлексия на листочке

4 мин

Ребята, вспомните, какая тема урока у нас сегодня была?

Вспомните, какие цели вы сегодня ставили себе на урок. Добились ли вы их, как вы считаете?

Посмотрите на слайд, на нем изображена лестница. Поставьте себя на верхнюю ступеньку, если вы достигли всех учебных целей на уроке, вам все было понятно и вам было легко работать. Поднимите руку.

Поставьте себя на среднюю ступень, если вы считаете, что достигли не всех целей или вам было не совсем комфортно работать сегодня. Поднимите руку.

Поставьте себя на нижнюю ступень, если считаете, что сегодня не достигли ни одной цели и вам было очень некомфортно работать в команде. Поднимите руку.

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Учебник, страница 46-54, читать, ответить на вопросы в колонке «Проверь себя»; с. 53 № 2.

РТ с.17 №1,2

Спасибо за урок, до свидания!

-Тема нашего урока: «Страна городов»

 (делятся мнениями)

(выполняют самооценку деятельности)

(записывают домашнее задание)

-До свидания!

Р: осуществление итогового контроля

В данном конспекте применяется технология проблемного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру "Мой любимый город"

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Мой любимый город", цели которого: -закрепить знания детей о родной стране, о столице России – Москве;-воспитание чувства патриотизма и любви к ро...

конспект урока по окружающему миру 2 кл. "Город на Неве"

конспект урока по окружающему миру во 2 кл.  "Город на Неве"...

Конспект урока по окружающему миру "Страна городов", 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Город на Неве», 2 класс

Цель деятельности учителя: формирование представлений у обучающихся о городе Санкт – Петербурге и его достопримечательностях.Планируемые результаты:Предметные:знать, кто является основателем Сан...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Проект "Города России" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся огородах России.Планируемые результаты:Предметные:-знать особенности городов России; -уметь анализировать и делать выводы.Личностные:-при...

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру ТЕМА «Страна, открывшая путь в космос» (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний о первом полете в космос;формирование представлений о жизни страны в период СССР;воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы и формиров...